Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Старцева С.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Ходаковой Л.А., Крыловой Э.Ю.,
при секретаре П.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Г. на решение Алексинского городского суда Тульской области от 25 июня 2012 года по иску Г. к Администрации муниципального образования Алексинский район, Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству об отмене постановления главы администрации МО Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N, признании ее право на первоочередное обеспечение жильем и об обязании муниципального образования Алексинский район предоставить жилье в первоочередном порядке в соответствии с социальной нормой.
Заслушав доклад судьи Ходаковой Л.А., судебная коллегия
установила:
Г. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования Алексинский район об отмене постановления главы администрации МО Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N, признании ее право на первоочередное обеспечение жильем и об обязании муниципального образования Алексинский район предоставить жилье в первоочередном порядке в соответствии с социальной нормой.
В обоснование своих требований указала, что до достижения ею 18-летнего возраста ее родители В., Н. умерли соответственно в 2000 году и 2002 году. В соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", она относится к лицам из числа детей-сирот.
Постановлением главы города Алексина и Алексинского района от ДД.ММ.ГГГГ N над ней было установлена опека, опекуном была назначена П.
Закрепленного жилого помещения по договору социального найма истец не имеет, так как до смерти ее матери она проживала в общежитии по адресу:.
В 2008 году опекун П. обращалась в отдел опеки и попечительства о предоставлении ей, Г., жилья во внеочередном порядке. В силу того, что опекуном все необходимые документы не были представлены, соответствующее постановление на ее обращение администрацией МО Алексинский район не выносилось.
ДД.ММ.ГГГГ у нее родилась вне брака дочь Г.А., которая была зарегистрирована в общежитии.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в территориальный отдел по Алексинскому району по вопросу предоставления жилья, так как условия проживания в общежитии с маленькой дочкой неблагоприятные, предоставила в МО Алексинский район необходимые документы для признания ее нуждающейся в представлении жилого помещения.
Постановлением главы администрации МО Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N снят статус "общежития" с комнат, в том числе и комнаты, в которой зарегистрированы она и ее дочь.
После рассмотрения документов она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановлением главы администрации МО Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N поставлена в общую очередь под N.
Полагала, что администрацией МО Алексинский район было нарушено ее законное право на получение жилой площади.
Занимаемое ею жилье не соответствует требованиям закона, согласно которому детям-сиротам жилые помещения предоставляются в виде отдельной квартиры и по социальным нормам.
Ею дважды были собраны документы в 2008 и 2009 годах для постановки в учетный орган МО Алексинский район на очередь на получения жилья, собранные в 2009 г. документы были утеряны. Полагала, что это свидетельствует о преднамеренном затягивании времени и решении вопроса с обеспечением ее жильем.
В настоящее время она обучается в государственном образовательном учреждении "Профессиональное училище N" на 2-м курсе по специальности ".
Просила суд отменить постановление главы администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ N о признании ее, Г., нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в общую очередь на улучшение жилья, признать ее право на первоочередное обеспечение жильем. Обязать МО Алексинский район предоставить ей жилье (отдельную квартиру) по социальной норме в первоочередном порядке, как лицу имеющему статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Определением суда от 29.05.2012 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
В судебном заседании Г. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Алексинский район по доверенности М. исковые требования не признала. Полагала, что оснований для отмены постановления главы администрации МО Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N о признании истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в общую очередь на улучшение жилья не имеется, истица в соответствии с нормами Жилищного кодекса была поставлена на очередь для получения жилья.
Представитель ответчика Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству в судебное заседание не явился, извещен судом.
Представитель третьего лица Территориального отдела по Алексинскому району и р.п. Новогуровскому комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству в судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя, требования Г. удовлетворить.
Суд решил в удовлетворении исковых требований Г. отказать.
В апелляционной жалобе Г. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя администрации Муниципального образования Алексинский район по доверенности И. в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что не является препятствием для его рассмотрения в отсутствие неявившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с учетом следующего.
