Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Бережнева С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего судьи Васильевой В.Г.,
судей Громацкой В.В., Местниковой С.А.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 октября 2012 года в городе Якутске
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 августа 2012 года, которым по делу
по иску С.Е. к Окружной администрации города Якутска, Правительству Республики Саха (Якутия) о предоставлении жилого помещения, судом постановлено:
Обязать Правительство Республики Саха (Якутия) предоставить С.Е. жилое помещение из государственного жилого фонда Республики Саха (Якутия) по договору социального найма общей площадью 32 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Васильевой В.Г., объяснения истца С.Е., представителя истца Щ., представителя ответчика Окружной администрации города Якутска С.Т., судебная коллегия
установила:
С.Е. обратилась в суд с иском к Окружной администрации города Якутска, Правительству Республики Саха (Якутия) о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что ее отец Х. был репрессирован 25 марта 1940 года, после ареста отца у них отобрали дом в ..., отец умер в местах лишения свободы в 1942 году. 18 октября 1991 года ее отец был реабилитирован, а она признана пострадавшей от политических репрессий. Она принята на учет по улучшению жилищных условий в качестве реабилитированной в 2010 году, между тем, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 июня 2012 года Правительство Республики Саха (Якутия) привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Ответчик Правительство РС (Я) не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что исходя из положений статьи 13 Закона Российской Федерации N 1761-1 от 18.10.1991 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированное лицо и члены его семьи имеют право на постановку на учет в органе местного самоуправления только в случае возвращения на прежнее место жительства. В данном случае истец имеет право на постановку на учет в органе местного самоуправления по месту проживания отца в ..., но не в городе Якутске. Согласно пункту 4 части 2 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 368-З N 751-III "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма" право на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма имеют реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями и возвращающиеся для проживания в Республику Саха (Якутия), где они проживали до применения к ним репрессий, а также члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий. В данном случае судом не учтено, что местом прежнего проживания репрессированного лица, отца истца является ... Кроме того, истцом не соблюден заявительный порядок, предусмотренный о правах реабилитированных, доказательств досудебного обращения в месте прежнего проживания в администрацию ... с заявлением о постановке на учет не представлено. Судом также не учтено, что истец в городе Якутске состоит на учете в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, соответственно жилое помещение должен предоставить орган местного самоуправления, принявший на учет, то есть Городской округ "Город Якутск". Кроме того, истец принята на учет незаконно, поскольку она имеет в долевой собственности жилое помещение общей площадью 75,2 кв. м, в котором зарегистрированы 8 человек. Соответственно размер площади на одного человека приходится 9,4 кв. м, нуждаемость в улучшении жилищных условий не подтверждена, так как учетная норма площади жилого помещения в городе Якутске установлена в размере 9 кв. м.
В суде апелляционной инстанции истец С.Е., представитель истца Щ., представитель ответчика Окружной администрации города Якутска С.Т. возразили против доводов апелляционной жалобы, считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца С.Е., представителя истца Щ., представителя ответчика Окружной администрации города Якутска С.Т., судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменений по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правильно исходил из требований Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" и Закона Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 368-З N 751-III "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма".
Согласно статье 13 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 368-З N 751-III "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма" реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями и возвращающиеся для проживания в Республику Саха (Якутия), где они проживали до применения к ним репрессий, а также члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий имеют право на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма.
На основании указанных норм закона суд первой инстанции правильно признал право истца С.Е. на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договору социального найма.
При этом, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил надлежащим ответчиком по делу Правительство Республики Саха (Якутия), поскольку Окружная администрация города Якутска, исходя из смысла положений пункта 3 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 368-З N 751-III "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма", является органом учета, уполномоченного на ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемых по договорам социального найма.
Органом, принимающим решение о предоставлении жилого помещения, согласно части 4 статьи 10 указанного Закона является уполномоченный орган, который принимает решение на основании Книги учета, представленной органом учета. При этом в силу пункта 2 статьи 2 указанного закона под уполномоченным органом понимают орган государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченный на осуществление права собственности в отношении объектов государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия).
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что Правительство Республики Саха (Якутия) является ненадлежащим ответчиком по делу, жилое помещение истцу должна предоставлять Окружная администрация города Якутска, являются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения при принятии на учет по месту проживания отца до применения к нему репрессий в ..., также являются несостоятельными по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 368-З N 751-III "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма" жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма предоставляются гражданам Российской Федерации, зарегистрированным в установленном порядке по месту их постоянного пребывания в Республике Саха (Якутия).
