Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Миркина Е.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Марисова А.М.,
судей Радикевич М.А., Худиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по кассационной жалобе Администрации г. Томска на решение Советского районного суда г. Томска от 06 апреля 2011 года
по иску К. к Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.
Заслушав доклад председательствующего, истца К., его представителя С., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к Администрации г. Томска о понуждении к предоставлению жилого помещения, указав, что с 03.05.2004 служит в органах внутренних дел УВД по Томской области по настоящее время, является сотрудником милиции, с 01.10.2009 занимает должность /__/. У его семьи отсутствует какое-либо жилое помещение, в настоящее время семья проживает у родственников по адресу: /__/. Администрацией Октябрьского района г. Томска отказано в удовлетворении его заявления о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма жилого помещения как сотруднику милиции по тем основаниям, что Администрация Октябрьского района г. Томска не входит в структуру органов местного самоуправления и не наделена государственными полномочиями по обеспечению работников милиции и членов их семей жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. Считая данный отказ незаконным, просил суд обязать Администрацию г. Томска предоставить ему по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры на его семью из трех человек общей площадью не менее /__/ кв. м.
В судебном заседании истец и его представитель С. поддержали заявленные исковые требования.
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Решением Советского районного суда г. Томска от 06 апреля 2011 года на основании ст. 1, п. п. 1, 2 ст. 4, п. п. 1, 2 ст. 6, п. 1 ст. 7, ст. 9, п. 1 ст. 50, пп. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, п. 1 ст. 30 Закона РФ "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1, ст. ст. 44, 56 ФЗ "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ, пп. 1.11 п. 1 ст. 40 Устава города Томска, п. 2 решения Думы г. Томска от 13.12.2005 N 27 на Администрацию г. Томска возложена обязанность предоставить К. на семью из трех человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования г. Томск, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее /__/ кв. м.
В кассационной жалобе Администрация г. Томска просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что суд применил нормы права, не подлежащие применению. Так, по мнению кассатора, суд должен был руководствоваться действующим на момент принятия решения Федеральным законом "О полиции", которым на органы местного самоуправления не возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие представителя ответчика по правилам ч. 2 ст. 354 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, К. проходит службу в органах внутренних дел УВД по Томской области в должности /__/ с 01.10.2009.
31.01.2011 К. обратился в Администрацию Октябрьского района г. Томска с заявлением о предоставлении ему жилой площади в соответствии со ст. 30 Закона РФ "О милиции".
Письмом Главы Администрации Октябрьского района г. Томска от 02.02.2011 N 49 К. сообщено, что жилое помещение по договору социального найма не может быть ему предоставлено, поскольку он не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и Администрация Октябрьского района г. Томска не наделена полномочиями по обеспечению работников милиции и членов их семей жилыми помещениями муниципального жилищного фонда (л.д. 21).
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск и возлагая на Администрацию г. Томска обязанность предоставить К. на семью из трех человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, исходил из того, что отказ в предоставлении жилого помещения является незаконным, поскольку спорные отношения носят длящийся характер и к ним применимы положения ст. 30 Закона РФ "О милиции", в соответствии с которой истец имеет право на предоставление ему ответчиком жилого помещения на условиях договора социального найма.
С выводами суда нельзя согласиться, поскольку они не соответствует закону и обстоятельствам дела.
Так, из материалов дела следует, что отказ Администрации Октябрьского района г. Томска от 02.02.2011 предоставить К. жилое помещение по договору социального найма был мотивирован, в частности, тем, что К. на тот момент не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Между тем это являлось обязательным условием для предоставления жилого помещения по нормам ч. 1 ст. 30 Закона РФ "О милиции" N 1026-1 от 18.04.1991.
С заявлением о признании его нуждающимся К. обратился лишь 17.02.2011, то есть уже после получения отказа Администрации Октябрьского района г. Томска в предоставлении жилого помещения.
Сведения о том, как разрешено данное заявление, в деле отсутствуют.
Суд данных обстоятельств при вынесении решения не учел.
С учетом изложенного правовых оснований считать отказ Администрации Октябрьского района от 02.02.2011 в предоставлении жилого помещения истцу незаконным у суда не имелось.
Кроме того, разрешая данный спор 06.04.2011, суд не учел, что в соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 14 и ч. 4 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона РФ "О милиции" N 1026-1 от 18.04.1991 сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Однако ст. 55 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ с 1 марта 2011 года Закон "О милиции" признан утратившим силу.
Статьей 44 Федерального закона "О полиции" предусмотрено, что обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.
Согласно ст. 56 Федерального закона "О полиции" действие положений ст. ст. 29, 43 - 46 настоящего Федерального закона распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.
Таким образом, с учетом изменения правового регулирования с 1 марта 2011 года на органе местного самоуправления не лежит обязанность по предоставлению жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел или полиции именно на условиях договора социального найма.
Следовательно, к спорным отношениям применимы положения Федерального закона "О полиции".
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции при рассмотрении дела применен закон, не подлежащий применению, и не применен закон, подлежащий применению, что является существенным нарушением норм материального права и основанием для отмены судебного решения (п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).
