Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Поликарпова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.
судей Богониной В.Н., Наумовой И.В.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 августа 2012 года
апелляционную жалобу Администрации города Белгорода
на решение Свердловского районного суда города Белгорода от 17 апреля 2012 года
по делу по иску У. к администрации города Белгорода о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья.
Заслушав доклад судьи Наумовой И.В., объяснение представителя администрации города Белгорода - К. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид группы, инвалид Великой Отечественной войны, проживая с супругой - У.Л.И. и внуком - С.В.И. в собственной однокомнатной квартире площадью кв. м N, обратился в администрацию города Белгорода для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма.
На заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населений администрации города Белгорода (протокол N 3 от 04.02.2011 года) принято решение об отказе в удовлетворении заявления У. на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ (л.д. 11 - 14).
У. обратился в суд с иском к администрации города Белгорода и просил признать за ним право состоять на жилищном учете в городе Белгороде, обязать ответчика поставить его на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений. В обоснование требований сослался на то, что проживает в однокомнатной квартире вместе с супругой, нуждается в постороннем уходе, поэтому вселил в свою квартиру и зарегистрировал в ней внука для получения необходимого ухода; преднамеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, не совершал.
Решением суда иск удовлетворен частично. Признано незаконным и отменено решение комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации города Белгорода от 04.02.2011 года в отношении У.; на администрацию города Белгорода возложена обязанность повторно рассмотреть заявление У. о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях как ветерана Великой Отечественной войны.
В апелляционной жалобе администрация города Белгорода просит об отмене решения как постановленного при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
У., обращаясь в суд с иском, просил признать за ним право состоять на жилищном учете в городе Белгороде и обязать ответчика поставить его на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Частично удовлетворяя исковые требования, признавая незаконным и отменяя решение комиссии в отношении У., с возложением обязанности на администрацию города Белгорода повторно рассмотреть заявление о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, суд в нарушение требований ст. 196 ГПК РФ принял решение по требованиям, которые истцом не заявлялись.
Вопреки положениям п. 5 ст. 198 ГПК РФ в резолютивной части решения отсутствует вывод относительно требования о признании права У. состоять на жилищном учете в городе Белгороде с возложением на ответчика обязанности поставить его на учет нуждающихся в жилье.
Указанное свидетельствует о незаконности и необоснованности принятого судом решения. Допущенные судом нарушения норм процессуального прав являются существенными, привели к принятию неправильного решения, в силу чего оно подлежит отмене на основании п. п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 330 ГПК РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, У. является ветераном-участником Великой Отечественной войны и относится к категории граждан, которые при признании их нуждающимися в жилых помещениях, могут претендовать на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В силу пункта 3 статьи 14 Жилищного кодекса РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" и Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранам Великой Отечественной войны и иным, установленным законом категориям граждан, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, однократно предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в форме социальной выплаты на приобретение либо строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма.
В пп. 3 п. 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах" предусмотрено, что участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона.
Из чего следует, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются участникам Великой Отечественной войны, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Признание нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу требований ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как видно из материалом дела, распоряжением главы администрации Белгородского района от 10.11.2006 года N 577 "О дополнительных мерах материальной поддержки ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" У. и его супруге - У.Л.И. за счет средств субвенций из федерального бюджета выделены денежные средства на приобретение жилья - по рублей - каждому (л.д. 45).
По договору купли-продажи от 01.10.2007 года У. приобрели в собственность трехкомнатную квартиру N, общей площадью кв. м.
Стоимость квартиры в размере рублей оплачена по договору купли-продажи за счет средств субвенций из федерального бюджета, выделенных У. в соответствии с вышеуказанным распоряжением.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что У. реализовал свое право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, установленное ФЗ "О ветеранах", приобретя в собственность жилое помещение за счет субвенций, выделенных на эти цели государством.
При таких обстоятельствах 04.02.2011 года администрация города Белгорода правомерно отказала У. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку его проживание в настоящее время в иной квартире, с меньшей площадью и с большим составом семьи, безусловно, свидетельствует о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий, которые были улучшены в 2007 году за счет средств федерального бюджета.
При разрешении данного спора необходимо учитывать, что 10.02.2012 года У. обратился с управление социальной защиты населения администрации города Белгорода с заявлением о снятии с жилищного учета ввиду получения ранее субсидии на приобретение жилья (л.д. 66).
Учитывая изложенное, а также то, что право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета для ветеранов является однократным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания права У. состоять на учете нуждающихся в улучшении жилья и возложении в связи с этим обязанности на администрацию города Белгорода поставить его на учет нуждающихся в предоставлении жилья.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является незаконным, подлежит отмене в соответствии с положениями п. 2 абз. 1 ст. 328, п. п. 1, 4 ст. 330 ГПК РФ с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда города Белгорода от 17 апреля 2012 года по делу по иску У. к администрации города Белгорода о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья отменить.
Вынести новое решение.
В удовлетворении иска У. к администрации города Белгорода о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2303
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2012 г. по делу N 33-2303
Судья Поликарпова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.