Статья 7 Конституции Российской Федерации, провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Часть 2 ст. 40 Конституции РФ определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами прав на жилище, беспрепятственного осуществления, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, определена в качестве одного из основных начал жилищного законодательства (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ).
На основании ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Тульской области от 12.11.2007 года N 902-ЗТО "О жилищном фонде Тульской области" (с изменениями от 04.10.2010 г.) к категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 5 Закона Тульской области "О жилищном фонде Тульской области" жилые помещения жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками граждан на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, на основании решения уполномоченного органа. Жилые помещения жилищного фонда Тульской области предоставляются на всех членов семьи, проживающих совместно с гражданином, включенных им в заявление о принятии на учет. Общая площадь предоставляемого жилого помещения, приходящаяся на одного человека, не должна быть менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органом местного самоуправления, где гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Жилое помещение площадью менее нормы предоставления на одного человека может предоставляться только с согласия гражданина без снятия его с учета.
Решением собрания представителей Муниципального образования Алексинский район от 28.09.2005 г. N 4 (24).35 "О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения" учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан, <...>, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена не более 11 кв. м общей площади на каждого члена семьи. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, проживающим в Алексинском районе Тульской области, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, установлена не менее 15 кв. м общей площади на каждого члена семьи. Одиноко проживающим гражданам - не менее 30 кв. м общей площади жилого помещения.
Законом Тульской области "О жилищном фонде Тульской области" и Постановлением администрации Тульской области от 04.03.2009 года N 105 "Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управление жилищным фондом Тульской области", обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти субъекта.
Органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы определен Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах: Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Как следует из материалов дела и установлено судом Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку последние умерли - отец В.- ДД.ММ.ГГГГ, мать Н. - ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением главы администрации г. Алексина и Алексинского района N от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Г. назначена П. При назначении опеки жилое помещение за Г. не закреплялось.
ДД.ММ.ГГГГ у Г. родилась дочь Г.А.
Г. с ДД.ММ.ГГГГ, Г.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по адресу: (общежитие), комната N, площадью 20,65 кв. м, которая являлась временным жилым помещением.
Г. обучается в ГОУНПО "Профессиональное училище N" по очной форме обучения с ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма по семейной, демографической политике, опеки и попечительству администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N в адрес депутата Собрания представителей МО Алексинский район Тульской области (четвертого созыва) Ш. усматривается, что по информации территориального отдела по Алексинскому району и р.п. Новогуровский комитета в 2008 г. П. обращалась в отдел опеки и попечительства администрации МО Алексинский район по вопросу предоставления Г. жилья во внеочередном порядке. Поскольку все необходимые документы П. не были представлены, соответствующее постановление главы администрации МО Алексинский район вынесено не было. При повторном обращении Г. ДД.ММ.ГГГГ в территориальный отдел по Алексинскому району и р.п. Новогуровскому комитета по вопросу предоставления жилья, ей было рекомендовано обратиться в администрацию Муниципального образования Алексинский район для представления обновленных документов с целью признания ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения (копии документов из личного дела имелись в жилищном отделе администрации МО Алексинский район) (л.д. 40).
Несмотря на представленные истицей необходимые документы, согласно протоколу N от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации МО Алексинский район Г. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 54 ЖК РФ (л.д. 99 - 102).
Постановлением администрации МО Алексинский район N от ДД.ММ.ГГГГ снят статус "общежитие" в доме N по, в том числе с комнаты N, которую занимала истица. Комнаты N объединены в квартиру N. Комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Алексинский район предписано заключить договор социального найма с гражданами, проживающими в общежитии, в том числе, с Г. (л.д. 123).
