Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1544

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2012 г. по делу N 33-1544


Судья: Шуминова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Симакова А.В.
судей
Федоровой И.А.
Кузнецовой Т.А.
при секретаре
Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Ш. к государственному областному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" о признании права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязании предоставления субсидии,
по апелляционной жалобе представителя государственного областного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" З. на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 06 марта 2012 года, по которому постановлено:
"Исковые требования Ш. удовлетворить.
Признать незаконным отказ государственного областного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" в предоставлении Ш. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать государственное областное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" предоставить Ш. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 декабря 2011 года сроком на 6 месяцев".
Заслушав доклад судьи Федоровой И.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,

установила:

Ш. обратилась в суд с иском к государственному областному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" о признании права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязании предоставления субсидии.
В обоснование иска указала, что имеет временную регистрацию в общежитии по адресу: ..., где постоянно проживает с тремя несовершеннолетними детьми.
24 ноября 2011 года обратилась в ГОКУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" с заявлением для предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, однако получила отказ со ссылкой на пункт 8 Правил предоставления субсидии в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства.
Просила признать отказ в предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, обязать ответчика предоставить ей субсидию с момента обращения.
В судебном заседании истец иск поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, согласно представленным в суд возражениям, иск не признал.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГОКУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" З., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить.
Указывает, что с учетом положений статьи 159 Жилищного кодекса РФ, пункта 8 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещении и коммунальных услуг, а также пунктов 24, 27 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минрегиона РФ Минздравсоцразвития РФ N 58/403 от 26 мая 2006 года, по месту временного пребывания граждан субсидии не предоставляются, в связи с чем правовые основания для предоставления истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отсутствуют.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Ш. и представитель ответчика ГОКУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска", извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса РФ.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 данных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно пункту 6 указанных Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ш. на основании договора найма жилого помещения от _ _ 2010 года N * является нанимателем комнаты под N * общежития, расположенного по адресу: ...
В указанной комнате она и ее трое несовершеннолетних детей, зарегистрированы по месту пребывания с _ _ 2011 года по _ _ 2012 года, что подтверждается копиями свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Согласно ответу ГОКУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" от 08 декабря 2011 года N 5977 истице отказано в предоставлении субсидии со ссылкой на пункт 8 названных выше Правил в связи с отсутствием правовых оснований для предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу временного пребывания.
Разрешая дело, суд высказал правильное суждение о том, что Жилищный кодекс РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 и Методические рекомендации, утвержденные Приказом Минрегиона РФ N 58, Минздравсоцразвития РФ N 403 от 26 мая 2006 года, не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам - нанимателям жилых помещений, имеющим регистрацию в таком жилом помещении по месту пребывания. Напротив, приведенные нормы прямо предусматривают предоставление субсидии гражданам, имеющим на нее право, на жилое помещение, в котором они постоянно проживают и пользуются им.
При этом, исходя из тщательного анализа положений Жилищного кодекса РФ, суд обоснованно пришел к выводу, что Ш., как наниматель специализированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, не подпадает ни под одну из категорий граждан, которым субсидии предоставляться не должны.
Кроме того, право истца на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке и на условиях, установленных статьей 159 Жилищного кодекса РФ, прямо предусмотрено договором найма спорного жилого помещения от 19 августа 2010 года N 549 (часть 6 пункт 6 раздел II).
Суд, верно указал, что жилое помещение в общежитии, предоставленное Ш. по договору найма, находящееся в муниципальной собственности, подпадает под понятие "место жительства", поскольку является для истицы местом ее постоянного жительства, которым она пользуется и несет расходы по его содержанию, а также имеет регистрацию по месту пребывания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях данного закона даны определения понятий места пребывания и места жительства.
Под местом пребывания подразумевается временное пребывание гражданина в различного рода учреждениях (в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах и других подобных учреждениях), а также в жилых помещениях, не являющихся местом постоянного жительства.
Под местом жительства подразумевается постоянное или преимущественное проживание гражданина в жилых помещениях в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также проживание в специализированных домах (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие).
Необходимо учитывать, что сама по себе регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, что в силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации не препятствует свободному передвижению и выбору места жительства.
В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
При таком положении, регистрация по месту жительства носит уведомительный характер, является актом административного характера и не свидетельствует об отсутствии либо наличии права пользования жилым помещением.
Тщательно проанализировав все представленные по делу доказательства применительно к вышеприведенным нормам закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о праве истцы на субсидию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Мотивы, с учетом которых суд пришел к данному выводу, достаточно подробно изложены в решении суда и основаны на конкретных нормах действующего законодательства.
При этом всем собранным по делу доказательствам дана полная, объективная оценка в соответствии с положениями статей 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для переоценки этих доказательств у судебной коллегии не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение выводы суда и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ином толковании норм материального права, примененных судом при разрешении настоящего дела.
Таким образом, решение принято судом с правильным применением норм материального права и при соблюдении норм процессуального права, нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 06 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя государственного областного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" З. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)