Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Соколова Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Равинской О.А.,
судей Кутузова М.Ю., Парменычевой М.В.,
при секретаре О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Равинской О.А.
29 октября 2012 года
дело по апелляционной жалобе Б.Е. на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 16 августа 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Б.Е., Б.Р., Б.А. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского поселения Тутаев предоставить Б.Е. на семью, состоящую из трех человек, вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным требованиям, по договору социального найма в черте города Тутаева Ярославской области, общей площадью на одного человека не менее действующей нормы предоставления.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Администрации городского поселения Тутаев в пользу Б.Е. в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя <...>".
По делу
установлено:
Б.Е. и Б.Р., Б.А. зарегистрированы по адресу: <...>.
<...>, и <...> в результате пожаров в жилом доме уничтожено два подъезда (квартиры с 1 по 12), в том числе и квартира N.
Б.Е. и Б.Р. и Б.А. постановлением главы городского поселения Тутаев N 54-Ж от 5 июня 2009 года были включены в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Б.Е., Б.Р., Б.А. обратились в суд с иском к администрации городского поселения Тутаев и просили признать незаконным бездействие администрации городского поселения Тутаев по непринятию мер по обеспечению жилым помещением истцов, обязать ответчика предоставить Б.Е. на состав семьи из трех человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в городе Тутаеве, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления - 14 кв. м; взыскать в пользу Б.Е. расходы на оплату услуг представителя - <...>. В обоснование иска указано на то, что до настоящего времени ответчиком не предоставлено истцам отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение по договору социального найма.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части возложения на ответчика обязанности предоставить истцам жилое помещение общей площадью на одного человека не менее действующей нормы предоставления, установленной администрацией городского поселения Тутаев в размере 11 кв. м. Б.Е. просит принять в указанной части по делу новое решение, которым обязать ответчика предоставить жилое помещение общей площадью на одного человека по норме предоставления в 14 кв. м. Доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права.
В возражениях на жалобу администрация городского поселения Тутаев указывает на правильность принятого судом решения.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав в поддержание доводов жалобы Б.Е. и ее представителя И., возражения представителя администрации городского поселения Тутаев по доверенности Б.Н., исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
С выводом суда об удовлетворении требований Б.Е., возложении на администрацию городского поселения Тутаев обязанность предоставить истцу на семью, состоящую из трех человек, вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным требованиям, по договору социального найма в черте города Тутаева Ярославской области, общей площадью на одного человека не менее действующей нормы предоставления судебная коллегия соглашается, считает его правильным основанным на материалах дела и законе.
Доводы жалобы о том, что городское поселение Тутаев не наделено полномочиями по принятию решений об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, не основаны на правильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 7 статьи 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частями 2, 5 статьи 50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления и учетная норма устанавливаются органом местного самоуправления; норма предоставления устанавливается в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В части 1 статьи 14 Закона Ярославской области от 11 июля 2005 года N 40-з "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма" отражено, что малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма, предоставляются изолированные, благоустроенные применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям жилые помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления, исходя из времени принятия на учет (в порядке очередности).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Устава городского поселения Тутаев к вопросам местного значения городского поселения Тутаев отнесено обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии со статьей 17.3 решения муниципального Совета городского поселения Тутаев от 25 апреля 2007 года N 12 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом" жилые помещения муниципального жилищного фонда социального использования предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в иных случаях в порядке, установленном ЖК РФ. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетная норма площади жилого помещения устанавливаются главой городского поселения Тутаев.
Таким образом, из анализа вышеназванных норм следует, что муниципальное образование - городское поселение Тутаев - вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе, нормативные правовые акты об установлении учетной норма и нормы предоставления.
Вместе с тем заслуживает внимания довод жалобы о том, что постановление администрации городского поселения Тутаев N 261 "О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма в городском поселении Тутаев", не подлежало применению при рассмотрении спора судом первой инстанции, поскольку в тот момент указанный нормативно-правовой акт не вступил в законную силу.
В статье 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1).
В соответствии с частью 2 названной статьи муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3).