Жилое помещение, в котором зарегистрированы истица и ее дочь, в установленном законом порядке непригодным для проживания не признавалось. Однако, как следует из материалов дела оно не является благоустроенным, строилось как общежитие. Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ комната площадью 20,65 кв. м, где зарегистрирована истица с малолетней дочерью, расположена на втором этаже 2-этажного здания, старой постройки. Кухня, туалет и ванная расположены на первом этаже и являются общими для всех жителей дома. Дом нуждается в капитальном ремонте, перекрытия деревянные, неустойчивые. Дверь в комнату нуждается в замене. Раковина на кухне не работает, нет смесителей, нет горячей воды. Газовая плита не укомплектована, пользоваться ею не безопасно. Рамы на окнах в комнате, на кухне и в других помещениях старые и прогнившие, нуждаются в замене. Г. с ребенком в комнате не проживает, проживает у родственников. Жилищно-бытовые условия не соответствуют санитарным нормам, проживать в обследуемом помещении невозможно (л.д. 29 - 30).
Постановлением администрации МО Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N семья Г. состоящая из двух человек: ее и дочери, признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Семья Г. включена в список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 51 ЖК РФ.
Из сообщения главы администрации МО Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N усматривается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ семья Г.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий под N (л.д. 96).
Одновременно установлено и не оспаривалось, что у Г. отсутствует какие-либо жилые помещения на праве собственности; в комнате площадью 20,6 кв. м зарегистрировано два человека - Г. и ее дочь Г., то есть на одного члена семьи приходится менее учетной нормы (11 кв. м). Кроме того, как следует из оспариваемого постановления главы Муниципального образования Алексинский район N от ДД.ММ.ГГГГ Г. признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В определении Конституционного суда Российской Федерации от 7 июня 2011 г. N 746-О-О по жалобе гражданина Ю. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный законодатель, установивший в Жилищном кодексе Российской Федерации правовое регулирование отношений по внеочередному обеспечению жилыми помещениями, ограничил круг лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в силу части 2 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими.
Одновременно Жилищным кодексом Российской Федерации фактически был расширен перечень оснований признания лиц, относящихся к рассматриваемой категории, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 части 2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР) оспариваемое заявителем законоположение предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании пункта 1 части 1 статьи 51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), который соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, так и на основании пунктов 2 - 4 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности).
Закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8).
Поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.
Таким образом, в силу правовой позиции, изложенное в определении Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 г. N 746-О-О пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Г. имеет право на обеспечение жилым помещением по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, поскольку она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; жилое помещение, в котором она проживает с ребенком, общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи; в установленном порядке при принятии ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на общих основаниях признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 98).
Факт того, что Г. зарегистрирована в комнате общежития, которое передано в муниципальную собственность, при вышеизложенных обстоятельствах не освобождает соответствующий орган обеспечить ее во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма, поскольку материалами дела подтверждается объективная нуждаемость истицы в благоустроенном применительно к данной местности жилом помещении.
При этом, судебная коллегия также принимает во внимание, что обеспечение вне очереди жилым помещением категорий граждан, к числу которых относится истица, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, поскольку внеочередное предоставление жилья не предполагает включение такого лица в очередь по обеспечению жилым помещением.
Также следует учитывать, что Г. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем при осуществлении своей деятельности орган государственной власти субъекта РФ должен реализовать государственную социальную политику, направленную на защиту интересов таких лиц.
Так, согласно абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 которого вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Как указано выше, таким полномочным органом в Тульской области является Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
Таким образом, оценивая доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение не может быть признано законным и подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, а исковые требования Г. - удовлетворению.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым постановить по делу новое решение. Признать недействительным постановление главы администрации Муниципального образования Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения Г. в общую очередь на улучшение жилищных условий. Признать право Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в границах г. Алексина Тульской области в соответствии с нормой предоставления, определенной в г. Алексине Тульской области.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Алексинского городского суда Тульской области от 25 июня 2012 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Г. удовлетворить.
Признать недействительным постановление главы администрации Муниципального образования Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения Г. в общую очередь на улучшение жилищных условий.