В данном случае истец с 1983 года постоянно проживает и в установленном порядке зарегистрирована в городе Якутске, с 28.10.2010 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, пострадавшее от политических репрессий. По пояснениям представителя Окружной администрации города Якутска С.Т. в суде апелляционной инстанции истец С.Е. является единственной по городу Якутску поставленной на учет в качестве лица, признанного пострадавшим от политических репрессий, принята на учет с момента обращения в 2010 году, поскольку ранее о постановке на учет как лицо, пострадавшее от политических репрессий, не обращалась.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, судом нормы материального и процессуального права не нарушены, обстоятельства дела установлены правильно, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 августа 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
В.Г.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
В.В.ГРОМАЦКАЯ
С.А.МЕСТНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 03.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3375/12
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 октября 2012 г. по делу N 33-3375/12
Судья Бережнева С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего судьи Васильевой В.Г.,
судей Громацкой В.В., Местниковой С.А.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 октября 2012 года в городе Якутске
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 августа 2012 года, которым по делу
по иску С.Е. к Окружной администрации города Якутска, Правительству Республики Саха (Якутия) о предоставлении жилого помещения, судом постановлено:
Обязать Правительство Республики Саха (Якутия) предоставить С.Е. жилое помещение из государственного жилого фонда Республики Саха (Якутия) по договору социального найма общей площадью 32 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Васильевой В.Г., объяснения истца С.Е., представителя истца Щ., представителя ответчика Окружной администрации города Якутска С.Т., судебная коллегия
установила:
С.Е. обратилась в суд с иском к Окружной администрации города Якутска, Правительству Республики Саха (Якутия) о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что ее отец Х. был репрессирован 25 марта 1940 года, после ареста отца у них отобрали дом в ..., отец умер в местах лишения свободы в 1942 году. 18 октября 1991 года ее отец был реабилитирован, а она признана пострадавшей от политических репрессий. Она принята на учет по улучшению жилищных условий в качестве реабилитированной в 2010 году, между тем, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 июня 2012 года Правительство Республики Саха (Якутия) привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Ответчик Правительство РС (Я) не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что исходя из положений статьи 13 Закона Российской Федерации N 1761-1 от 18.10.1991 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированное лицо и члены его семьи имеют право на постановку на учет в органе местного самоуправления только в случае возвращения на прежнее место жительства. В данном случае истец имеет право на постановку на учет в органе местного самоуправления по месту проживания отца в ..., но не в городе Якутске. Согласно пункту 4 части 2 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 368-З N 751-III "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма" право на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма имеют реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями и возвращающиеся для проживания в Республику Саха (Якутия), где они проживали до применения к ним репрессий, а также члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий. В данном случае судом не учтено, что местом прежнего проживания репрессированного лица, отца истца является ... Кроме того, истцом не соблюден заявительный порядок, предусмотренный о правах реабилитированных, доказательств досудебного обращения в месте прежнего проживания в администрацию ... с заявлением о постановке на учет не представлено. Судом также не учтено, что истец в городе Якутске состоит на учете в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, соответственно жилое помещение должен предоставить орган местного самоуправления, принявший на учет, то есть Городской округ "Город Якутск". Кроме того, истец принята на учет незаконно, поскольку она имеет в долевой собственности жилое помещение общей площадью 75,2 кв. м, в котором зарегистрированы 8 человек. Соответственно размер площади на одного человека приходится 9,4 кв. м, нуждаемость в улучшении жилищных условий не подтверждена, так как учетная норма площади жилого помещения в городе Якутске установлена в размере 9 кв. м.
В суде апелляционной инстанции истец С.Е., представитель истца Щ., представитель ответчика Окружной администрации города Якутска С.Т. возразили против доводов апелляционной жалобы, считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца С.Е., представителя истца Щ., представителя ответчика Окружной администрации города Якутска С.Т., судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменений по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правильно исходил из требований Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" и Закона Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 368-З N 751-III "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма".
Согласно статье 13 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 368-З N 751-III "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма" реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями и возвращающиеся для проживания в Республику Саха (Якутия), где они проживали до применения к ним репрессий, а также члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий имеют право на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма.
На основании указанных норм закона суд первой инстанции правильно признал право истца С.Е. на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договору социального найма.
При этом, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил надлежащим ответчиком по делу Правительство Республики Саха (Якутия), поскольку Окружная администрация города Якутска, исходя из смысла положений пункта 3 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 368-З N 751-III "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма", является органом учета, уполномоченного на ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемых по договорам социального найма.
Органом, принимающим решение о предоставлении жилого помещения, согласно части 4 статьи 10 указанного Закона является уполномоченный орган, который принимает решение на основании Книги учета, представленной органом учета. При этом в силу пункта 2 статьи 2 указанного закона под уполномоченным органом понимают орган государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченный на осуществление права собственности в отношении объектов государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия).
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что Правительство Республики Саха (Якутия) является ненадлежащим ответчиком по делу, жилое помещение истцу должна предоставлять Окружная администрация города Якутска, являются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения при принятии на учет по месту проживания отца до применения к нему репрессий в ..., также являются несостоятельными по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 368-З N 751-III "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма" жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма предоставляются гражданам Российской Федерации, зарегистрированным в установленном порядке по месту их постоянного пребывания в Республике Саха (Якутия).
В данном случае истец с 1983 года постоянно проживает и в установленном порядке зарегистрирована в городе Якутске, с 28.10.2010 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, пострадавшее от политических репрессий. По пояснениям представителя Окружной администрации города Якутска С.Т. в суде апелляционной инстанции истец С.Е. является единственной по городу Якутску поставленной на учет в качестве лица, признанного пострадавшим от политических репрессий, принята на учет с момента обращения в 2010 году, поскольку ранее о постановке на учет как лицо, пострадавшее от политических репрессий, не обращалась.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, судом нормы материального и процессуального права не нарушены, обстоятельства дела установлены правильно, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 августа 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
В.Г.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
В.В.ГРОМАЦКАЯ
С.А.МЕСТНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)