Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-8866/2012

Разделы:
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью; Купля-продажа земли; Сделки с землей; Предоставление земли; Приватизация земли

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 октября 2012 г. по делу N 33-8866/2012


Судья Киселева Е.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Ивановой О.Д.
судей Быстровой М.Г., Зинченко И.Н.
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Быстровой М.Г.
гражданское дело по иску С.Л., действующей в своих интересах и в интересах недееспособного сына С.С., к Администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска, Управлению архитектуры Администрации г. Красноярска об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп, признании права на приобретение в собственность земельного участка путем выкупа и возложении обязанности по заключению договора купли-продажи земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Красноярска А.
на заочное решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 16 июля 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования С.Л., действующей в своих интересах и в интересах С.С. к администрации г. Красноярска, департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, управлению архитектуры администрации г. Красноярска о признании права на приобретение в собственность земельного участка путем выкупа, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп незаконным удовлетворить.
Признать письменный отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска N 41997 в предоставлении С.Л., С.С. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 353,5 кв. м, расположенного по адресу незаконным.
Признать за С.Л., действующей в своих интересах и в интересах С.С., право на приобретение в собственность путем выкупа земельного участка, с кадастровым номером N общей площадью 353,5 кв. м, расположенного по адресу
Возложить обязанность на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска заключить с С.Л., действующей в своих интересах и в интересах С.С. договор купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером кадастровым номером N, общей площадью 353,5 кв. м, расположенного по адресу г.", по цене установленной на момент обращения с заявлением о продаже земельного участка, т.е. на сентябрь 2011 года".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:

С.Л., действующая в своих интересах и интересах своего недееспособного сына С.С., обратилась в суд с иском к Администрации г. Красноярска Департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска, Управлению архитектуры Администрации г. Красноярска об оспаривании отказа в предоставлении им в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: признании права на приобретение указанного земельного участка в собственность путем его выкупа и возложении на Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска обязанности заключить договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка по цене, установленной на момент обращения с повторным заявлением о продаже земельного участка (сентябрь 2011 года).
Требования мотивированы тем, что по договору купли-продажи от 15 июля 2005 г. они купили жилой дом, общей площадью 158,3 кв. м, расположенный по адресу <...> на земельном участке с кадастровым номером, который изначально был предоставлен Т.Н. в пользование по договору аренды N 3586 от 23 июня 1997 г. для строительства указанного жилого дома. В августе 2011 года они обратились в Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска с заявлением о передаче земельного участка в собственность за плату, однако письмом от 15 сентября 2011 года им было в этом отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. Данный отказ считают необоснованным, поскольку спорный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет, они имеют бесспорное право на приобретение спорного земельного участка, поскольку на нем расположен принадлежащий им на праве собственности дом.
Судом постановлено выше приведенное заочное решение.
В апелляционной жалобе Администрация г Красноярска просит это решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что нахождение спорного земельного участка в границах земель, зарезервированных для муниципальных нужд в силу п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ исключает возможность передачи этого земельного участка в собственность граждан. Кроме того, ссылается на то, что после покупки данного дома истцами было самовольно произведено его переустройство жилого дома, а право собственности на самовольно переустроенный жилой дом было зарегистрировано лишь в 2011 году.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, выслушав объяснения представителя Администрации г. Красноярска Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения С.Л., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы и полагавшей необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усматривает, поскольку оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
При этом Земельным кодексом РФ установлено, что не могут предоставляться в частную собственность и, соответственно, не подлежат приватизации, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота (п. 2 ст. 27 ЗК РФ), и земельные участки общего пользования, то есть те участки, которые уже заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования (п. 12 ст. 85 ЗК РФ).
В то же время, п. 2 ст. 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, к каковым в силу пп. 13 п. 5 ст. 27 ЗК РФ относятся и земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, могут предоставляться в частную собственность в установленных федеральными законами случаях.
Такие случаи установлены, в частности, п. 1 ст. 36 ЗК РФ, согласно которому исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, и иными федеральными законами.
Порядок и условия приватизации таких земельных участков установлен п. 5 - 8 ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с которыми для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются с заявлением о приобретении прав на земельный участок в орган местного самоуправления, который в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, нормы Земельного кодекса РФ закрепляют исключительное право лица на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае, если данный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых усматривается, что спорный земельный участок общей площадью 353 кв. м первоначально был предоставлен прежнему собственнику жилого дома Т.Н. на основании договора аренды от 30.06.1997 г. для строительства жилого дома, который и был им возведен. После смерти Т.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 18.12.2004 года собственником указанного домовладения стала его супруга Т.Р., которая продала указанный дом по договору купли-продажи от 21.06.2005 года С.Л. и ее сыну С.С., при этом в договоре указано, что жилой дом по расположен на земельном участке с кадастровым номером.
Учитывая, что право собственности на дом по адресу: <...> перешло на законных основаниях к С.Л. и С.С., то в соответствии со ст. 35 ЗК РФ к ним перешло и право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника недвижимости.
Из материалов дела следует, что каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке в настоящее время не имеется, данных о том, что указанный участок изъят из оборота, также не представлено, тем самым доказательств тому, что данный земельный участок не может быть передан в частную собственность по основаниям, установленным п. 2 ст. 27 и п. 12 ст. 85 ЗК РФ, не имеется.
При таком положении суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что С.Л. и С.С. подтвердили наличие у них исключительного права на приватизацию испрашиваемого земельного участка, в связи с чем в отсутствие установленных законом запретов на передачу данного земельного участка в частную собственность им не могло быть отказано в его приватизации.
Ссылки в апелляционной жалобе на п. 4 ст. 28 ЗК РФ судебная коллегия признает не состоятельными, поскольку данная норма закона регулирует вопросы приобретения прав на находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, не занятые объектами недвижимости, и допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд, в то время как вопросы приобретения в собственность земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, являющиеся частной собственностью, урегулированы ст. 36 ЗК РФ, в которой, как указано выше, не содержится каких-либо ограничений исключительного права на приобретение такого земельного участка в собственность, в том числе и в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд. Следовательно, в данном случае к возникшим правоотношениям сторон нормы ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не применимы.
Доводы апелляционной жалобы о самовольном переустройстве С-выми жилого дома и регистрации права собственности на самовольно переустроенный жилой дом лишь в 2011 году, правового значения для разрешения данного спора не имеют, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:

Заочное решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 16 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации г. Красноярска А. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)