Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Лукьянова С.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Демьяновой Н.Н. и Синицыной О.Р.,
при секретаре С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Администрации г. Костромы Г. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 апреля 2011 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора г. Костромы в интересах Л.Л. к Администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., выслушав объяснения представителя Администрации г. Костромы С.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Хрящевой Е.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Костромы обратился в суд с иском в интересах Л.Л. к Администрации г. Костромы о внеочередном предоставлении жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм. Обосновывая исковые требования, указал, что Л.Л., 22.01.1977 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Межевского районного суда Костромской области от 18 июня 1982 года ее родители - Л.Б. и Ц. лишены родительских прав. Постановлением Администрации г. Костромы от 28 мая 1999 года N 1887 Л.Л. поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в список очередности воспитанников детских домов. На основании постановления Администрации г. Костромы от 02 октября 2001 года N 3513 Л.Л. была предоставлена комната N площадью 11,4 кв. м в муниципальном общежитии по адресу: Ссылаясь на ст. 155.3 Семейного кодекса РФ, ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, прокурор просил обязать муниципальное образование городского округа г. Кострома в лице Администрации городского округа г. Кострома предоставить Л.Л. вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы, администрация Костромской области, департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Администрации г. Костромы Г., действующий по доверенности, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в иске. Считает, что решение судом постановлено с неправильным применением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Ссылаясь на Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. N 250-О-П, ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 3, ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, указывает, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет собственных средств. Обеспечение данной категории граждан вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случаях наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Полагает, что суд необоснованно при принятии решения руководствовался ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, так как закон субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не принят. Поскольку органы местного самоуправления не наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями, заявленные прокурором исковые требования к Администрации г. Костромы не подлежат удовлетворению. Кроме того, указывает, что предоставленная Л.Л. в 2001 году комната в общежитии не могла расцениваться как изолированное жилое помещение, однако впоследствии Постановлением Администрации г. Костромы от 31.10.2003 года N 4174 жилой дом по адресу: был исключен из числа общежитий, жилые помещения в доме приобрели статус жилых помещений, входящих в состав коммунальной квартиры, то есть, стали изолированными жилыми помещениями. Полагает, что с указанного момента отпали основания считать Л.Л. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Л.Л., 22 января 1977 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Администрации г. Костромы от 28 мая 1999 года N 1887 Л.Л. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в список воспитанников детских домов.
Постановлением Главы самоуправления г. Костромы от 2 октября 2001 года N 3513 ей была предоставлена комната N жилой площадью 11,4 кв. м в муниципальном общежитии по адресу:
Постановлением Администрации г. Костромы от 31 октября 2003 года N 4174 жилой дом по адресу: исключен из числа общежития, произведена перенумерация квартир.
После снятия с жилого дома статуса общежития Л.Л. стала являться нанимателем комнаты N кв. N проживает в ней до настоящего времени.
Разрешая спор, и, удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из того, что Л.Л. имеет право на получение жилого помещения в соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", до настоящего времени жильем не обеспечена, с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не снята, является таковой.
Обосновывая нуждаемость Л.Л. в улучшении жилищных условий, суд указал, что занимаемое ею жилое помещение не является изолированным, представляет собой комнату в коммунальной квартире, ранее имело статус комнаты в общежитии, его предоставление в 2001 году не соответствовало норме предоставления, предусмотренной ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, и не могло служить основанием для снятия с учета, установленная решением Думы г. Костромы от 23 июня 2005 года N 54 учетная норма применению не подлежит.
Однако с данными выводами суда согласиться нельзя.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу частей 1, 4 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Согласно пункту 1 ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Поскольку комната в коммунальной квартире отнесена законом к самостоятельному объекту жилищных прав, вывод суда о том, что занимаемое истицей жилое помещение не является изолированным, в связи с чем, она продолжает оставаться нуждающейся в получении жилья, нельзя признать обоснованным.
Ссылка суда в решении на письмо комитета ЖКХ Администрации г. Костромы от 01.07.2010 г., адресованное председателю комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома, как доказательство, свидетельствующее об отсутствии оснований для снятия лиц из числа детей-сирот с учета на получение жилых помещений в случае предоставления им комнаты в коммунальной квартире, не состоятельна.