В части 4 статьи 29 Устава городского поселения Тутаев закреплено, что муниципальные правовые акты городского поселения Тутаев не имеют обратной силы и вступают в силу со дня их принятия либо со дня, указанного в самом акте, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и настоящим Уставом.
Муниципальные правовые акты городского поселения Тутаев, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Указанные акты вступают в силу и могут применяться не ранее момента их официального опубликования.
Из материалов дела следует, что 26 июля 2012 года главой городского поселения Тутаев подписано постановление администрации городского поселения Тутаев N 261 "О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма в городском поселении Тутаев", которым была установлена учетная норма и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 11 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Пункт 4 данного постановления содержит указание о вступлении его в силу с 1 июля 2012 года.
В заседании судебной коллегии установлено, что данное постановление администрации городского поселения Тутаев N 261 "О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма в городском поселении Тутаев" было опубликовано в муниципальной информационно-аналитической газете Городской еженедельник Тутаева 26 октября 2012 года. Ранее иным установленным в Уставе городского поселения Тутаев способом названное постановление обнародовано не было, до сведения граждан городского поселения не доводилось.
Данное постановление принято в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и регулирует вопросы жилищной политики городского поселения Тутаев и жилищные права граждан. Поскольку вопрос реализации гражданами прав на обеспечение жилыми помещениями имеет особую общественную и социальную значимость, то данное постановление относится к муниципальным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Таким образом, постановление администрации городского поселения Тутаев N 261 вступило в силу с 27 октября 2012 года, на момент разрешения судом спора 16 августа 2012 года данное постановление не подлежало применению.
В связи с этим применению при определении нормы предоставления истцам жилья подлежало постановление главы Тутаевского муниципального округа от 20 мая 2005 года N 599 "О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма в ТМО", в соответствии с которым норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет не менее 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 16 августа 2012 года изменить.
Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать Администрацию городского поселения Тутаев предоставить Б.Е. на семью, состоящую из трех человек, вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным требованиям, по договору социального найма в черте города Тутаева Ярославской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, установленной постановлением главы Тутаевского муниципального округа от 20 мая 2005 года N 599 "О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма в ТМО".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5729
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2012 г. по делу N 33-5729
Судья Соколова Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Равинской О.А.,
судей Кутузова М.Ю., Парменычевой М.В.,
при секретаре О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Равинской О.А.
29 октября 2012 года
дело по апелляционной жалобе Б.Е. на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 16 августа 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Б.Е., Б.Р., Б.А. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского поселения Тутаев предоставить Б.Е. на семью, состоящую из трех человек, вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным требованиям, по договору социального найма в черте города Тутаева Ярославской области, общей площадью на одного человека не менее действующей нормы предоставления.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Администрации городского поселения Тутаев в пользу Б.Е. в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя <...>".
По делу
установлено:
Б.Е. и Б.Р., Б.А. зарегистрированы по адресу: <...>.
<...>, и <...> в результате пожаров в жилом доме уничтожено два подъезда (квартиры с 1 по 12), в том числе и квартира N.
Б.Е. и Б.Р. и Б.А. постановлением главы городского поселения Тутаев N 54-Ж от 5 июня 2009 года были включены в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Б.Е., Б.Р., Б.А. обратились в суд с иском к администрации городского поселения Тутаев и просили признать незаконным бездействие администрации городского поселения Тутаев по непринятию мер по обеспечению жилым помещением истцов, обязать ответчика предоставить Б.Е. на состав семьи из трех человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в городе Тутаеве, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления - 14 кв. м; взыскать в пользу Б.Е. расходы на оплату услуг представителя - <...>. В обоснование иска указано на то, что до настоящего времени ответчиком не предоставлено истцам отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение по договору социального найма.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части возложения на ответчика обязанности предоставить истцам жилое помещение общей площадью на одного человека не менее действующей нормы предоставления, установленной администрацией городского поселения Тутаев в размере 11 кв. м. Б.Е. просит принять в указанной части по делу новое решение, которым обязать ответчика предоставить жилое помещение общей площадью на одного человека по норме предоставления в 14 кв. м. Доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права.
