Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Мильчакова С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Носковой Г.Н.
судей Бакиной Е.Н., Маркина В.А.
с участием прокурора Шибановой Н.Е.
при секретаре В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 24 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе Правительства Кировской области на решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 24 мая 2012 года, которым постановлено:
Обязать Правительство Кировской области выделить Администрации города Кирова денежные средства на приобретение жилого помещения К. по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, за счет средств федерального бюджета выделенных на эти цели.
Обязать Администрацию города Кирова, за счет средств федерального бюджета, выделенных Правительству Кировской области на эти цели, предоставить К. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Заслушав доклад судьи Носковой Г.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор Октябрьского района города Кирова, действующий в интересах К., обратился с иском к Правительству Кировской области и Администрации города Кирова об обеспечении жилым помещением.
В обосновании своих требований указал, что прокуратурой Октябрьского района города Кирова была проведена проверка по факту нарушения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в отношении К.
К. относится к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его отец С. умер ***., а мать Н., лишена родительских прав на основании решения Октябрьского районного суда города Кирова от *** года.
По Постановлению администрации города Кирова N *** от *** года "О предоставлении жилого помещения несовершеннолетним К., *** года рождения, и В., *** года рождения" предоставление жилого помещения К. необходимо осуществить в соответствии с действующим законодательством.
Согласно выписке из протокола N *** заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от *** года, утвержденного распоряжением заместителя Главы администрации города Кирова, начальника Территориального управления по Октябрьскому району от *** года N ***, К. был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принят на внеочередной учет по предоставлению жилого помещения, как сирота.
До настоящего времени К. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма, в связи с чем, прокурор просил суд - обязать Правительство Кировской области выделить администрации города Кирова денежные средства на приобретение жилого помещения К. по договору социального найма не ниже установленных норм, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели, а также, обязать Администрацию города Кирова, за счет средств федерального бюджета, выделенных Правительству Кировской области на эти цели, предоставить К. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Судом постановлено приведенное выше решение.
С решением суда не согласно Правительство Кировской области в части обязания Правительства Кировской области выделить администрации г. Кирова денежные средства на приобретение жилого помещения К. по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, за счет средств федерального бюджета выделенных на эти цели, в апелляционной жалобе представитель П. считает его необоснованным и подлежащим отмене ввиду нарушения и неправильного применения норм материального права. Правительство Кировской области не наделено бюджетными полномочиями главного распорядителя средств областного бюджета, так же не включено и в Перечень главных распорядителей средств областного бюджета. В мотивировочной части решения отсутствуют указания на нормы материального права, устанавливающие полномочия Правительства Кировской области по выделению денежных средств администрации г. Кирова на приобретение благоустроенного жилья для К. Просит решение в данной части отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Октябрьского района г. Кирова Ц. считает решение суда законным и обоснованным. В соответствии с действующим законодательством финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечении их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местными бюджетами из областного бюджета. Решение суда просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В процессе рассмотрения дела в апелляционной инстанции К. пояснил, что с жалобой не согласен, в настоящее время он с женой и маленьким ребенком проживает у брата, другого жилья у него нет. Закрепленное за ним жилое помещение по ***, является общежитием, там ему выделено койко-место, и проживать с женой и ребенком он там не может.
Прокурор Шибанова Н.Е. полностью поддержала возражения на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, выслушав К., прокурора Шибанову Н.Е., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что К., родился *** года. Его отец - С. умер *** года, а мать - Н. лишена родительских прав, по решению Октябрьского районного суда города Кирова от *** года.
На основании Распоряжения администрации города Кирова N *** от *** года К., *** года рождения, бы устроен в государственное детское учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях сохранения жилой площади за К., по адресу: *** на квартиру был наложен запрет на совершения сделок без согласия органа опеки и попечительства.
Постановлением администрации города Кирова N *** от *** года "О предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему К., *** рождения" Территориальному управлению администрации города Кирова по Октябрьскому району, в связи с тем, что жилое помещение по адресу: *** было не сохранено за К., и было рекомендовано осуществить предоставление ему жилого помещения, в соответствии с действующим законодательством.
*** года К. обратился в Территориальное управление администрации города Кирова по Октябрьскому району с заявлением о принятии его на учет по внеочередному предоставлению жилого помещения, как сироте.
Согласно выписки из протокола N *** заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от *** года, утвержденного Распоряжением заместителя главы администрации города Кирова, начальника Территориального управления по Октябрьскому району от *** года N ***, К. был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года N 159-ФЗ и принят на внеочередной учет по предоставлению жилого помещения, как сирота, под N *** и включен в регистр детей сирот на получение жилого помещения по договору социального найма за счет средств областного бюджета.
Однако, при подаче Списков граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на *** года ***) по вине специалиста отдела по учету и распределению жилой площади К. не был внесен в этот список. Позднее данная ошибка была устранена и он был внесен в Список под N ***, но в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2012 году он не вошел, что подтверждается письмом Территориального управления администрации города Кирова по Октябрьскому району от *** года N ***.