судей Богониной В.Н., Наумовой И.В.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 августа 2012 года
апелляционную жалобу Администрации города Белгорода
на решение Свердловского районного суда города Белгорода от 17 апреля 2012 года
по делу по иску У. к администрации города Белгорода о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья.
Заслушав доклад судьи Наумовой И.В., объяснение представителя администрации города Белгорода - К. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид группы, инвалид Великой Отечественной войны, проживая с супругой - У.Л.И. и внуком - С.В.И. в собственной однокомнатной квартире площадью кв. м N, обратился в администрацию города Белгорода для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма.
На заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населений администрации города Белгорода (протокол N 3 от 04.02.2011 года) принято решение об отказе в удовлетворении заявления У. на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ (л.д. 11 - 14).
У. обратился в суд с иском к администрации города Белгорода и просил признать за ним право состоять на жилищном учете в городе Белгороде, обязать ответчика поставить его на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений. В обоснование требований сослался на то, что проживает в однокомнатной квартире вместе с супругой, нуждается в постороннем уходе, поэтому вселил в свою квартиру и зарегистрировал в ней внука для получения необходимого ухода; преднамеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, не совершал.
Решением суда иск удовлетворен частично. Признано незаконным и отменено решение комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации города Белгорода от 04.02.2011 года в отношении У.; на администрацию города Белгорода возложена обязанность повторно рассмотреть заявление У. о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях как ветерана Великой Отечественной войны.
В апелляционной жалобе администрация города Белгорода просит об отмене решения как постановленного при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
У., обращаясь в суд с иском, просил признать за ним право состоять на жилищном учете в городе Белгороде и обязать ответчика поставить его на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Частично удовлетворяя исковые требования, признавая незаконным и отменяя решение комиссии в отношении У., с возложением обязанности на администрацию города Белгорода повторно рассмотреть заявление о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, суд в нарушение требований ст. 196 ГПК РФ принял решение по требованиям, которые истцом не заявлялись.
Вопреки положениям п. 5 ст. 198 ГПК РФ в резолютивной части решения отсутствует вывод относительно требования о признании права У. состоять на жилищном учете в городе Белгороде с возложением на ответчика обязанности поставить его на учет нуждающихся в жилье.
Указанное свидетельствует о незаконности и необоснованности принятого судом решения. Допущенные судом нарушения норм процессуального прав являются существенными, привели к принятию неправильного решения, в силу чего оно подлежит отмене на основании п. п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 330 ГПК РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, У. является ветераном-участником Великой Отечественной войны и относится к категории граждан, которые при признании их нуждающимися в жилых помещениях, могут претендовать на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В силу пункта 3 статьи 14 Жилищного кодекса РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" и Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранам Великой Отечественной войны и иным, установленным законом категориям граждан, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, однократно предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в форме социальной выплаты на приобретение либо строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма.
В пп. 3 п. 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах" предусмотрено, что участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона.
Из чего следует, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются участникам Великой Отечественной войны, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Признание нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу требований ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как видно из материалом дела, распоряжением главы администрации Белгородского района от 10.11.2006 года N 577 "О дополнительных мерах материальной поддержки ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" У. и его супруге - У.Л.И. за счет средств субвенций из федерального бюджета выделены денежные средства на приобретение жилья - по рублей - каждому (л.д. 45).
По договору купли-продажи от 01.10.2007 года У. приобрели в собственность трехкомнатную квартиру N, общей площадью кв. м.
Стоимость квартиры в размере рублей оплачена по договору купли-продажи за счет средств субвенций из федерального бюджета, выделенных У. в соответствии с вышеуказанным распоряжением.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что У. реализовал свое право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, установленное ФЗ "О ветеранах", приобретя в собственность жилое помещение за счет субвенций, выделенных на эти цели государством.
При таких обстоятельствах 04.02.2011 года администрация города Белгорода правомерно отказала У. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку его проживание в настоящее время в иной квартире, с меньшей площадью и с большим составом семьи, безусловно, свидетельствует о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий, которые были улучшены в 2007 году за счет средств федерального бюджета.
При разрешении данного спора необходимо учитывать, что 10.02.2012 года У. обратился с управление социальной защиты населения администрации города Белгорода с заявлением о снятии с жилищного учета ввиду получения ранее субсидии на приобретение жилья (л.д. 66).
Учитывая изложенное, а также то, что право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета для ветеранов является однократным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания права У. состоять на учете нуждающихся в улучшении жилья и возложении в связи с этим обязанности на администрацию города Белгорода поставить его на учет нуждающихся в предоставлении жилья.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является незаконным, подлежит отмене в соответствии с положениями п. 2 абз. 1 ст. 328, п. п. 1, 4 ст. 330 ГПК РФ с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда города Белгорода от 17 апреля 2012 года по делу по иску У. к администрации города Белгорода о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья отменить.
Вынести новое решение.
В удовлетворении иска У. к администрации города Белгорода о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)