Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Бандык С.В.
Докладчик: Ларионова С.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Ларионовой С.Г.
судей: Калашниковой О.Н., Раужина Е.Н.
при секретаре: Ч.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ларионовой С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Кемеровского муниципального района Д.О. на решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 16 августа 2012 года по делу по иску И.А.П. к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
установила:
И.А.П. обратилась в суд с иском к Администрации Кемеровского муниципального района и просит обязать предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди по месту его жительства на территории Кемеровского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв. м, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное.
Требования мотивирует тем, что по распоряжению администрации Кемеровского района N 1191-р от 26.05.2006 г. она была устроена на полное государственное обеспечение в детское государственное учреждение, окончила образовательное учреждение.
Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в настоящее время ей 23 года, и она осталась без попечения родителей до достижения ею 18 лет, так как ее мать - Д.Л. умерла, отец - Д.П. решением Кемеровского районного суда от 17.04.2006 г. лишен родительских прав.
Жилого помещения на праве собственности или в пользовании по договору социального найма, она не имеет.
В соответствии с Федеральным законодательством она имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Постановлением Администрации Кемеровского муниципального района от 13.04.2012 г. N 871-п она принята на учет граждан, в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Решением суда от 16.08.2012 г. постановлено:
Обязать Администрацию Кемеровского муниципального района исполнить обязанность - предоставить И.А.П., <...> года рождения, жилое помещение, по договору социального найма вне очереди по месту его жительства в границах населенного пункта Кемеровского муниципального района, общей площадью не менее нормы предоставления в Кемеровском муниципальном районе 18 кв. м.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Кемеровского муниципального района Д.О. просит решение суда отменить.
Указывает, что полномочия органов местного самоуправления по непосредственному обеспечению детей-сирот жилой площадью необходимо рассматривать в совокупности с финансированием, выделяемым на обозначенные цели из бюджета области.
Кроме того, необходимо исходить из принципа исполнимости решения суда.
И.А.П. в числе прочих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была принята на учет Администрацией в 2012 году.
При этом в 2012 г. в бюджете Кемеровской области предусмотрена субвенция на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кемеровского муниципального района 6 100 000 рублей (приложение N 34 к Закону Кемеровской области от 12.12.2011 N 133-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов").
Вместе с тем, общее количество детей-сирот и детей - оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 356 человек.
Таким образом, средств, выделяемых из областного бюджета на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно для предоставления жилых помещений всем нуждающимся, имеющим право на внеочередное предоставление жилья.
При этом необходимо отметить, что отдел опеки и попечительства Администрации района ежеквартально направляет в Департамент образования и науки Администрации Кемеровской области, в ведении которого находятся вопросы выделения денежных средств на выполнение органами местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, сведения о количестве лиц указанных категорий, принятых на учет в соответствующем квартале.
Таким образом, Администрация района предпринимала все действия, направленные на исполнение возложенной на нее обязанности.
В настоящее время И.А.П. числится в указанном списке под N 331.
Жилое помещение должно предоставляться И.А.П. в соответствии с очередностью вне очередников; иное приведет к нарушению прав лиц, имеющих такое же право на предоставление жилья, но поставленных органом местного самоуправления на учет ранее И.А.П. Судебное решение не должно нарушать прав третьих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует и установлено судом, что согласно распоряжению и.о. главы Кемеровского района N 1191-р от 26.05.2006 г. и в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" И.А.П., 1989 г.р., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Д.Л. умерла <...> года, а отец - Д.П. решением Кемеровского районного суда от 17.04.2006 г. лишен родительских прав.
Истица была устроена в образовательное учреждение, в котором находилась на полном государственном обеспечении до момента его окончания. И.А.П. не имеет жилого помещения на праве собственности или в пользовании по договору социального найма.
Постановлением Главы Кемеровского муниципального района N 871-п от 13.04.2012 г. И.А.П. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", на 13.08.2012 г. ее очередь N 331.
И.А.П. зарегистрирована по адресу: <...>, временно проживает в <...>, закрепленного жилого помещения не имеет.
