Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.10.2012 N 33-4293/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Жилой фонд; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 октября 2012 г. N 33-4293/2012


Судья Андреева С.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Слепухина Л.М., Игошевой Г.Н.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации городского поселения город Бабаево П. на решение Бабаевского районного суда от 28 августа 2012 года, которым исковые требования прокурора Бабаевского района удовлетворены.
На администрацию городского поселения город Бабаево Вологодской области возложена обязанность предоставить Л. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Бабаево, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в границах г. Бабаево Вологодской области, общей площадью не менее ... кв. м.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснения Л., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия

установила:

прокурор Бабаевского района, действуя в интересах Л., обратился в суд с иском к администрации городского поселения город Бабаево о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой района по обращению Л. на нарушение ее жилищных прав органами местного самоуправления проверкой установлено, что Л. является собственником 1/2 доли жилого дома <...>, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, принята на учет и включена в льготный список учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих в ветхих домах. Указанное жилое помещение признано аварийным, непригодным для проживания.
Просил обязать администрацию городского поселения город Бабаево предоставить вне очереди Л. по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Бабаево, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в границах г. Бабаево Вологодской области, общей площадью не менее ... кв. м.
В судебном заседании заместитель прокурора Бабаевского района Трошкова Т.Н., Л. исковые требования поддержали. Л. пояснила, что в 1995 году приехала из ... в г. Бабаево, первоначально состояла на учете в администрации городского поселения г. Бабаево на получение жилья как учитель, позднее была переведена в очередь вынужденных переселенцев. В 1997 году она получила ссуду, которую израсходовала на ремонт жилья, поскольку дом <...>, в котором она проживала, находился в аварийном состоянии, износ составлял 68%. На основании решения Бабаевского районного суда от 19 марта 2002 года данную ссуду она возвратила. В 1999 году ее поставили в очередь лиц, имеющих ветхое жилье. Неоднократно обращалась к главе администрации, но жилое помещение не предоставили. В 2009 году ей выделили квартиру в доме для одиноких пенсионеров в с. ..., данное жилье ее не устраивает. В летний период она проживает в доме <...>, зимой уезжает к дочери в ... Имеет желание проживать в г. Бабаево.
Представитель ответчика по доверенности Х. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представители третьих лиц: Управления социальной защиты населения администрации района, бюджетного учреждения жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области "Вологдаоблжилкомхоз", межведомственной комиссии Бабаевского муниципального района в судебное заседание не явились, представили отзывы, в которых разрешение исковых требований оставили на усмотрение суда, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.
Представитель третьего лица комитета экономики и имущественных отношений администрации Бабаевского муниципального района в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил прокурору Бабаевского района в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица - муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания Бабаевского муниципального района "Специальный дом для одиноких престарелых" в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором указал, что Л. проживает в специализированном учреждении для престарелых в связи с непригодностью ее жилого помещения для проживания. В случае предоставления жилого помещения Л. должна будет освободить квартиру в доме для престарелых граждан.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации городского поселения город Бабаево П., ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав объяснения Л., заключение прокурора, которые полагали решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Л. на праве собственности принадлежит 1/2 доля дома общей площадью ... кв. м.
В соответствии с заключением N ... от 17 марта 2010 года межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы Бабаевского муниципального района N ... от 31 июля 2007 года, квартира N ... указанного дома не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, является непригодной для проживания вследствие признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из справки администрации городского поселения город Бабаево от 14 мая 2012 года N ... усматривается, что Л. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в льготный список учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих в ветхих домах, с 18 февраля 1999 года. Состав семьи - 1 человек, номер льготной очереди - 7.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 данной нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Указанной нормой установлено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище, и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. При этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно и обоснованно руководствовался приведенными выше нормами материального права и правильно исходил из того, что Л. является сособственником жилого помещения, которое признано непригодным для проживания, иного жилого помещения истец в собственности не имеет. В силу своего материального положения Л. не в состоянии самостоятельно без использования заемных денежных средств приобрести отдельное благоустроенное жилье.
Обязанность органа местного самоуправления обеспечить Л. жилым помещением во внеочередном порядке в случае утраты ею жилья при указанных выше обстоятельствах предусмотрена Конституцией Российской Федерации, законодательством о местном самоуправлении и приведенными выше нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов она не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований истец суду представил, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бабаевского районного суда от 28 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации городского поселения город Бабаево П. - без удовлетворения.

Председательствующий
О.В.ОБРАЗЦОВ

Судьи
Л.М.СЛЕПУХИН
Г.Н.ИГОШЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)