Признать право Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в границах г. Алексина Тульской области в соответствии с нормой предоставления, определенной в г. Алексине Тульской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2543
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2012 г. по делу N 33-2543
Судья: Старцева С.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Ходаковой Л.А., Крыловой Э.Ю.,
при секретаре П.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Г. на решение Алексинского городского суда Тульской области от 25 июня 2012 года по иску Г. к Администрации муниципального образования Алексинский район, Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству об отмене постановления главы администрации МО Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N, признании ее право на первоочередное обеспечение жильем и об обязании муниципального образования Алексинский район предоставить жилье в первоочередном порядке в соответствии с социальной нормой.
Заслушав доклад судьи Ходаковой Л.А., судебная коллегия
установила:
Г. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования Алексинский район об отмене постановления главы администрации МО Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N, признании ее право на первоочередное обеспечение жильем и об обязании муниципального образования Алексинский район предоставить жилье в первоочередном порядке в соответствии с социальной нормой.
В обоснование своих требований указала, что до достижения ею 18-летнего возраста ее родители В., Н. умерли соответственно в 2000 году и 2002 году. В соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", она относится к лицам из числа детей-сирот.
Постановлением главы города Алексина и Алексинского района от ДД.ММ.ГГГГ N над ней было установлена опека, опекуном была назначена П.
Закрепленного жилого помещения по договору социального найма истец не имеет, так как до смерти ее матери она проживала в общежитии по адресу:.
В 2008 году опекун П. обращалась в отдел опеки и попечительства о предоставлении ей, Г., жилья во внеочередном порядке. В силу того, что опекуном все необходимые документы не были представлены, соответствующее постановление на ее обращение администрацией МО Алексинский район не выносилось.
ДД.ММ.ГГГГ у нее родилась вне брака дочь Г.А., которая была зарегистрирована в общежитии.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в территориальный отдел по Алексинскому району по вопросу предоставления жилья, так как условия проживания в общежитии с маленькой дочкой неблагоприятные, предоставила в МО Алексинский район необходимые документы для признания ее нуждающейся в представлении жилого помещения.
Постановлением главы администрации МО Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N снят статус "общежития" с комнат, в том числе и комнаты, в которой зарегистрированы она и ее дочь.
После рассмотрения документов она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановлением главы администрации МО Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N поставлена в общую очередь под N.
Полагала, что администрацией МО Алексинский район было нарушено ее законное право на получение жилой площади.
Занимаемое ею жилье не соответствует требованиям закона, согласно которому детям-сиротам жилые помещения предоставляются в виде отдельной квартиры и по социальным нормам.
Ею дважды были собраны документы в 2008 и 2009 годах для постановки в учетный орган МО Алексинский район на очередь на получения жилья, собранные в 2009 г. документы были утеряны. Полагала, что это свидетельствует о преднамеренном затягивании времени и решении вопроса с обеспечением ее жильем.
В настоящее время она обучается в государственном образовательном учреждении "Профессиональное училище N" на 2-м курсе по специальности ".
Просила суд отменить постановление главы администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ N о признании ее, Г., нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в общую очередь на улучшение жилья, признать ее право на первоочередное обеспечение жильем. Обязать МО Алексинский район предоставить ей жилье (отдельную квартиру) по социальной норме в первоочередном порядке, как лицу имеющему статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Определением суда от 29.05.2012 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
В судебном заседании Г. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Алексинский район по доверенности М. исковые требования не признала. Полагала, что оснований для отмены постановления главы администрации МО Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N о признании истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в общую очередь на улучшение жилья не имеется, истица в соответствии с нормами Жилищного кодекса была поставлена на очередь для получения жилья.
Представитель ответчика Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству в судебное заседание не явился, извещен судом.
Представитель третьего лица Территориального отдела по Алексинскому району и р.п. Новогуровскому комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству в судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя, требования Г. удовлетворить.
Суд решил в удовлетворении исковых требований Г. отказать.
В апелляционной жалобе Г. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя администрации Муниципального образования Алексинский район по доверенности И. в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что не является препятствием для его рассмотрения в отсутствие неявившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с учетом следующего.
