Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей: Жерненко Е.В.
Старичковой Е.А.
с участием прокурора Крупновой А.И.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Уфы Т.Г. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 января 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска прокурора Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Д., к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма отказать.
Иск прокурора Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Д., к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворить:
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Д. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв. м.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Орджоникидзевского района, в интересах Д., обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа РБ, Правительству Республики Башкортостан, по которому просит обязать ответчиков предоставить Д. жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья, площадью не менее ... кв. м, но не более ... кв. м. В обоснование иска указал, что решением жилищной комиссии, утвержденным распоряжением главы администрации ... района города ... N ... от ... года Д. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако в нарушение действующего законодательства Д. по достижении 18-летнего возраста и окончании пребывания в учреждении профессионального образования ответчиками в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены права Д. на жилье.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
До начала судебного заседания прокурором апелляционное представление помощника прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы Ш. отозвано.
В апелляционной жалобе представителя администрации г. Уфы Т.Г. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Д. окончил какое-либо учебное учреждение. Более того, в бюджете городского округа город Уфа РБ недостаточно средств, для обеспечения жилыми помещениями всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Администрации ГО г. Уфы РБ Т.Г., Х., поддержавших доводы жалобы, представителя Правительства РБ К., полагавшую решение суда правильным, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
Разрешая спор и возлагая обязанность по предоставлению жилого помещения на Администрацию городского округа город Уфа РБ, суд правильно сослался на положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и обоснованно сделал вывод о том, что обязанность по предоставлению Д., который является сиротой и не имеет закрепленного жилого помещения, должна быть возложена на Администрацию городского округа город Уфа РБ.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он является правильным и подтверждается материалами дела.
Как усматривается из материалов дела, Д. родился ... года в ..., в графе "отец" указан "Д.К.К.", а в графе "мать" указана "Д.Ф.М." (л.д. 15).
Согласно свидетельству о смерти отец Д. - Д.К.К. умер ... года (л.д. 22).
Из справки N ..., выданной ... года ... видно, что мать Д. - Д.Ф.М. с ... года ... (л.д. 20).
Постановлением администрации ... от ... года N ..., в связи с тем, что родители несовершеннолетнего Д. - отец Д.К.К. не проживает с семьей, а мать - Д.М.Ф. по состоянию своего здоровья не может воспитывать сына, назначен опекун - С. (л.д. 23).
... года Д. обратился в Администрацию ... района городского округа ... Республики Башкортостан с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л.д. 12).
Согласно письму N ... от ... года распоряжением Главы Администрации... района городского округа ... Республики Башкортостан N ... от ... года Д. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений по договору социального найма вне очереди будет рассмотрено по окончании пребывания в образовательном учреждении профессионального образования (л.д. 10).
В настоящее время Д. зарегистрирован и проживает по адресу: ... (общежитие) (л.д. 11).
Судом также установлено, что Д. не имеет жилья и не находится на полном государственном содержании, однако он не обеспечен жилым помещением (л.д. 17, 18, 19, 21).
В силу пп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Республикой Башкортостан принят Закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым также определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (ч. 4 ст. 8).
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з (в редакции от 06 декабря 2011 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)
Суд обоснованно пришел к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на Администрации Городского округа города Уфа Республики Башкортостан.
При вынесении решения, суд также учел, что порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрен постановлением Правительства РБ N 200 от 20.07.2007 г. (в редакции от 2 декабря 2011 года) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На основании вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что Д., который в силу ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, которым является Администрация ГО г. Уфа РБ, в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N ... от ... года "Об отверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа", площадью не ниже ... кв. м"
Как правильно указал суд, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан N 200 от 20 июля 2007 года "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" представила в Министерство образования Республики Башкортостан заявку, с указанием детей-сирот, в том числе Д. для формирования сводного списка (банка данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, а в Министерство финансов Республики Башкортостан - заявки (Министерства образования Республики Башкортостан) на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов.
Распоряжениями Правительства Республики Башкортостан N ...-р от ... года, N ...-р от ... года, распределены лимиты государственных капитальных вложений на обеспечение в ... года году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме ... рублей, из них на город Уфа выделено ... рублей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в бюджете городского округа город Уфа РБ недостаточно средств, для обеспечения жилыми помещениями всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, неправомерен, так как обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Не могут повлечь отмену решения ссылка в апелляционной жалобе на то, что судом достоверно не установлено, продолжает ли Д. получать образование в учебных учреждениях, по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, у Д., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним попечительства, после совершеннолетия, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.
Более того, как правильно указал суд, данные обстоятельства возникновения права Д. на получение жилого помещения по договору социального найма сторонами не оспаривались.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Уфы Т.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
З.А.НАУШИРБАНОВА
Судьи
Е.В.ЖЕРНЕНКО
Е.А.СТАРИЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 13.03.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2874/12
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2012 г. по делу N 33-2874/12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей: Жерненко Е.В.
