Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.03.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1899/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 марта 2012 г. по делу N 33-1899/2012


Судья: Илюшков М.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.
судей: Пятовой Н.Л. и Винокуровой Н.С.
при прокуроре Селезневой О.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Ф.
с участием представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по докладу судьи Винокуровой Н.С.
по жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Г.
на решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 26 октября 2011 года
по гражданскому делу по иску Выксунского городского прокурора в интересах Ш., Ш. к Министерству социальной политики Нижегородской области, Администрации Выксунского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установила:

Выксунский городской прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах Ш. к ответчикам, указывая, что решением Выксунского городского суда Нижегородской области от 31 мая 2000 года родители Ш., года рождения, Ш.Т.П. и Ш.А.В. лишены родительских прав, в связи с чем, он остался без попечения родителей. Постановлением администрации Выксунского района от 27.06.2000 г. N Ш. направлен на воспитание в Выксунский дом детства "", за ним сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу:. Постановлением администрации Выксунского муниципального района от 07.06.2011 г. N, вынесенным на основании протеста Выксунского городского прокурора от 16 мая 2011 года, пункт 2 постановления от 27.06.2000 г. N о закреплении за Ш. указанного жилого помещения отменен. До настоящего времени Ш. не внесен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
На основании изложенного Выксунский городской прокурор просит суд обязать администрацию Выксунского муниципального района признать Ш. нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; обязать администрацию Выксунского муниципального района внести сведения о Ш. в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемый администрацией Выксунского муниципального района Нижегородской области; обязать Министерство социальной политики Нижегородской области внести сведения о Ш. в сводный список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемый Министерством социальной политики Нижегородской области; обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить Ш. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания граждан, отвечающее санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм в 2011 году.
В ходе рассмотрения дела в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с добровольным удовлетворением исковых требований прокурор отказался от иска в части обязания администрации Выксунского муниципального района признать Ш. нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также в части обязания Министерства социальной политики Нижегородской области предоставить жилое помещение Ш. в 2011 году в связи с отказом истца от иска.
Определением от 26 октября 2011 года отказ от иска в данной части принят судом, производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Выксунского городского суда Нижегородской области от 26 октября 2011 года исковые требования Выксунского прокурора Нижегородской области и Ш. удовлетворены, постановлено:
Обязать администрацию Выксунского муниципального района Нижегородской области внести Ш. в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемый администрацией Выксунского муниципального района Нижегородской области.
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области внести сведения о Ш. в сводный список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемый Министерством социальной политики Нижегородской области.
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить Ш. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодного для проживания граждан, отвечающего санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм.
В жалобе представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Г. поставлен вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Поскольку жалоба Министерства социальной политики Нижегородской области поступила в суд 16 января 2012 года, в силу ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", она подлежит рассмотрению в порядке апелляционного производства по правилам гл. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, возражения на жалобу, позицию прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением администрации Выксунского района Нижегородской области от 27.06.2000 г. N несовершеннолетний Ш., года рождения, в связи с лишением родительских прав его родителей решением Выксунского городского суда Нижегородской области от 31 мая 2000 года был передан на воспитание в Выксунский Дом детства "", за ним сохранено право пользования жилым помещением по адресу: (л.д. 7, 9).
Постановлением администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области от 07.06.2011 г. N "О внесении изменений в постановление администрации Выксунского района Нижегородской области от 27.06.2000 г. N "" п. 2 данного постановления, согласно которому за Ш. сохранено право пользования указанным жилым помещением, отменен (л.д. 8, 10).
В настоящее время Ш. зарегистрирован по месту жительства по адресу: (л.д. 12).
На основании постановления администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области от 16.08.2011 г. N Ш. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 15).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Ш., года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, имеет право на обеспечение вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм, обязав администрацию Выксунского муниципального района Нижегородской области внести его в соответствующий список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, обязав Министерство социальной политики Нижегородской области внести сведения об истце в сводный список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, и предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодного для проживания граждан, отвечающего санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм.
Не соглашаясь с данными выводами суда первой инстанции, заявитель в жалобе ссылается на то, что право Ш. на обеспечение жильем нарушено не было ввиду несоблюдения истцом порядка его реализации и включения в список на получение жилья.
Данный довод отвергается в силу следующего.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие приведенных положений Конституции Российской Федерации ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьей 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 г. N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области" предусмотрены дополнительные гарантии прав указанной категории лиц на имущество и жилое помещение, при условии, что они не имеют закрепленного жилого помещения.
Категории граждан, имеющих право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области, предусмотрены статьей 13 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области".
К таким гражданам, в частности, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (до наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан).
Установив, что Ш., года рождения, относится к указанной категории граждан, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что он имеет право на получение жилья по договору социального найма. При этом ссылки заявителя в жалобе на несоблюдение истцом порядка получения жилого помещения не принимаются во внимание, поскольку предоставление жилья по договору социального найма данной категории граждан не носит заявительного характера. Обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма не менее учетной нормы, установленной в соответствующем муниципальном образованием, осуществляется в силу наличия статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, обязав администрацию Выксунского муниципального района Нижегородской области внести Ш. в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, обязав Министерство социальной политики Нижегородской области внести сведения о Ш. в сводный список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемый Министерством социальной политики Нижегородской области и предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодного для проживания граждан, отвечающего санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм.
Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции при разрешении спора вышел за пределы исковых требований, также являются несостоятельными.
Из материалов дела следует, что первоначально Выксунским городским прокурором были заявлены требования об обязании признать Ш. нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании внести сведения о Ш. в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемый администрацией Выксунского муниципального района Нижегородской области, и в сводный список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемый Министерством социальной политики Нижегородской области, а также об обязании предоставить Ш. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания граждан, отвечающее санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм в 2011 году.
В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от иска в части обязания признать Ш. нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также обязания предоставить жилое помещение в 2011 году. Отказ от иска в части принят судом, в данной части производство по делу прекращено.
Таким образом, судом первой инстанции не были разрешены исковые требования об обязании предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма вне очереди в 2011 году, отказ от которых был принят судом, и производство в части которых судом прекращено.
В силу изложенного также не принимаются во внимание доводы заявителя о том, что Ш. не может быть включен в сводный список на 2012 год, поскольку решением суда постановлено обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания граждан, отвечающее санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм без указания срока его исполнения.
С учетом приведенных обстоятельств выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований являются правильными, основанными на нормах материального права и подтвержденными соответствующими доказательствами.
Доводы жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и не опровергают выводов, изложенных в нем.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 26 октября 2011 года оставить без изменения, жалобу представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Г. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)