Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5741/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2012 г. по делу N 33-5741/2012


судья Устьянцева С.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Морозовой Л.В.
судей Судак О.Н., Селютиной И.Ф.
с участием прокурора Христич Т.В.
при секретаре В.
рассмотрев 02 октября 2012 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 июля 2012 года по делу по иску прокурора Ленинского района г. Орска в интересах Л.А. к администрации МО "***" об обязании предоставить вне очереди жилое помещение

установила:

Прокурор Ленинского района г. Орска обратился в суд с иском в интересах Л.А., указав, что Л.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - Л.С.А. решением Октябрьского районного суда г. Орска 22.02.1999 года признана безвестно отсутствующей, отец Л.П.В. умер 20.03.2003 года. Распоряжением администрации г. Орска от *** N *** над несовершеннолетним Л.А. и его сестрой Л.Е.П. установлена опека, опекуном назначена Р.А.А. Постановлением администрации г. Орска от *** N *** Л.А. признан нуждающимся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, включен в список по внеочередному предоставлению жилья по указанной категории лиц. В период с 2008 по 2011 годы Л.А. обучался в ГОУ СПО "Орский машиностроительный колледж". В настоящее время Л.А. проживает в *** указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности бывшему опекуну Р.А.А. Просил суд обязать администрацию муниципального образования "Город Орск" предоставить вне очереди по договору социального найма Л.А., *** года рождения, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в г. Орске Оренбургской области не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта РФ Оренбургской области, выделенных на эти цели.
В судебном заседании старший помощник прокурора и Л.А. заявленные требования поддержали.
Представители администрации г. Орска и представители третьих лиц: отдела опеки и попечительства управления образования г. Орска, Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 июля 2012 года иск прокурора удовлетворен. Данным решением суд постановил: обязать администрацию г. Орска Оренбургской области предоставить вне очереди по договору социального найма Л.А., *** года рождения, благоустроенное жилое помещение в г. Орске Оренбургской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм на одного человека, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация г. Орска просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., мнение прокурора полагавшего, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ). Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, родителями Л.А. являются Л.П.В. и Л.С.А.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска от *** мать Л.А. - Л.С.А. признана безвестно отсутствующей. Отец Л.А. - Л.П.В. умер ***, что подтверждается свидетельством о смерти серии ***, выданным ***.
Распоряжением администрации г. Орска от *** N *** над *** Л.А., *** года рождения и Л.Е., *** года рождения, установлена опека, опекуном назначена Р.А.А.
Согласно приложению к диплому о среднем профессиональном образовании серии *** регистрационный номер ***, Л.А. *** окончил Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Орский машиностроительный колледж".
Распоряжением администрации г. Орска от *** *** Л.А. признан нуждающимся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, включен в список по внеочередному предоставлению жилья по указанной категории лиц.
Судом установлено, что Л.А. закрепленной жилплощади в г. Орске не имеет.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что в силу ст. 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского обеспечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение, а также в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьи 57 Жилищного кодекса РФ Л.А. относится к указанной выше категории граждан, имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма по месту жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Данное положение распространяется, в том числе, и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Поскольку в настоящее время Л.А. жилье по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилья не предоставлялись, то решение суда о возложении на администрацию г. Орска Оренбургской области обязанности по предоставлению за счет расходных обязательств Оренбургской области вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилого помещения в данном случае возможно только при условии финансирования из бюджета субъекта РФ, выполнение обязательства по предоставлению жилья зависит от объема субвенций, органы местного самоуправления в данном случае несут ответственность в пределах выделенных материальных ресурсов в соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", процедура предоставления жилья носит длительный характер, - не могут служить основанием для отмены или изменения правильного по сути решения, поскольку указанные обстоятельства не могут препятствовать реализации права гражданина на жилище.
Право на внеочередное получение жилья детьми, оставшимися без попечения родителей, возникает с момента принятия их на учет и по их требованию должно быть реализовано. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса.
Иных доводов, которые могут повлечь отмену обжалуемого судебного решения, апелляционная жалоба не содержат
Нарушений судом первой инстанции норм материального права, а также норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 329 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)