Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-4561/2011

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 2011 г. по делу N 33-4561/2011


Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Киселевой Л.В.,
судей
Колосковой С.Е., Журавлевой Г.М.,
при секретаре
О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации г. Ишима в лице представителя П., на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 18 июля 2011 года, которым постановлено:
"Заявление Т. Ф.И.О.9, З. Ф.И.О.10 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии при Администрации г. Ишима от 31.03.2011 г. N 4 в части отказа в принятии Т. Ф.И.О.11 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Возложить на Администрацию г. Ишима обязанность рассмотреть заявление Т. Ф.И.О.12 от 17.03.2011 г. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством.
Признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии при Администрации г. Ишима от 31.03.2011 г. N 4, в части отказа в принятии З. Ф.И.О.13 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Возложить на Администрацию г. Ишима обязанность рассмотреть заявление З. Ф.И.О.14 от 03.03.2011 г. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., судебная коллегия

установила:

Т. и З.Н.М. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления - администрации г. Ишима, мотивируя обращение тем, что З.Н.М., ее супруг З.Н.А., дочь З.А., Т. - дочь З.Н.А. проживают по адресу: <...>. Данный дом был включен в муниципальную программу "Переселение граждан из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в г. Ишиме" на 2010 год. 03.03.2011 года З.Н.М. было подано заявление в администрацию г. Ишима о постановке ее и ее семьи в составе супруга и дочери на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. 17.03.2011 года Т. также было подано заявление в администрацию г. Ишима о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. 31 марта 2011 года состоялось заседание жилищной комиссии администрации г. Ишима, решением которой З.Н.М. и Т. было отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма. Заявители полагают действия администрации г. Ишима по отказу в постановке их на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, незаконными, указывая, что отказ принят по формальным основаниям и в нарушение Жилищного кодекса Российской Федерации. Просили признать действия администрации г. Ишима по отказу в постановке З.Н.М., Т. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, незаконными и обязать администрацию г. Ишима поставить З.Н.М. и Т. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании З.Н.М., Т. и их представитель Б., действующая на основании ордеров от 30.06.2011 г., заявление поддержали в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица администрации г. Ишима. В направленном суду заявлении представитель администрации г. Ишима П. действующая на основании доверенности от 25 июня 2010 года (л.д. 77), просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица и о вынесении решения об отказе в удовлетворении заявления З.Н.М. и Т. по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 76).
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось заинтересованное лицо - администрация г. Ишима. В кассационной жалобе представитель администрации г. Ишима П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления З.Н.М. и Т. о признании действий администрации г. Ишима незаконными. Указывает на то, что Т. при обращении в орган местного самоуправления с заявлением о признании малоимущей и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма не были предоставлены справки ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" и Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области ХМАО и ЯНАО о наличии либо отсутствии жилых помещений, принадлежащих членам семьи заявителя на праве собственности, предоставление которых обусловлено ст. 8.1 Закона Тюменской области "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставлении жилых помещений в Тюменской области". Считает вывод суда об отсутствии у Т. обязанности предоставлять данные справки, а также вывод о признании незаконным отказа в принятии ее на учет по этим основаниям неправомерным, противоречащим п. 2 ст. 52, ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, П. полагает законными действия администрации г. Ишима по отказу в постановке З.Н.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, поскольку последняя обратилась с указанным заявлением в качестве работника бюджетной сферы, тогда как согласно ст. 9 Закона Тюменской области "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставлении жилых помещений в Тюменской области", учет данной категории граждан ведется по месту их работы. Администрация организаций ежегодно предоставляет списки граждан, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, для регистрации, в то время как в орган местного самоуправления данные списки не поступали. Таким образом, по мнению представителя заинтересованного лица, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущены нарушения норм материального и процессуального права, не выполнены требования ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На кассационную жалобу поступили возражения от Т., в которых она просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, как это предусмотрено ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Такие же требования установлены и ст. ст. 7 и 10 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (далее - Закон Тюменской области N 137).
Из анализа приведенных выше норм жилищного законодательства следует, что именно гражданин при подаче заявления о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещений должен указать, по какому основанию нуждаемости он должен быть поставлен на учет, поскольку от этого зависит перечень документов, которые ему необходимо представить в подтверждение права состоять на учете.
Учитывая, что из представленных Т. с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях документов следует, что в жилом помещении по адресу: <...>, кроме нее, проживает ее отец З.Н.А., являющийся нанимателем указанного жилого помещения, а в соответствии с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя относятся проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители, то в силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ Т. должна была представить документы, подтверждающие наличие или отсутствие другого жилого помещения не только у нее, но и у З.Н.А.
При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что З.Н.М. (супругой отца Т. З.Н.А.) также подавалось заявление о постановке ее на учет нуждающейся в предоставлении жилого помещения, поскольку Т. обращалась в администрацию с самостоятельным заявлением.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. В силу ч. 7 указанной статьи порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Как следует из документов, приложенных к заявлению З.Н.А., она является работником организации бюджетной сферы (муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа N 31 г. Ишима).
В соответствии с подпунктом "ж" ст. 7 Закона Тюменской области N 137 право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют граждане, работающие в организациях бюджетной сферы. Согласно ст. 9 Закона Тюменской области N 137 учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставление им жилья по месту работы в организациях бюджетной сферы осуществляются по решению администрации этих организаций в соответствии с настоящим Законом. Администрации организаций ежегодно в срок до 1 апреля предоставляют в орган местного самоуправления списки граждан, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, для регистрации.
Учитывая это, администрацией города Ишима было обоснованно отказано З.Н.М. в постановке на учет. При этом то обстоятельство, что учет в указанной организации бюджетной сферы не ведется, не может служить основанием для возложения обязанности по ведению учета граждан, являющихся работниками организаций бюджетной сферы, и нуждающихся в предоставлении жилого помещения, на орган местного самоуправления.
Вывод суда о том, что З.Н.М. должна быть поставлена на учет, как проживающая в жилом помещении, непригодном для проживания, является неправильным, поскольку З.Н.М. не указывала такое основание для постановки ее на учет, кроме того, как указывается в исковом заявлении, дом, в котором проживают заявители, уже включен в муниципальную программу "Переселение граждан из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в г. Ишиме".
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом были неправильно применены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда подлежит отмене. Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 18 июля 2011 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований З.Н.М. и Т. о признании незаконными действий администрации города Ишима по отказу в постановке их на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, и возложении на администрацию города Ишима обязанности поставить З.Н.М. и Т. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)