В возражениях на жалобу администрация городского поселения Тутаев указывает на правильность принятого судом решения.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав в поддержание доводов жалобы Б.Е. и ее представителя И., возражения представителя администрации городского поселения Тутаев по доверенности Б.Н., исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
С выводом суда об удовлетворении требований Б.Е., возложении на администрацию городского поселения Тутаев обязанность предоставить истцу на семью, состоящую из трех человек, вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным требованиям, по договору социального найма в черте города Тутаева Ярославской области, общей площадью на одного человека не менее действующей нормы предоставления судебная коллегия соглашается, считает его правильным основанным на материалах дела и законе.
Доводы жалобы о том, что городское поселение Тутаев не наделено полномочиями по принятию решений об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, не основаны на правильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 7 статьи 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частями 2, 5 статьи 50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления и учетная норма устанавливаются органом местного самоуправления; норма предоставления устанавливается в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В части 1 статьи 14 Закона Ярославской области от 11 июля 2005 года N 40-з "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма" отражено, что малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма, предоставляются изолированные, благоустроенные применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям жилые помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления, исходя из времени принятия на учет (в порядке очередности).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Устава городского поселения Тутаев к вопросам местного значения городского поселения Тутаев отнесено обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии со статьей 17.3 решения муниципального Совета городского поселения Тутаев от 25 апреля 2007 года N 12 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом" жилые помещения муниципального жилищного фонда социального использования предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в иных случаях в порядке, установленном ЖК РФ. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетная норма площади жилого помещения устанавливаются главой городского поселения Тутаев.
Таким образом, из анализа вышеназванных норм следует, что муниципальное образование - городское поселение Тутаев - вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе, нормативные правовые акты об установлении учетной норма и нормы предоставления.
Вместе с тем заслуживает внимания довод жалобы о том, что постановление администрации городского поселения Тутаев N 261 "О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма в городском поселении Тутаев", не подлежало применению при рассмотрении спора судом первой инстанции, поскольку в тот момент указанный нормативно-правовой акт не вступил в законную силу.
В статье 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1).
В соответствии с частью 2 названной статьи муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3).
В части 4 статьи 29 Устава городского поселения Тутаев закреплено, что муниципальные правовые акты городского поселения Тутаев не имеют обратной силы и вступают в силу со дня их принятия либо со дня, указанного в самом акте, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и настоящим Уставом.
Муниципальные правовые акты городского поселения Тутаев, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Указанные акты вступают в силу и могут применяться не ранее момента их официального опубликования.
Из материалов дела следует, что 26 июля 2012 года главой городского поселения Тутаев подписано постановление администрации городского поселения Тутаев N 261 "О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма в городском поселении Тутаев", которым была установлена учетная норма и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 11 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Пункт 4 данного постановления содержит указание о вступлении его в силу с 1 июля 2012 года.
В заседании судебной коллегии установлено, что данное постановление администрации городского поселения Тутаев N 261 "О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма в городском поселении Тутаев" было опубликовано в муниципальной информационно-аналитической газете Городской еженедельник Тутаева 26 октября 2012 года. Ранее иным установленным в Уставе городского поселения Тутаев способом названное постановление обнародовано не было, до сведения граждан городского поселения не доводилось.
Данное постановление принято в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и регулирует вопросы жилищной политики городского поселения Тутаев и жилищные права граждан. Поскольку вопрос реализации гражданами прав на обеспечение жилыми помещениями имеет особую общественную и социальную значимость, то данное постановление относится к муниципальным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Таким образом, постановление администрации городского поселения Тутаев N 261 вступило в силу с 27 октября 2012 года, на момент разрешения судом спора 16 августа 2012 года данное постановление не подлежало применению.
В связи с этим применению при определении нормы предоставления истцам жилья подлежало постановление главы Тутаевского муниципального округа от 20 мая 2005 года N 599 "О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма в ТМО", в соответствии с которым норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет не менее 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 16 августа 2012 года изменить.
Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать Администрацию городского поселения Тутаев предоставить Б.Е. на семью, состоящую из трех человек, вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным требованиям, по договору социального найма в черте города Тутаева Ярославской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, установленной постановлением главы Тутаевского муниципального округа от 20 мая 2005 года N 599 "О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма в ТМО".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)