Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья И.Ш. Шайдуллин
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Захаровой С.Н. и Л.И. Сибгатуллиной,
при секретаре судебного заседания В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой С.Н. гражданское дело по кассационной жалобе А. на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 9 августа 2011 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении исковых требований А., действующей в интересах ФИО11 к Исполнительному комитету муниципального образования "город Чистополь" Республики Татарстан о возложении обязанности поставить ФИО14 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ФИО16 - А., поддержавшей доводы жалобы, Судебная коллегия
установила:
А. - ФИО2 обратилась в суд с иском к Исполкому муниципального образования "город Чистополь" Республики Татарстан о возложении обязанности поставить ФИО13 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны. В обоснование иска указала, что в 2010 году она от имени своей матери обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако ей в этом было отказано. ФИО2 своего жилья не имеет, а только зарегистрирована в жилом помещении, в котором проживает.
В суде законный представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель истца требования поддержал.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал.
В кассационной жалобе А. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что ФИО2 является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой ветерана Великой Отечественной войны. Постановлением руководителя Исполнительного комитета N от 11.06.2009 года А. Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О Ветеранах" в качестве одной из мер социальной поддержки ФИО3 войны предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета участников Великой Отечественной войны жильем. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Данный закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории граждан.
Судебная коллегия считает, что решение суда является правильным.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Установлено, что ФИО2 является участником Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны.
Судом установлено, что ФИО2 являлась собственником квартиры, общей площадью кв. м, расположенной по адресу:.
26 февраля 2008 года ФИО2 по договору купли-продажи продала своему сыну ФИО5 указанную квартиру. Переход права собственности на квартиру и право собственности ФИО5 зарегистрировано в установленном законом порядке. ФИО2 продолжает проживать и состоит на регистрационном учете в указанной квартире.
А., в интересах ФИО2, обратилась с заявлением в Исполком муниципального образования "город Чистополь" Республики Татарстан о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Ответчик отказал в удовлетворении заявления и указал, что право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем имеют только те участники Великой Отечественной войны и вдовы участников Великой Отечественной войны, которые могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
ФИО15 имеет право пользования и проживания квартирой N Татарстан, общая площадь которой составляет квадратных метра.
Согласно статье 56 Гражданского Процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец не представила суду доказательств того, что она является нуждающейся в жилом помещении. С учетом этих обстоятельств, суд первой инстанции правильно отказал в иске.
Доводы кассационной жалобы о том, что ФИО2 является нуждающейся в улучшении жилищных условий являются несостоятельными, поскольку в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в улучшении жилищных условий могут быть признаны граждане, у которых обеспеченность общей площадью, занимаемых жилых помещений на одного члена семьи не должна превышать учетную норму, установленную в размере 18 кв. м по Чистопольскому муниципальному району Республики Татарстан. Истец же имеет право пользоваться благоустроенным жилым помещением площадью квадратных метра, что значительно превышает учетную норму, поэтому нуждающейся в улучшении жилищных условий она признана быть не может.
Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат. Нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 9 августа 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 12.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-11252/2011
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2011 г. по делу N 33-11252/2011
Судья И.Ш. Шайдуллин
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Захаровой С.Н. и Л.И. Сибгатуллиной,
при секретаре судебного заседания В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой С.Н. гражданское дело по кассационной жалобе А. на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 9 августа 2011 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении исковых требований А., действующей в интересах ФИО11 к Исполнительному комитету муниципального образования "город Чистополь" Республики Татарстан о возложении обязанности поставить ФИО14 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ФИО16 - А., поддержавшей доводы жалобы, Судебная коллегия
установила:
А. - ФИО2 обратилась в суд с иском к Исполкому муниципального образования "город Чистополь" Республики Татарстан о возложении обязанности поставить ФИО13 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны. В обоснование иска указала, что в 2010 году она от имени своей матери обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако ей в этом было отказано. ФИО2 своего жилья не имеет, а только зарегистрирована в жилом помещении, в котором проживает.
В суде законный представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель истца требования поддержал.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал.
В кассационной жалобе А. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что ФИО2 является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой ветерана Великой Отечественной войны. Постановлением руководителя Исполнительного комитета N от 11.06.2009 года А. Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О Ветеранах" в качестве одной из мер социальной поддержки ФИО3 войны предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета участников Великой Отечественной войны жильем. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Данный закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории граждан.
Судебная коллегия считает, что решение суда является правильным.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Установлено, что ФИО2 является участником Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны.
Судом установлено, что ФИО2 являлась собственником квартиры, общей площадью кв. м, расположенной по адресу:.
26 февраля 2008 года ФИО2 по договору купли-продажи продала своему сыну ФИО5 указанную квартиру. Переход права собственности на квартиру и право собственности ФИО5 зарегистрировано в установленном законом порядке. ФИО2 продолжает проживать и состоит на регистрационном учете в указанной квартире.
А., в интересах ФИО2, обратилась с заявлением в Исполком муниципального образования "город Чистополь" Республики Татарстан о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Ответчик отказал в удовлетворении заявления и указал, что право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем имеют только те участники Великой Отечественной войны и вдовы участников Великой Отечественной войны, которые могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
ФИО15 имеет право пользования и проживания квартирой N Татарстан, общая площадь которой составляет квадратных метра.
Согласно статье 56 Гражданского Процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец не представила суду доказательств того, что она является нуждающейся в жилом помещении. С учетом этих обстоятельств, суд первой инстанции правильно отказал в иске.
Доводы кассационной жалобы о том, что ФИО2 является нуждающейся в улучшении жилищных условий являются несостоятельными, поскольку в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в улучшении жилищных условий могут быть признаны граждане, у которых обеспеченность общей площадью, занимаемых жилых помещений на одного члена семьи не должна превышать учетную норму, установленную в размере 18 кв. м по Чистопольскому муниципальному району Республики Татарстан. Истец же имеет право пользоваться благоустроенным жилым помещением площадью квадратных метра, что значительно превышает учетную норму, поэтому нуждающейся в улучшении жилищных условий она признана быть не может.
Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат. Нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 9 августа 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)