Старичковой Е.А.
с участием прокурора Крупновой А.И.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Уфы Т.Г. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 января 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска прокурора Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Д., к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма отказать.
Иск прокурора Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Д., к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворить:
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Д. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв. м.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Орджоникидзевского района, в интересах Д., обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа РБ, Правительству Республики Башкортостан, по которому просит обязать ответчиков предоставить Д. жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья, площадью не менее ... кв. м, но не более ... кв. м. В обоснование иска указал, что решением жилищной комиссии, утвержденным распоряжением главы администрации ... района города ... N ... от ... года Д. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако в нарушение действующего законодательства Д. по достижении 18-летнего возраста и окончании пребывания в учреждении профессионального образования ответчиками в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены права Д. на жилье.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
До начала судебного заседания прокурором апелляционное представление помощника прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы Ш. отозвано.
В апелляционной жалобе представителя администрации г. Уфы Т.Г. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Д. окончил какое-либо учебное учреждение. Более того, в бюджете городского округа город Уфа РБ недостаточно средств, для обеспечения жилыми помещениями всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Администрации ГО г. Уфы РБ Т.Г., Х., поддержавших доводы жалобы, представителя Правительства РБ К., полагавшую решение суда правильным, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
Разрешая спор и возлагая обязанность по предоставлению жилого помещения на Администрацию городского округа город Уфа РБ, суд правильно сослался на положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и обоснованно сделал вывод о том, что обязанность по предоставлению Д., который является сиротой и не имеет закрепленного жилого помещения, должна быть возложена на Администрацию городского округа город Уфа РБ.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он является правильным и подтверждается материалами дела.
Как усматривается из материалов дела, Д. родился ... года в ..., в графе "отец" указан "Д.К.К.", а в графе "мать" указана "Д.Ф.М." (л.д. 15).
Согласно свидетельству о смерти отец Д. - Д.К.К. умер ... года (л.д. 22).
Из справки N ..., выданной ... года ... видно, что мать Д. - Д.Ф.М. с ... года ... (л.д. 20).
Постановлением администрации ... от ... года N ..., в связи с тем, что родители несовершеннолетнего Д. - отец Д.К.К. не проживает с семьей, а мать - Д.М.Ф. по состоянию своего здоровья не может воспитывать сына, назначен опекун - С. (л.д. 23).
... года Д. обратился в Администрацию ... района городского округа ... Республики Башкортостан с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л.д. 12).
Согласно письму N ... от ... года распоряжением Главы Администрации... района городского округа ... Республики Башкортостан N ... от ... года Д. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений по договору социального найма вне очереди будет рассмотрено по окончании пребывания в образовательном учреждении профессионального образования (л.д. 10).
В настоящее время Д. зарегистрирован и проживает по адресу: ... (общежитие) (л.д. 11).
Судом также установлено, что Д. не имеет жилья и не находится на полном государственном содержании, однако он не обеспечен жилым помещением (л.д. 17, 18, 19, 21).
В силу пп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Республикой Башкортостан принят Закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым также определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (ч. 4 ст. 8).
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з (в редакции от 06 декабря 2011 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)
Суд обоснованно пришел к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на Администрации Городского округа города Уфа Республики Башкортостан.
При вынесении решения, суд также учел, что порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрен постановлением Правительства РБ N 200 от 20.07.2007 г. (в редакции от 2 декабря 2011 года) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На основании вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что Д., который в силу ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, которым является Администрация ГО г. Уфа РБ, в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N ... от ... года "Об отверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа", площадью не ниже ... кв. м"
Как правильно указал суд, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан N 200 от 20 июля 2007 года "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" представила в Министерство образования Республики Башкортостан заявку, с указанием детей-сирот, в том числе Д. для формирования сводного списка (банка данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, а в Министерство финансов Республики Башкортостан - заявки (Министерства образования Республики Башкортостан) на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов.
Распоряжениями Правительства Республики Башкортостан N ...-р от ... года, N ...-р от ... года, распределены лимиты государственных капитальных вложений на обеспечение в ... года году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме ... рублей, из них на город Уфа выделено ... рублей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в бюджете городского округа город Уфа РБ недостаточно средств, для обеспечения жилыми помещениями всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, неправомерен, так как обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Не могут повлечь отмену решения ссылка в апелляционной жалобе на то, что судом достоверно не установлено, продолжает ли Д. получать образование в учебных учреждениях, по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, у Д., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним попечительства, после совершеннолетия, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.
Более того, как правильно указал суд, данные обстоятельства возникновения права Д. на получение жилого помещения по договору социального найма сторонами не оспаривались.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Уфы Т.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
З.А.НАУШИРБАНОВА
Судьи
Е.В.ЖЕРНЕНКО
Е.А.СТАРИЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)