Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Удов Б.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Шубиной И.И.,
судей Вьюговой Н.М., Милых М.В.,
при секретаре С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Милых М.В.,
дело по апелляционной жалобе представителя К. на решение Гагаринского районного суд г. Москвы от 3 апреля 2012 года, которым постановлено: В удовлетворении исковых требований К. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании поставить на учет нуждающихся в приобретении жилых помещений - отказать,
установила:
К. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании поставить на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений.
В обоснование заявленных требований указывает, что она обратилась в ДЖП и ЖФ г. Москвы с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений, однако 07 марта 2012 года ей был выдан отказ в удовлетворении данного заявления. С данным отказом она не согласна, поскольку она является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы. В однокомнатной квартире площадью 36,5 кв. м они проживают вместе с дочерью, внучкой и правнуком.
Истец в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении слушания дела в адрес суда не поступало.
Представитель ДЖП и ЖФ г. Москвы по доверенности П. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель представителя К. Г.
Проверив материалы дела, выслушав представителя К. Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, семья К. в составе 4 человек (К., Г., Е., Е.М.) проживают по адресу: г. Москва, ул. ..., д. ..., корп. ..., кв. ...
Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности К. и представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью ... кв. м, жилой ... кв. м.
К. обратилась в ДЖП и ЖФ г. Москвы с заявлением о признании ее семьи нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Согласно Распоряжению ДЖП и ЖФ г. Москвы было отказано в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ на основании Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения".
Отказывая К. в удовлетворении ее требований, суд первой инстанции указал следующее.
Согласно п. 7 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В развитие указанного положения 14 июня 2006 года принят закон г. Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Согласно п. 2, 4 ст. 5 вышеуказанного закона г. Москвы к компетенции органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению права жителей города Москвы на жилые помещения относятся: признание жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях, ведение жилищного учета жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и нуждающимися в жилых помещениях.
Как усматривается из п. 3 ст. 8 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований, а именно если заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно ст. 7 закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
2) имеют гражданство Российской Федерации;
3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии со ст. 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 кв. м площади жилого помещения на одного человека.
Согласно Распоряжению ДЖП и ЖФ г. Москвы от 07.03.2012 года N У56-2354 К. и Г. в браках не состоят.
Е. состоит в браке, муж Е.Г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Московская область, г. ..., ул. ..., д. ..., кв. ..., где занимает однокомнатную квартиру площадью жилого помещения ... кв. м. Собственником данной квартиры является Е.Г. на основании договора передачи от 07.06.2005 года.
С учетом собственности Е. на каждого члена семьи К. приходится более 18 кв. м на человека, что превышает установленную норму предоставления площади жилого помещения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в удовлетворении требований К. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании поставить на учет нуждающихся в приобретении жилых помещений должно быть отказано в полном объеме.
Между тем, как видно из Распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы от 07.03.2012 года N У56-2354 об отказе К. в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, оно принято на основании Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", однако ссылка на конкретную норму указанного закона в распоряжении отсутствует, из распоряжения не ясно, какие именно имелись законные основания для отказа К. в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
При таких обстоятельствах указанное Распоряжение нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
Кроме того, указывая на то, что муж внучки К. Е.Г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Московская область, г. ..., ул. ..., д. ..., кв. ..., где занимает однокомнатную квартиру площадью жилого помещения ... кв. м, является ее собственником, с учетом собственности Е. на каждого члена семьи К. приходится более ... кв. м на человека, что превышает установленную норму предоставления площади жилого помещения, суд не принял во внимание, что муж Е. Е.Г. никогда не вселялся в жилое помещение, занимаемое семьей К., в силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника К. не относится, на улучшение жилищных условий не претендует, зарегистрирован и проживает в принадлежащей ему на основании договора передачи квартире.
Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Согласно п. 3 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, когда размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы (ч. 1 п. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29).
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 3 апреля 2012 г. отменить.
Распоряжение ДЖП и ЖФ г. Москвы N У56-2354 от 07.03.2012 года об отказе в признании К., Г., Е., Е.М. нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ отменить.
Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы рассмотреть заявление К. о признании ее семьи нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 26.07.2012 ПО ДЕЛУ N 11-12173
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2012 г. по делу N 11-12173
Судья: Удов Б.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Шубиной И.И.,
судей Вьюговой Н.М., Милых М.В.,
при секретаре С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Милых М.В.,
дело по апелляционной жалобе представителя К. на решение Гагаринского районного суд г. Москвы от 3 апреля 2012 года, которым постановлено: В удовлетворении исковых требований К. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании поставить на учет нуждающихся в приобретении жилых помещений - отказать,
установила:
К. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании поставить на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений.
В обоснование заявленных требований указывает, что она обратилась в ДЖП и ЖФ г. Москвы с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений, однако 07 марта 2012 года ей был выдан отказ в удовлетворении данного заявления. С данным отказом она не согласна, поскольку она является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы. В однокомнатной квартире площадью 36,5 кв. м они проживают вместе с дочерью, внучкой и правнуком.
Истец в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении слушания дела в адрес суда не поступало.
Представитель ДЖП и ЖФ г. Москвы по доверенности П. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель представителя К. Г.
Проверив материалы дела, выслушав представителя К. Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, семья К. в составе 4 человек (К., Г., Е., Е.М.) проживают по адресу: г. Москва, ул. ..., д. ..., корп. ..., кв. ...
Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности К. и представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью ... кв. м, жилой ... кв. м.
К. обратилась в ДЖП и ЖФ г. Москвы с заявлением о признании ее семьи нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Согласно Распоряжению ДЖП и ЖФ г. Москвы было отказано в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ на основании Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения".
Отказывая К. в удовлетворении ее требований, суд первой инстанции указал следующее.
Согласно п. 7 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В развитие указанного положения 14 июня 2006 года принят закон г. Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Согласно п. 2, 4 ст. 5 вышеуказанного закона г. Москвы к компетенции органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению права жителей города Москвы на жилые помещения относятся: признание жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях, ведение жилищного учета жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и нуждающимися в жилых помещениях.
Как усматривается из п. 3 ст. 8 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований, а именно если заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно ст. 7 закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
2) имеют гражданство Российской Федерации;
3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии со ст. 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 кв. м площади жилого помещения на одного человека.
Согласно Распоряжению ДЖП и ЖФ г. Москвы от 07.03.2012 года N У56-2354 К. и Г. в браках не состоят.
Е. состоит в браке, муж Е.Г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Московская область, г. ..., ул. ..., д. ..., кв. ..., где занимает однокомнатную квартиру площадью жилого помещения ... кв. м. Собственником данной квартиры является Е.Г. на основании договора передачи от 07.06.2005 года.
С учетом собственности Е. на каждого члена семьи К. приходится более 18 кв. м на человека, что превышает установленную норму предоставления площади жилого помещения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в удовлетворении требований К. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании поставить на учет нуждающихся в приобретении жилых помещений должно быть отказано в полном объеме.
Между тем, как видно из Распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы от 07.03.2012 года N У56-2354 об отказе К. в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, оно принято на основании Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", однако ссылка на конкретную норму указанного закона в распоряжении отсутствует, из распоряжения не ясно, какие именно имелись законные основания для отказа К. в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
При таких обстоятельствах указанное Распоряжение нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
Кроме того, указывая на то, что муж внучки К. Е.Г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Московская область, г. ..., ул. ..., д. ..., кв. ..., где занимает однокомнатную квартиру площадью жилого помещения ... кв. м, является ее собственником, с учетом собственности Е. на каждого члена семьи К. приходится более ... кв. м на человека, что превышает установленную норму предоставления площади жилого помещения, суд не принял во внимание, что муж Е. Е.Г. никогда не вселялся в жилое помещение, занимаемое семьей К., в силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника К. не относится, на улучшение жилищных условий не претендует, зарегистрирован и проживает в принадлежащей ему на основании договора передачи квартире.
Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Согласно п. 3 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, когда размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы (ч. 1 п. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29).
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 3 апреля 2012 г. отменить.
Распоряжение ДЖП и ЖФ г. Москвы N У56-2354 от 07.03.2012 года об отказе в признании К., Г., Е., Е.М. нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ отменить.
Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы рассмотреть заявление К. о признании ее семьи нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)