Статья 7 Конституции Российской Федерации, провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Часть 2 ст. 40 Конституции РФ определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами прав на жилище, беспрепятственного осуществления, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, определена в качестве одного из основных начал жилищного законодательства (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ).
На основании ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Тульской области от 12.11.2007 года N 902-ЗТО "О жилищном фонде Тульской области" (с изменениями от 04.10.2010 г.) к категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 5 Закона Тульской области "О жилищном фонде Тульской области" жилые помещения жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками граждан на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, на основании решения уполномоченного органа. Жилые помещения жилищного фонда Тульской области предоставляются на всех членов семьи, проживающих совместно с гражданином, включенных им в заявление о принятии на учет. Общая площадь предоставляемого жилого помещения, приходящаяся на одного человека, не должна быть менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органом местного самоуправления, где гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Жилое помещение площадью менее нормы предоставления на одного человека может предоставляться только с согласия гражданина без снятия его с учета.
Решением собрания представителей Муниципального образования Алексинский район от 28.09.2005 г. N 4 (24).35 "О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения" учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан, <...>, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена не более 11 кв. м общей площади на каждого члена семьи. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, проживающим в Алексинском районе Тульской области, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, установлена не менее 15 кв. м общей площади на каждого члена семьи. Одиноко проживающим гражданам - не менее 30 кв. м общей площади жилого помещения.
Законом Тульской области "О жилищном фонде Тульской области" и Постановлением администрации Тульской области от 04.03.2009 года N 105 "Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управление жилищным фондом Тульской области", обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти субъекта.
Органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы определен Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах: Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Как следует из материалов дела и установлено судом Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку последние умерли - отец В.- ДД.ММ.ГГГГ, мать Н. - ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением главы администрации г. Алексина и Алексинского района N от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Г. назначена П. При назначении опеки жилое помещение за Г. не закреплялось.
ДД.ММ.ГГГГ у Г. родилась дочь Г.А.
Г. с ДД.ММ.ГГГГ, Г.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по адресу: (общежитие), комната N, площадью 20,65 кв. м, которая являлась временным жилым помещением.
Г. обучается в ГОУНПО "Профессиональное училище N" по очной форме обучения с ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма по семейной, демографической политике, опеки и попечительству администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N в адрес депутата Собрания представителей МО Алексинский район Тульской области (четвертого созыва) Ш. усматривается, что по информации территориального отдела по Алексинскому району и р.п. Новогуровский комитета в 2008 г. П. обращалась в отдел опеки и попечительства администрации МО Алексинский район по вопросу предоставления Г. жилья во внеочередном порядке. Поскольку все необходимые документы П. не были представлены, соответствующее постановление главы администрации МО Алексинский район вынесено не было. При повторном обращении Г. ДД.ММ.ГГГГ в территориальный отдел по Алексинскому району и р.п. Новогуровскому комитета по вопросу предоставления жилья, ей было рекомендовано обратиться в администрацию Муниципального образования Алексинский район для представления обновленных документов с целью признания ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения (копии документов из личного дела имелись в жилищном отделе администрации МО Алексинский район) (л.д. 40).
Несмотря на представленные истицей необходимые документы, согласно протоколу N от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации МО Алексинский район Г. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 54 ЖК РФ (л.д. 99 - 102).
Постановлением администрации МО Алексинский район N от ДД.ММ.ГГГГ снят статус "общежитие" в доме N по, в том числе с комнаты N, которую занимала истица. Комнаты N объединены в квартиру N. Комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Алексинский район предписано заключить договор социального найма с гражданами, проживающими в общежитии, в том числе, с Г. (л.д. 123).
