Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ондар В.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Дамдын Л.Д., Куулар Л.Д.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Ойдуп У.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, городского округа город Кызыл, неопределенного круга лиц к С.О., С.А.А., С.А.О., О. о взыскании неосновательного обогащения по апелляционной жалобе прокурора города Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Куулар Л.Д., судебная коллегия
установила:
Прокурор города Кызыла обратился в суд в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, городского округа город Кызыл, неопределенного круга лиц к С.О., С.А.А., С.А.О., О. о взыскании неосновательного обогащения. В обоснование иска ссылался на то, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства, направленного на реализацию Федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285, было установлено незаконное получение в 2010 году молодыми семьями социальной выплаты в рамках данной подпрограммы. Проверкой установлено, что 14 апреля 2008 года С.О., действуя от имени супруги С.А.А. и ** дочерей С.А.О., **, О., **, обратился в мэрию города Кызыла с заявлением для участия в данной подпрограмме. Однако данная семья нуждающейся в улучшении жилищных условий не признавалась, согласно договору купли-продажи от 30 августа 2007 года С.О. приобрел у своих родителей в собственность квартиру ** дома ** по улице ** города Кызыла. При таких обстоятельствах С.О. и члены его семьи не могли участвовать в данной подпрограмме. Просил взыскать с ответчиков солидарно сумму неосновательного обогащения: в федеральный бюджет - ** руб., в республиканский бюджет - ** руб. ** коп., в местный бюджет - ** руб. **.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 июля 2012 года в удовлетворении иска прокурора города Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, городского округа г. Кызыл, неопределенного круга лиц к С.О., С.А.А., С.А.О., О. о взыскании неосновательного обогащения отказано.
Не согласившись с решением суда, прокурор города Кызыла подал апелляционную жалобу, ссылаясь на то, что С.О. и члены его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий мэрией города Кызыла на момент получения социальной выплаты не признавались. В 2007 году стали собственниками квартиры, соответственно, не могли участвовать в указанной подпрограмме. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Прокурор в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Ответчики С.О., С.А.А. с апелляционной жалобой не согласились.
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по РТ по доверенности Ш. поддержал апелляционную жалобу.
Представители третьих лиц - мэрии города Кызыла, Министерства финансов РТ, Министерства строительства, жилищного и коммунального хозяйства РТ извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела от них не поступало, судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав пояснения сторон, оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из содержания ст. ст. 3 и 1102 Гражданского кодекса РФ следует, что под неосновательным обогащением понимается имущество, приобретенное или сбереженное без установленных федеральными законами или иными правовыми актами - указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, оснований.
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Таким образом, признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил является одним из обязательных условий предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы.
Согласно пункту 6 вышеуказанных Правил, применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно пункту 17 вышеуказанных Правил, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных документах, и в 10-дневный срок с момента представления документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.
Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что решение о признании или об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы принимается органом местного самоуправления по каждому поданному заявлению молодой семьи индивидуально.
Согласно пункту 15 вышеуказанных Правил, для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции основывался на том, что ответчик С.О. в установленном порядке органом местного самоуправления в 1999 году был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в качестве члена семьи С. (матери), и семьей ответчика соблюдена процедура участия в указанной подпрограмме.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Из кредитного договора от 01 августа 2007 года следует, что Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ предоставил С.О. кредит в сумме ** руб. на приобретение квартиры ** дома ** по улице ** города Кызыла Республики Тыва.
Согласно договору купли-продажи от 30 августа 2007 года, С.О. приобрел у С. и ** квартиру ** дома ** по улице ** города Кызыла Республики Тыва за ** руб., что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06 сентября 2007 года.
11 августа 2008 года ответчик С.О. обратился в мэрию города Кызыла с заявлением о включении его и членов семьи С.А.А. (супруги), С.А.О. (дочери), О. (дочери) в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2006 - 2010 годы.
Постановлением мэра города Кызыла от 01 сентября 2010 года N ** утвержден список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", в данный список включена семья С.О.