Удовлетворяя исковые требования об обязании Администрации г. Новокузнецка предоставить И.А.П. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, расположенное в границах Кемеровского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв. м, суд правильно применил материальный закон и пришел к выводу о том, что законом предусмотрено право И.А.П. на предоставление жилого помещения вне очереди, обязанность предоставления которого возложена на Администрацию Кемеровского муниципального района в силу Закона Кемеровской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Суд первой инстанции в полном объеме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал объективную оценку доказательствам, которыми эти обстоятельства подтверждаются, и принял законное и обоснованное решение.
В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в учреждениях социального обслуживания жилые помещения предоставляются вне очереди.
Закон Кемеровской области от 14.11.2005 г. N 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно п. 2 Распоряжения Администрации Кемеровского муниципального района N 90-р от 17.01.2007 г. "Об утверждении норм учета предоставления и учетной нормы площади жилого помещения предоставляемым по договорам социального найма" в Кемеровском районе установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 18 кв. м.
Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей по договору социального найма. Суд правильно указал, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Суд правильно исходил из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и пришел к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Не может быть принят во внимание и довод апелляционной жалобы о том, что Администрация Кемеровского района не имеет возможности исполнить решение суда о предоставлении жилой площади ребенку, оставшемуся без попечения родителей по причине отсутствия муниципального жилья, недостаточного финансирования, поскольку И.А.П. имеет законное право на предоставление жилого помещения по договору социального найма как ребенок, оставшийся без попечения родителей, которое не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в противном случае будет рассматриваться как нарушение конституционных прав ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Суд правильно применил положения Распоряжения Администрации Кемеровского муниципального района N 90-р от 17.01.2007 г. "Об утверждении норм учета предоставления и учетной нормы площади жилого помещения предоставляемым по договорам социального найма", указав, что такая норма предоставления на 1 человека составляет 18 кв. м общей площади.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам, установленным судом, представленные доказательства судом исследованы полно, всесторонне, им дана правильная оценка в порядке ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены в обжалуемой части.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 16 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Кемеровского муниципального района без удовлетворения.
Председательствующий
С.Г.ЛАРИОНОВА
Судьи
Е.Н.РАУЖИН
О.Н.КАЛАШНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-10897
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 ноября 2012 г. по делу N 33-10897
Судья: Бандык С.В.
Докладчик: Ларионова С.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Ларионовой С.Г.
судей: Калашниковой О.Н., Раужина Е.Н.
при секретаре: Ч.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ларионовой С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Кемеровского муниципального района Д.О. на решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 16 августа 2012 года по делу по иску И.А.П. к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
установила:
И.А.П. обратилась в суд с иском к Администрации Кемеровского муниципального района и просит обязать предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди по месту его жительства на территории Кемеровского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв. м, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное.
Требования мотивирует тем, что по распоряжению администрации Кемеровского района N 1191-р от 26.05.2006 г. она была устроена на полное государственное обеспечение в детское государственное учреждение, окончила образовательное учреждение.
Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в настоящее время ей 23 года, и она осталась без попечения родителей до достижения ею 18 лет, так как ее мать - Д.Л. умерла, отец - Д.П. решением Кемеровского районного суда от 17.04.2006 г. лишен родительских прав.
Жилого помещения на праве собственности или в пользовании по договору социального найма, она не имеет.
В соответствии с Федеральным законодательством она имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Постановлением Администрации Кемеровского муниципального района от 13.04.2012 г. N 871-п она принята на учет граждан, в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Решением суда от 16.08.2012 г. постановлено:
Обязать Администрацию Кемеровского муниципального района исполнить обязанность - предоставить И.А.П., <...> года рождения, жилое помещение, по договору социального найма вне очереди по месту его жительства в границах населенного пункта Кемеровского муниципального района, общей площадью не менее нормы предоставления в Кемеровском муниципальном районе 18 кв. м.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Кемеровского муниципального района Д.О. просит решение суда отменить.
Указывает, что полномочия органов местного самоуправления по непосредственному обеспечению детей-сирот жилой площадью необходимо рассматривать в совокупности с финансированием, выделяемым на обозначенные цели из бюджета области.
Кроме того, необходимо исходить из принципа исполнимости решения суда.
И.А.П. в числе прочих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была принята на учет Администрацией в 2012 году.