В указанном письме не имеется сведений о жилом помещении, занимаемом Л.Л.(л.д. 11). Запрос председателя комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства, в котором перечислены жилые помещения, являвшиеся комнатами в общежитиях, в материалах дела отсутствует.
Из материалов дела усматривается, что Л.Л. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в период действия Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Временными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Костромской области, утвержденных постановлением главы администрации Костромской области от 23.02.1996 г. N 119, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека менее 12 квадратных метров, в редакции постановления от 05.08.1999 г. - имеющие обеспеченность на одного человека менее 7 квадратных метров жилой площади.
Из материалов дела видно, что жилая площадь занимаемого Л.Л. жилого помещения составляет 11,4 квадратных метров, общая площадь - 17,03 квадратных метров, что превышает установленную указанными Временными правилами норму, при которых граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Данных о том, что истица относится к категории лиц, указанных в п. 2.2. Временных правил, проживающих в коммунальных квартирах и признаваемых нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от размера занимаемой жилой площади, в материалах дела не имеется.
Размер жилой площади, занимаемой Л.Л. по договору найма с 2003 года, превышает также и установленную решением Думы г. Костромы от 23 июня 2005 года N 54 учетную норму площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы в коммунальных квартирах.
При таких обстоятельствах не имеется оснований считать, что Л.Л. является нуждающейся в жилом помещении, как не обеспеченная общей площадью жилого помещения.
Вместе с тем, из материалов дела, следует, что жилое помещение, в котором проживает Л.Л., имеет частичные виды благоустройства. Л.Л. поясняла в судебном заседании, что в доме отсутствует горячая вода.
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно части 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В пункте 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, определено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Вопрос о соответствии занимаемой Л.Л. комнаты в коммунальной квартире установленным для жилых помещений требованиям, в том числе по основанию обеспеченности инженерными системами, на обсуждение участвующих в деле лиц не ставился, представить по нему дополнительные доказательства судом не предлагалось. Между тем разрешение этого вопроса имеет значение для определения нуждаемости истицы в получении жилого помещения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку допущенные судом нарушения не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует изложенное учесть, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, предложить сторонам представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований и возражений и разрешить спор в соответствии с законом.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 апреля 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.07.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1124
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2011 г. по делу N 33-1124
Судья: Лукьянова С.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Демьяновой Н.Н. и Синицыной О.Р.,
при секретаре С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Администрации г. Костромы Г. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 апреля 2011 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора г. Костромы в интересах Л.Л. к Администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., выслушав объяснения представителя Администрации г. Костромы С.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Хрящевой Е.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Костромы обратился в суд с иском в интересах Л.Л. к Администрации г. Костромы о внеочередном предоставлении жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм. Обосновывая исковые требования, указал, что Л.Л., 22.01.1977 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Межевского районного суда Костромской области от 18 июня 1982 года ее родители - Л.Б. и Ц. лишены родительских прав. Постановлением Администрации г. Костромы от 28 мая 1999 года N 1887 Л.Л. поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в список очередности воспитанников детских домов. На основании постановления Администрации г. Костромы от 02 октября 2001 года N 3513 Л.Л. была предоставлена комната N площадью 11,4 кв. м в муниципальном общежитии по адресу: Ссылаясь на ст. 155.3 Семейного кодекса РФ, ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, прокурор просил обязать муниципальное образование городского округа г. Кострома в лице Администрации городского округа г. Кострома предоставить Л.Л. вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы, администрация Костромской области, департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Администрации г. Костромы Г., действующий по доверенности, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в иске. Считает, что решение судом постановлено с неправильным применением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Ссылаясь на Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. N 250-О-П, ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 3, ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, указывает, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет собственных средств. Обеспечение данной категории граждан вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случаях наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Полагает, что суд необоснованно при принятии решения руководствовался ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, так как закон субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не принят. Поскольку органы местного самоуправления не наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями, заявленные прокурором исковые требования к Администрации г. Костромы не подлежат удовлетворению. Кроме того, указывает, что предоставленная Л.Л. в 2001 году комната в общежитии не могла расцениваться как изолированное жилое помещение, однако впоследствии Постановлением Администрации г. Костромы от 31.10.2003 года N 4174 жилой дом по адресу: был исключен из числа общежитий, жилые помещения в доме приобрели статус жилых помещений, входящих в состав коммунальной квартиры, то есть, стали изолированными жилыми помещениями. Полагает, что с указанного момента отпали основания считать Л.Л. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Л.Л., 22 января 1977 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Администрации г. Костромы от 28 мая 1999 года N 1887 Л.Л. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в список воспитанников детских домов.