Постановлением мэра города Кызыла от 17 ноября 2010 года N ** семья С.О. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Актом обследования материально-бытового положения от 27 декабря 2010 года семья С.О. признана нуждающейся в предоставлении социальных выплат на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам согласно Постановлению Правительства РФ от 13.05.2006 г. N **.
25 декабря 2010 года мэром города Кызыла выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере ** руб. на приобретение жилого помещения в составе семьи: С.О., **, С.А.А., **, О., **, С.А.О., **.
С.О. данная социальная выплата была перечислена в следующем размере: за счет средств федерального бюджета платежным поручением от 30 декабря 2010 года - ** руб.; за счет средств республиканского бюджета - ** руб. ** коп.; за счет средств бюджета городского округа города Кызыла платежным поручением от 30 декабря 2012 года - ** руб. ** коп.
То, что ответчик С.О. в ** году органом местного самоуправления признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, как член семьи С.Н. (матери), не подтверждает постановку его семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу, что семья ответчиков в установленном порядке не признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поэтому не могла участвовать в указанной подпрограмме и не имела права на получение социальной выплаты.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения.
Поскольку ответчики не имели права на получение социальной выплаты, то исковые требования о взыскании с ответчиков в солидарном порядке неосновательного обогащения подлежат удовлетворению.
В силу статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку прокурор города Кызыла был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчиков С.О., С.А.А. подлежит взысканию государственная пошлина в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда от 04 июля 2012 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
Исковое заявление прокурора города Кызыла в интересах <...> городского округа город Кызыл, неопределенного круга лиц к С.О., С.А.А., С.А.О., О. о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.
Взыскать солидарно с С.О., С.А.А., С.А.О., О. сумму неосновательного обогащения: в федеральный бюджет - ** руб.; в республиканский бюджет - ** руб. ** коп.; в местный бюджет - ** руб. ** коп.
Взыскать с С.О., С.А.А. государственную пошлину в размере ** рублей с каждого в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 сентября 2012 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 18.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-662/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2012 г. по делу N 33-662/2012
Судья: Ондар В.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Дамдын Л.Д., Куулар Л.Д.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Ойдуп У.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, городского округа город Кызыл, неопределенного круга лиц к С.О., С.А.А., С.А.О., О. о взыскании неосновательного обогащения по апелляционной жалобе прокурора города Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Куулар Л.Д., судебная коллегия
установила:
Прокурор города Кызыла обратился в суд в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, городского округа город Кызыл, неопределенного круга лиц к С.О., С.А.А., С.А.О., О. о взыскании неосновательного обогащения. В обоснование иска ссылался на то, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства, направленного на реализацию Федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285, было установлено незаконное получение в 2010 году молодыми семьями социальной выплаты в рамках данной подпрограммы. Проверкой установлено, что 14 апреля 2008 года С.О., действуя от имени супруги С.А.А. и ** дочерей С.А.О., **, О., **, обратился в мэрию города Кызыла с заявлением для участия в данной подпрограмме. Однако данная семья нуждающейся в улучшении жилищных условий не признавалась, согласно договору купли-продажи от 30 августа 2007 года С.О. приобрел у своих родителей в собственность квартиру ** дома ** по улице ** города Кызыла. При таких обстоятельствах С.О. и члены его семьи не могли участвовать в данной подпрограмме. Просил взыскать с ответчиков солидарно сумму неосновательного обогащения: в федеральный бюджет - ** руб., в республиканский бюджет - ** руб. ** коп., в местный бюджет - ** руб. **.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 июля 2012 года в удовлетворении иска прокурора города Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, городского округа г. Кызыл, неопределенного круга лиц к С.О., С.А.А., С.А.О., О. о взыскании неосновательного обогащения отказано.
Не согласившись с решением суда, прокурор города Кызыла подал апелляционную жалобу, ссылаясь на то, что С.О. и члены его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий мэрией города Кызыла на момент получения социальной выплаты не признавались. В 2007 году стали собственниками квартиры, соответственно, не могли участвовать в указанной подпрограмме. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Прокурор в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Ответчики С.О., С.А.А. с апелляционной жалобой не согласились.