Судом установлено, что до настоящего времени К. по договору социального найма жилое помещение не предоставлено.
С *** года по *** года К. обучался в ГОУ НПО ПУ ***, что подтверждается справкой ГОУ НПО ПУ ***
На основании распоряжения главы администрации города Кирова, начальника Территориального управления по Октябрьскому району N *** от *** года, и по ходатайству ГОУ НПО ПУ *** - К. было предоставлено койко-место в комнате, жилой площадью *** кв. м, в муниципальном общежитии по адресу: ***, до получения жилого помещения по договору социального найма.
*** года К. зарегистрировал брак с Ш., что подтверждается ксерокопией паспорта.
Согласно ст. ст. 4, 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 17.12.2009 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеющим закрепленного жилья, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства, ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение, или по месту регистрации их рождения. Финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 1.2 Закона Кировской области от 28.09.2006 N 40-30 (ред. от 27.12.2007) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из областного бюджета.
Органы местного самоуправления муниципальных образований области наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
Полномочия Правительства Кировской области по реализации Закона определены ст. 3 Закона.
Правительством Кировской области было принято постановление от 18.12.2006 г. N 77\\297 "Об утверждении Порядка формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений" (изменениями от 01.06.2010 N 53\\237), предусматривающее механизм формирования и ведение регистра.
В соответствии с п. 1 10 Постановления главы администрации города Кирова от 13.08.2007 года N 1914-П "О порядке постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями на условиях договора социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа" - финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится через финансовое управление администрации города Кирова.
Полномочиями по реализации механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также по предоставлению благоустроенного жилого помещения и выделению денежных средств для приобретения Правительство Кировской области не наделено.
Таким образом, суд не может обязать Правительство Кировской области исполнить полномочие, не отнесенное действующим законодательством к полномочиям исполнительного органа власти области.
Поэтому судебная коллегия находит необходимым исключить из резолютивной части решения указание об обязании Правительства Кировской области выделить Администрации города Кирова денежные средства на приобретение жилого помещения К. по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, за счет средств федерального бюджета выделенных на эти цели.
В остальной части решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Исключить из резолютивной части решения Октябрьского районного суда г. Кирова от 24 мая 2012 года указание обязать Правительство Кировской области выделить Администрации города Кирова денежные средства на приобретение жилого помещения К. по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, за счет средств федерального бюджета выделенных на эти цели.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 24 мая 2012 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2383
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2012 г. по делу N 33-2383
Судья Мильчакова С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Носковой Г.Н.
судей Бакиной Е.Н., Маркина В.А.
с участием прокурора Шибановой Н.Е.
при секретаре В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 24 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе Правительства Кировской области на решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 24 мая 2012 года, которым постановлено:
Обязать Правительство Кировской области выделить Администрации города Кирова денежные средства на приобретение жилого помещения К. по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, за счет средств федерального бюджета выделенных на эти цели.
Обязать Администрацию города Кирова, за счет средств федерального бюджета, выделенных Правительству Кировской области на эти цели, предоставить К. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Заслушав доклад судьи Носковой Г.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор Октябрьского района города Кирова, действующий в интересах К., обратился с иском к Правительству Кировской области и Администрации города Кирова об обеспечении жилым помещением.
В обосновании своих требований указал, что прокуратурой Октябрьского района города Кирова была проведена проверка по факту нарушения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в отношении К.
К. относится к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его отец С. умер ***., а мать Н., лишена родительских прав на основании решения Октябрьского районного суда города Кирова от *** года.
По Постановлению администрации города Кирова N *** от *** года "О предоставлении жилого помещения несовершеннолетним К., *** года рождения, и В., *** года рождения" предоставление жилого помещения К. необходимо осуществить в соответствии с действующим законодательством.
Согласно выписке из протокола N *** заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от *** года, утвержденного распоряжением заместителя Главы администрации города Кирова, начальника Территориального управления по Октябрьскому району от *** года N ***, К. был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принят на внеочередной учет по предоставлению жилого помещения, как сирота.
До настоящего времени К. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма, в связи с чем, прокурор просил суд - обязать Правительство Кировской области выделить администрации города Кирова денежные средства на приобретение жилого помещения К. по договору социального найма не ниже установленных норм, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели, а также, обязать Администрацию города Кирова, за счет средств федерального бюджета, выделенных Правительству Кировской области на эти цели, предоставить К. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Судом постановлено приведенное выше решение.