Постановлением Главы самоуправления г. Костромы от 2 октября 2001 года N 3513 ей была предоставлена комната N жилой площадью 11,4 кв. м в муниципальном общежитии по адресу:
Постановлением Администрации г. Костромы от 31 октября 2003 года N 4174 жилой дом по адресу: исключен из числа общежития, произведена перенумерация квартир.
После снятия с жилого дома статуса общежития Л.Л. стала являться нанимателем комнаты N кв. N проживает в ней до настоящего времени.
Разрешая спор, и, удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из того, что Л.Л. имеет право на получение жилого помещения в соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", до настоящего времени жильем не обеспечена, с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не снята, является таковой.
Обосновывая нуждаемость Л.Л. в улучшении жилищных условий, суд указал, что занимаемое ею жилое помещение не является изолированным, представляет собой комнату в коммунальной квартире, ранее имело статус комнаты в общежитии, его предоставление в 2001 году не соответствовало норме предоставления, предусмотренной ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, и не могло служить основанием для снятия с учета, установленная решением Думы г. Костромы от 23 июня 2005 года N 54 учетная норма применению не подлежит.
Однако с данными выводами суда согласиться нельзя.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу частей 1, 4 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Согласно пункту 1 ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Поскольку комната в коммунальной квартире отнесена законом к самостоятельному объекту жилищных прав, вывод суда о том, что занимаемое истицей жилое помещение не является изолированным, в связи с чем, она продолжает оставаться нуждающейся в получении жилья, нельзя признать обоснованным.
Ссылка суда в решении на письмо комитета ЖКХ Администрации г. Костромы от 01.07.2010 г., адресованное председателю комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома, как доказательство, свидетельствующее об отсутствии оснований для снятия лиц из числа детей-сирот с учета на получение жилых помещений в случае предоставления им комнаты в коммунальной квартире, не состоятельна.
В указанном письме не имеется сведений о жилом помещении, занимаемом Л.Л.(л.д. 11). Запрос председателя комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства, в котором перечислены жилые помещения, являвшиеся комнатами в общежитиях, в материалах дела отсутствует.
Из материалов дела усматривается, что Л.Л. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в период действия Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Временными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Костромской области, утвержденных постановлением главы администрации Костромской области от 23.02.1996 г. N 119, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека менее 12 квадратных метров, в редакции постановления от 05.08.1999 г. - имеющие обеспеченность на одного человека менее 7 квадратных метров жилой площади.
Из материалов дела видно, что жилая площадь занимаемого Л.Л. жилого помещения составляет 11,4 квадратных метров, общая площадь - 17,03 квадратных метров, что превышает установленную указанными Временными правилами норму, при которых граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Данных о том, что истица относится к категории лиц, указанных в п. 2.2. Временных правил, проживающих в коммунальных квартирах и признаваемых нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от размера занимаемой жилой площади, в материалах дела не имеется.
Размер жилой площади, занимаемой Л.Л. по договору найма с 2003 года, превышает также и установленную решением Думы г. Костромы от 23 июня 2005 года N 54 учетную норму площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы в коммунальных квартирах.
При таких обстоятельствах не имеется оснований считать, что Л.Л. является нуждающейся в жилом помещении, как не обеспеченная общей площадью жилого помещения.
Вместе с тем, из материалов дела, следует, что жилое помещение, в котором проживает Л.Л., имеет частичные виды благоустройства. Л.Л. поясняла в судебном заседании, что в доме отсутствует горячая вода.
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно части 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В пункте 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, определено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Вопрос о соответствии занимаемой Л.Л. комнаты в коммунальной квартире установленным для жилых помещений требованиям, в том числе по основанию обеспеченности инженерными системами, на обсуждение участвующих в деле лиц не ставился, представить по нему дополнительные доказательства судом не предлагалось. Между тем разрешение этого вопроса имеет значение для определения нуждаемости истицы в получении жилого помещения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку допущенные судом нарушения не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует изложенное учесть, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, предложить сторонам представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований и возражений и разрешить спор в соответствии с законом.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 апреля 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)