Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-9322/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2012 г. по делу N 33-9322/2012


Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Акининой О.А.,
судей: Захарова С.В., Ефремовой Л.Н.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя мэрии г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 08 августа 2012 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 <...>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение, с учетом дополнительной площади, в г. Тольятти на состав семьи четыре человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности ФИО1 жилого помещения по адресу: <...>".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., возражения Е. (представителя Г.) на доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции

установил:

Истица - Г. обратилась в суд к мэрии г.о. Тольятти с иском о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке либо социальной выплаты на покупку жилья по нормам, установленным Законом Самарской области.
При этом истица утверждала, что ее семья в составе четыре человека с ДД.ММ.ГГГГ. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым во внеочередном порядке, поскольку ее сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г. рожд., страдает хроническим заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года.
Однако мэрией городского округа Тольятти во внеочередном порядке жилье истице до настоящего времени не предоставлено.
Истица просила суд обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ей вне очереди жилое помещение в г.о. Тольятти на состав семьи 4 человека по договору социального найма по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющейся в собственности квартиры, расположенной по адресу: <...>, а в случае отсутствия возможности предоставления жилого помещения - произвести выплату на покупку жилья по нормам, установленным Законом Самарской области N 93-ГД от 13.08.2009 г.
Истица (уточнив требования) просила суд обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ей вне очереди жилое помещение в г.о. Тольятти на состав семьи 4 человека по договору социального найма по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющейся в собственности квартиры, расположенной по адресу: <...>.
Ответчик иск не признал.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представителем мэрии г.о. Тольятти ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об отказе в иске.
Суд апелляционной инстанции приходит к заключению, что возможно рассмотрение дела по апелляционной жалобе мэрии г.о. Тольятти в отсутствие представителя мэрии г.о. Тольятти, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, согласно части 2 названной статьи обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие ЖК РФ.
Из положений статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и то же права та или иная форма определяется инвалидом по выбору.
Судом установлено, что сын истицы - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает хроническим психическим заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378 (п. 3 перечня).
Сын истицы - ФИО3 состоит на учете в ГУЗ СО <...>.
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, совершеннолетний ФИО3 признан недееспособным.
Постановлением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ "О рассмотрении жилищных вопросов", истица Г. с составом семьи 4 человека (супруг - ФИО1, <...>, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г. рожд., дочь - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г. рожд.), в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых вне очереди по договорам социального найма.
Истица зарегистрирована в двухкомнатной квартире площадью 46,90 кв. м по адресу: <...>.
Кроме истицы и сына ФИО3, в данной квартире зарегистрированы ее супруг ФИО1, <...>, и дочь ФИО2.
Супруг истицы - ФИО1, <...>, является собственником вышеуказанной квартиры.
Истица, ее сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г. рожд., дочь - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г. рожд., жилых помещений в собственности не имеют.
Суд первой инстанции правомерно возложил на мэрию г.о. Тольятти Самарской области обязанность предоставить семье истицы жилое помещение на семью в составе четыре человека вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности у супруга истицы жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, и при этом суд обоснованно исходил из наличия у одного из них права на внеочередное предоставление ему жилья как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Доводы мэрии г.о. Тольятти о том, что предоставление жилого помещения истице без учета списка очередников повлечет нарушение жилищных прав и интересов граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ранее ее семьи, суд первой инстанции правомерно не принял во внимание, поскольку жилье гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Доводы апелляционной жалобы мэрии г.о. Тольятти о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, что мэрии г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Так, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Доводы апелляционной жалобы мэрии г.о. Тольятти о том, что суд первой инстанции не дал оценку требованиям истицы о произведении социальной выплаты на покупку жилья по нормам, установленным Законом Самарской области N 93-ГД от 13.08.09 г. в случае отсутствия возможности предоставления жилого помещения, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку в суде первой инстанции истица (не поддержав требования о социальной выплате), уточнила свои требования и просила суд обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ей вне очереди жилое помещение.
Решение суда законное и обоснованное, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 08 августа 2012 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу представителя мэрии г.о. Тольятти - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)