Жилое помещение, в котором зарегистрированы истица и ее дочь, в установленном законом порядке непригодным для проживания не признавалось. Однако, как следует из материалов дела оно не является благоустроенным, строилось как общежитие. Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ комната площадью 20,65 кв. м, где зарегистрирована истица с малолетней дочерью, расположена на втором этаже 2-этажного здания, старой постройки. Кухня, туалет и ванная расположены на первом этаже и являются общими для всех жителей дома. Дом нуждается в капитальном ремонте, перекрытия деревянные, неустойчивые. Дверь в комнату нуждается в замене. Раковина на кухне не работает, нет смесителей, нет горячей воды. Газовая плита не укомплектована, пользоваться ею не безопасно. Рамы на окнах в комнате, на кухне и в других помещениях старые и прогнившие, нуждаются в замене. Г. с ребенком в комнате не проживает, проживает у родственников. Жилищно-бытовые условия не соответствуют санитарным нормам, проживать в обследуемом помещении невозможно (л.д. 29 - 30).
Постановлением администрации МО Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N семья Г. состоящая из двух человек: ее и дочери, признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Семья Г. включена в список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 51 ЖК РФ.
Из сообщения главы администрации МО Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N усматривается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ семья Г.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий под N (л.д. 96).
Одновременно установлено и не оспаривалось, что у Г. отсутствует какие-либо жилые помещения на праве собственности; в комнате площадью 20,6 кв. м зарегистрировано два человека - Г. и ее дочь Г., то есть на одного члена семьи приходится менее учетной нормы (11 кв. м). Кроме того, как следует из оспариваемого постановления главы Муниципального образования Алексинский район N от ДД.ММ.ГГГГ Г. признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В определении Конституционного суда Российской Федерации от 7 июня 2011 г. N 746-О-О по жалобе гражданина Ю. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный законодатель, установивший в Жилищном кодексе Российской Федерации правовое регулирование отношений по внеочередному обеспечению жилыми помещениями, ограничил круг лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в силу части 2 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими.
Одновременно Жилищным кодексом Российской Федерации фактически был расширен перечень оснований признания лиц, относящихся к рассматриваемой категории, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 части 2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР) оспариваемое заявителем законоположение предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании пункта 1 части 1 статьи 51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), который соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, так и на основании пунктов 2 - 4 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности).
Закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8).
Поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.
Таким образом, в силу правовой позиции, изложенное в определении Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 г. N 746-О-О пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Г. имеет право на обеспечение жилым помещением по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, поскольку она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; жилое помещение, в котором она проживает с ребенком, общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи; в установленном порядке при принятии ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на общих основаниях признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 98).
Факт того, что Г. зарегистрирована в комнате общежития, которое передано в муниципальную собственность, при вышеизложенных обстоятельствах не освобождает соответствующий орган обеспечить ее во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма, поскольку материалами дела подтверждается объективная нуждаемость истицы в благоустроенном применительно к данной местности жилом помещении.
При этом, судебная коллегия также принимает во внимание, что обеспечение вне очереди жилым помещением категорий граждан, к числу которых относится истица, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, поскольку внеочередное предоставление жилья не предполагает включение такого лица в очередь по обеспечению жилым помещением.
Также следует учитывать, что Г. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем при осуществлении своей деятельности орган государственной власти субъекта РФ должен реализовать государственную социальную политику, направленную на защиту интересов таких лиц.
Так, согласно абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 которого вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Как указано выше, таким полномочным органом в Тульской области является Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
Таким образом, оценивая доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение не может быть признано законным и подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, а исковые требования Г. - удовлетворению.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым постановить по делу новое решение. Признать недействительным постановление главы администрации Муниципального образования Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения Г. в общую очередь на улучшение жилищных условий. Признать право Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в границах г. Алексина Тульской области в соответствии с нормой предоставления, определенной в г. Алексине Тульской области.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Алексинского городского суда Тульской области от 25 июня 2012 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Г. удовлетворить.
Признать недействительным постановление главы администрации Муниципального образования Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения Г. в общую очередь на улучшение жилищных условий.
Признать право Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в границах г. Алексина Тульской области в соответствии с нормой предоставления, определенной в г. Алексине Тульской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)