При этом в 2012 г. в бюджете Кемеровской области предусмотрена субвенция на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кемеровского муниципального района 6 100 000 рублей (приложение N 34 к Закону Кемеровской области от 12.12.2011 N 133-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов").
Вместе с тем, общее количество детей-сирот и детей - оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 356 человек.
Таким образом, средств, выделяемых из областного бюджета на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно для предоставления жилых помещений всем нуждающимся, имеющим право на внеочередное предоставление жилья.
При этом необходимо отметить, что отдел опеки и попечительства Администрации района ежеквартально направляет в Департамент образования и науки Администрации Кемеровской области, в ведении которого находятся вопросы выделения денежных средств на выполнение органами местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, сведения о количестве лиц указанных категорий, принятых на учет в соответствующем квартале.
Таким образом, Администрация района предпринимала все действия, направленные на исполнение возложенной на нее обязанности.
В настоящее время И.А.П. числится в указанном списке под N 331.
Жилое помещение должно предоставляться И.А.П. в соответствии с очередностью вне очередников; иное приведет к нарушению прав лиц, имеющих такое же право на предоставление жилья, но поставленных органом местного самоуправления на учет ранее И.А.П. Судебное решение не должно нарушать прав третьих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует и установлено судом, что согласно распоряжению и.о. главы Кемеровского района N 1191-р от 26.05.2006 г. и в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" И.А.П., 1989 г.р., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Д.Л. умерла <...> года, а отец - Д.П. решением Кемеровского районного суда от 17.04.2006 г. лишен родительских прав.
Истица была устроена в образовательное учреждение, в котором находилась на полном государственном обеспечении до момента его окончания. И.А.П. не имеет жилого помещения на праве собственности или в пользовании по договору социального найма.
Постановлением Главы Кемеровского муниципального района N 871-п от 13.04.2012 г. И.А.П. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", на 13.08.2012 г. ее очередь N 331.
И.А.П. зарегистрирована по адресу: <...>, временно проживает в <...>, закрепленного жилого помещения не имеет.
Удовлетворяя исковые требования об обязании Администрации г. Новокузнецка предоставить И.А.П. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, расположенное в границах Кемеровского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв. м, суд правильно применил материальный закон и пришел к выводу о том, что законом предусмотрено право И.А.П. на предоставление жилого помещения вне очереди, обязанность предоставления которого возложена на Администрацию Кемеровского муниципального района в силу Закона Кемеровской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Суд первой инстанции в полном объеме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал объективную оценку доказательствам, которыми эти обстоятельства подтверждаются, и принял законное и обоснованное решение.
В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в учреждениях социального обслуживания жилые помещения предоставляются вне очереди.
Закон Кемеровской области от 14.11.2005 г. N 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно п. 2 Распоряжения Администрации Кемеровского муниципального района N 90-р от 17.01.2007 г. "Об утверждении норм учета предоставления и учетной нормы площади жилого помещения предоставляемым по договорам социального найма" в Кемеровском районе установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 18 кв. м.
Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей по договору социального найма. Суд правильно указал, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Суд правильно исходил из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и пришел к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Не может быть принят во внимание и довод апелляционной жалобы о том, что Администрация Кемеровского района не имеет возможности исполнить решение суда о предоставлении жилой площади ребенку, оставшемуся без попечения родителей по причине отсутствия муниципального жилья, недостаточного финансирования, поскольку И.А.П. имеет законное право на предоставление жилого помещения по договору социального найма как ребенок, оставшийся без попечения родителей, которое не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в противном случае будет рассматриваться как нарушение конституционных прав ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Суд правильно применил положения Распоряжения Администрации Кемеровского муниципального района N 90-р от 17.01.2007 г. "Об утверждении норм учета предоставления и учетной нормы площади жилого помещения предоставляемым по договорам социального найма", указав, что такая норма предоставления на 1 человека составляет 18 кв. м общей площади.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам, установленным судом, представленные доказательства судом исследованы полно, всесторонне, им дана правильная оценка в порядке ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены в обжалуемой части.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 16 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Кемеровского муниципального района без удовлетворения.
Председательствующий
С.Г.ЛАРИОНОВА
Судьи
Е.Н.РАУЖИН
О.Н.КАЛАШНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)