Поскольку все имеющие для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции, судебная коллегия, отменяя решение, принимает новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь абз. 4 ст. 361, п. 4 ч. 1 ст. 362, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 06 апреля 2011 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска К. к Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.05.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1261/2011
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 мая 2011 г. по делу N 33-1261/2011
Судья: Миркина Е.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Марисова А.М.,
судей Радикевич М.А., Худиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по кассационной жалобе Администрации г. Томска на решение Советского районного суда г. Томска от 06 апреля 2011 года
по иску К. к Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.
Заслушав доклад председательствующего, истца К., его представителя С., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к Администрации г. Томска о понуждении к предоставлению жилого помещения, указав, что с 03.05.2004 служит в органах внутренних дел УВД по Томской области по настоящее время, является сотрудником милиции, с 01.10.2009 занимает должность /__/. У его семьи отсутствует какое-либо жилое помещение, в настоящее время семья проживает у родственников по адресу: /__/. Администрацией Октябрьского района г. Томска отказано в удовлетворении его заявления о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма жилого помещения как сотруднику милиции по тем основаниям, что Администрация Октябрьского района г. Томска не входит в структуру органов местного самоуправления и не наделена государственными полномочиями по обеспечению работников милиции и членов их семей жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. Считая данный отказ незаконным, просил суд обязать Администрацию г. Томска предоставить ему по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры на его семью из трех человек общей площадью не менее /__/ кв. м.
В судебном заседании истец и его представитель С. поддержали заявленные исковые требования.
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Решением Советского районного суда г. Томска от 06 апреля 2011 года на основании ст. 1, п. п. 1, 2 ст. 4, п. п. 1, 2 ст. 6, п. 1 ст. 7, ст. 9, п. 1 ст. 50, пп. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, п. 1 ст. 30 Закона РФ "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1, ст. ст. 44, 56 ФЗ "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ, пп. 1.11 п. 1 ст. 40 Устава города Томска, п. 2 решения Думы г. Томска от 13.12.2005 N 27 на Администрацию г. Томска возложена обязанность предоставить К. на семью из трех человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования г. Томск, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее /__/ кв. м.
В кассационной жалобе Администрация г. Томска просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что суд применил нормы права, не подлежащие применению. Так, по мнению кассатора, суд должен был руководствоваться действующим на момент принятия решения Федеральным законом "О полиции", которым на органы местного самоуправления не возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие представителя ответчика по правилам ч. 2 ст. 354 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, К. проходит службу в органах внутренних дел УВД по Томской области в должности /__/ с 01.10.2009.
31.01.2011 К. обратился в Администрацию Октябрьского района г. Томска с заявлением о предоставлении ему жилой площади в соответствии со ст. 30 Закона РФ "О милиции".
Письмом Главы Администрации Октябрьского района г. Томска от 02.02.2011 N 49 К. сообщено, что жилое помещение по договору социального найма не может быть ему предоставлено, поскольку он не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и Администрация Октябрьского района г. Томска не наделена полномочиями по обеспечению работников милиции и членов их семей жилыми помещениями муниципального жилищного фонда (л.д. 21).
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск и возлагая на Администрацию г. Томска обязанность предоставить К. на семью из трех человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, исходил из того, что отказ в предоставлении жилого помещения является незаконным, поскольку спорные отношения носят длящийся характер и к ним применимы положения ст. 30 Закона РФ "О милиции", в соответствии с которой истец имеет право на предоставление ему ответчиком жилого помещения на условиях договора социального найма.
С выводами суда нельзя согласиться, поскольку они не соответствует закону и обстоятельствам дела.
Так, из материалов дела следует, что отказ Администрации Октябрьского района г. Томска от 02.02.2011 предоставить К. жилое помещение по договору социального найма был мотивирован, в частности, тем, что К. на тот момент не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Между тем это являлось обязательным условием для предоставления жилого помещения по нормам ч. 1 ст. 30 Закона РФ "О милиции" N 1026-1 от 18.04.1991.
С заявлением о признании его нуждающимся К. обратился лишь 17.02.2011, то есть уже после получения отказа Администрации Октябрьского района г. Томска в предоставлении жилого помещения.
Сведения о том, как разрешено данное заявление, в деле отсутствуют.
Суд данных обстоятельств при вынесении решения не учел.
С учетом изложенного правовых оснований считать отказ Администрации Октябрьского района от 02.02.2011 в предоставлении жилого помещения истцу незаконным у суда не имелось.
Кроме того, разрешая данный спор 06.04.2011, суд не учел, что в соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 14 и ч. 4 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона РФ "О милиции" N 1026-1 от 18.04.1991 сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Однако ст. 55 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ с 1 марта 2011 года Закон "О милиции" признан утратившим силу.
Статьей 44 Федерального закона "О полиции" предусмотрено, что обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.
Согласно ст. 56 Федерального закона "О полиции" действие положений ст. ст. 29, 43 - 46 настоящего Федерального закона распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.
Таким образом, с учетом изменения правового регулирования с 1 марта 2011 года на органе местного самоуправления не лежит обязанность по предоставлению жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел или полиции именно на условиях договора социального найма.
Следовательно, к спорным отношениям применимы положения Федерального закона "О полиции".
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции при рассмотрении дела применен закон, не подлежащий применению, и не применен закон, подлежащий применению, что является существенным нарушением норм материального права и основанием для отмены судебного решения (п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).
Поскольку все имеющие для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции, судебная коллегия, отменяя решение, принимает новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь абз. 4 ст. 361, п. 4 ч. 1 ст. 362, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 06 апреля 2011 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска К. к Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)