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по РТ по доверенности Ш. поддержал апелляционную жалобу.
Представители третьих лиц - мэрии города Кызыла, Министерства финансов РТ, Министерства строительства, жилищного и коммунального хозяйства РТ извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела от них не поступало, судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав пояснения сторон, оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из содержания ст. ст. 3 и 1102 Гражданского кодекса РФ следует, что под неосновательным обогащением понимается имущество, приобретенное или сбереженное без установленных федеральными законами или иными правовыми актами - указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, оснований.
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Таким образом, признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил является одним из обязательных условий предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы.
Согласно пункту 6 вышеуказанных Правил, применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно пункту 17 вышеуказанных Правил, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных документах, и в 10-дневный срок с момента представления документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.
Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что решение о признании или об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы принимается органом местного самоуправления по каждому поданному заявлению молодой семьи индивидуально.
Согласно пункту 15 вышеуказанных Правил, для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции основывался на том, что ответчик С.О. в установленном порядке органом местного самоуправления в 1999 году был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в качестве члена семьи С. (матери), и семьей ответчика соблюдена процедура участия в указанной подпрограмме.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Из кредитного договора от 01 августа 2007 года следует, что Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ предоставил С.О. кредит в сумме ** руб. на приобретение квартиры ** дома ** по улице ** города Кызыла Республики Тыва.
Согласно договору купли-продажи от 30 августа 2007 года, С.О. приобрел у С. и ** квартиру ** дома ** по улице ** города Кызыла Республики Тыва за ** руб., что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06 сентября 2007 года.
11 августа 2008 года ответчик С.О. обратился в мэрию города Кызыла с заявлением о включении его и членов семьи С.А.А. (супруги), С.А.О. (дочери), О. (дочери) в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2006 - 2010 годы.
Постановлением мэра города Кызыла от 01 сентября 2010 года N ** утвержден список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", в данный список включена семья С.О.
Постановлением мэра города Кызыла от 17 ноября 2010 года N ** семья С.О. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Актом обследования материально-бытового положения от 27 декабря 2010 года семья С.О. признана нуждающейся в предоставлении социальных выплат на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам согласно Постановлению Правительства РФ от 13.05.2006 г. N **.
25 декабря 2010 года мэром города Кызыла выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере ** руб. на приобретение жилого помещения в составе семьи: С.О., **, С.А.А., **, О., **, С.А.О., **.
С.О. данная социальная выплата была перечислена в следующем размере: за счет средств федерального бюджета платежным поручением от 30 декабря 2010 года - ** руб.; за счет средств республиканского бюджета - ** руб. ** коп.; за счет средств бюджета городского округа города Кызыла платежным поручением от 30 декабря 2012 года - ** руб. ** коп.
То, что ответчик С.О. в ** году органом местного самоуправления признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, как член семьи С.Н. (матери), не подтверждает постановку его семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу, что семья ответчиков в установленном порядке не признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поэтому не могла участвовать в указанной подпрограмме и не имела права на получение социальной выплаты.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения.
Поскольку ответчики не имели права на получение социальной выплаты, то исковые требования о взыскании с ответчиков в солидарном порядке неосновательного обогащения подлежат удовлетворению.
В силу статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку прокурор города Кызыла был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчиков С.О., С.А.А. подлежит взысканию государственная пошлина в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда от 04 июля 2012 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
Исковое заявление прокурора города Кызыла в интересах <...> городского округа город Кызыл, неопределенного круга лиц к С.О., С.А.А., С.А.О., О. о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.
Взыскать солидарно с С.О., С.А.А., С.А.О., О. сумму неосновательного обогащения: в федеральный бюджет - ** руб.; в республиканский бюджет - ** руб. ** коп.; в местный бюджет - ** руб. ** коп.
Взыскать с С.О., С.А.А. государственную пошлину в размере ** рублей с каждого в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 сентября 2012 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)