С решением суда не согласно Правительство Кировской области в части обязания Правительства Кировской области выделить администрации г. Кирова денежные средства на приобретение жилого помещения К. по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, за счет средств федерального бюджета выделенных на эти цели, в апелляционной жалобе представитель П. считает его необоснованным и подлежащим отмене ввиду нарушения и неправильного применения норм материального права. Правительство Кировской области не наделено бюджетными полномочиями главного распорядителя средств областного бюджета, так же не включено и в Перечень главных распорядителей средств областного бюджета. В мотивировочной части решения отсутствуют указания на нормы материального права, устанавливающие полномочия Правительства Кировской области по выделению денежных средств администрации г. Кирова на приобретение благоустроенного жилья для К. Просит решение в данной части отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Октябрьского района г. Кирова Ц. считает решение суда законным и обоснованным. В соответствии с действующим законодательством финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечении их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местными бюджетами из областного бюджета. Решение суда просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В процессе рассмотрения дела в апелляционной инстанции К. пояснил, что с жалобой не согласен, в настоящее время он с женой и маленьким ребенком проживает у брата, другого жилья у него нет. Закрепленное за ним жилое помещение по ***, является общежитием, там ему выделено койко-место, и проживать с женой и ребенком он там не может.
Прокурор Шибанова Н.Е. полностью поддержала возражения на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, выслушав К., прокурора Шибанову Н.Е., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что К., родился *** года. Его отец - С. умер *** года, а мать - Н. лишена родительских прав, по решению Октябрьского районного суда города Кирова от *** года.
На основании Распоряжения администрации города Кирова N *** от *** года К., *** года рождения, бы устроен в государственное детское учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях сохранения жилой площади за К., по адресу: *** на квартиру был наложен запрет на совершения сделок без согласия органа опеки и попечительства.
Постановлением администрации города Кирова N *** от *** года "О предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему К., *** рождения" Территориальному управлению администрации города Кирова по Октябрьскому району, в связи с тем, что жилое помещение по адресу: *** было не сохранено за К., и было рекомендовано осуществить предоставление ему жилого помещения, в соответствии с действующим законодательством.
*** года К. обратился в Территориальное управление администрации города Кирова по Октябрьскому району с заявлением о принятии его на учет по внеочередному предоставлению жилого помещения, как сироте.
Согласно выписки из протокола N *** заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от *** года, утвержденного Распоряжением заместителя главы администрации города Кирова, начальника Территориального управления по Октябрьскому району от *** года N ***, К. был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года N 159-ФЗ и принят на внеочередной учет по предоставлению жилого помещения, как сирота, под N *** и включен в регистр детей сирот на получение жилого помещения по договору социального найма за счет средств областного бюджета.
Однако, при подаче Списков граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на *** года ***) по вине специалиста отдела по учету и распределению жилой площади К. не был внесен в этот список. Позднее данная ошибка была устранена и он был внесен в Список под N ***, но в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2012 году он не вошел, что подтверждается письмом Территориального управления администрации города Кирова по Октябрьскому району от *** года N ***.
Судом установлено, что до настоящего времени К. по договору социального найма жилое помещение не предоставлено.
С *** года по *** года К. обучался в ГОУ НПО ПУ ***, что подтверждается справкой ГОУ НПО ПУ ***
На основании распоряжения главы администрации города Кирова, начальника Территориального управления по Октябрьскому району N *** от *** года, и по ходатайству ГОУ НПО ПУ *** - К. было предоставлено койко-место в комнате, жилой площадью *** кв. м, в муниципальном общежитии по адресу: ***, до получения жилого помещения по договору социального найма.
*** года К. зарегистрировал брак с Ш., что подтверждается ксерокопией паспорта.
Согласно ст. ст. 4, 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 17.12.2009 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеющим закрепленного жилья, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства, ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение, или по месту регистрации их рождения. Финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 1.2 Закона Кировской области от 28.09.2006 N 40-30 (ред. от 27.12.2007) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из областного бюджета.
Органы местного самоуправления муниципальных образований области наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
Полномочия Правительства Кировской области по реализации Закона определены ст. 3 Закона.
Правительством Кировской области было принято постановление от 18.12.2006 г. N 77\\297 "Об утверждении Порядка формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений" (изменениями от 01.06.2010 N 53\\237), предусматривающее механизм формирования и ведение регистра.
В соответствии с п. 1 10 Постановления главы администрации города Кирова от 13.08.2007 года N 1914-П "О порядке постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями на условиях договора социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа" - финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится через финансовое управление администрации города Кирова.
Полномочиями по реализации механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также по предоставлению благоустроенного жилого помещения и выделению денежных средств для приобретения Правительство Кировской области не наделено.
Таким образом, суд не может обязать Правительство Кировской области исполнить полномочие, не отнесенное действующим законодательством к полномочиям исполнительного органа власти области.
Поэтому судебная коллегия находит необходимым исключить из резолютивной части решения указание об обязании Правительства Кировской области выделить Администрации города Кирова денежные средства на приобретение жилого помещения К. по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, за счет средств федерального бюджета выделенных на эти цели.
В остальной части решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Исключить из резолютивной части решения Октябрьского районного суда г. Кирова от 24 мая 2012 года указание обязать Правительство Кировской области выделить Администрации города Кирова денежные средства на приобретение жилого помещения К. по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, за счет средств федерального бюджета выделенных на эти цели.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 24 мая 2012 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)