Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.10.2012 N 33-10486

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 октября 2012 г. N 33-10486


Судья: Степанцова Е.В.
Докладчик Корытникова Г.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Корытниковой Г.А.,
судей: Фроловой Т.В., Пастухова С.А.,
при секретаре С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Корытниковой Г.А.,
гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Анжеро-Судженского городского округа в лице представителя П. (доверенность от дата сроком на три года без права передоверия - л.д. 45)
на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 21 августа 2012 года
по иску Л.А. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установила:

Л.А. обратился в Анжеро-Судженский городской суд с иском к ответчику о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что он является ребенком, оставшимся без попечения родителей: мать Л.В.М. была лишена родительских прав решением суда от дата, отец Л.В.А. умер дата. Он являлся воспитанником МКОУ "Детский дом N 35" и находился на полном государственном обеспечении с дата по дата.
Дата он был принят на очередь по улучшению жилищных условий в жилищном отделе Администрации города Анжеро-Судженска. В настоящее время его общая очередь на получение жилья N, льготная очередь по категории "сирота" N. Иного жилья у него нет, сохранного жилья он также не имеет.
Считает, что на основании ст. 40 Конституции РФ, ст. 37 ЖК РФ, ст. 1 Закона Кемеровской области N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" он, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию пребывания в образовательном учреждении имеет право на внеочередное предоставление по договору социального найма жилого помещения.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" считает, что обязанность по предоставлению жилого помещения необходимо возложить на Администрацию Анжеро-Судженского городского округа.
Просил суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить ему, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебное заседание истец Л.А., представитель истца Б., действующая на основании доверенности от дата, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского суда П., действующая на основании доверенности от дата, исковые требования не признала.
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 21 августа 2012 года постановлено:
Исковые требования Л.А. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа удовлетворить полностью:
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Л.А., дата года рождения, уроженцу <...> в г. Анжеро-Судженска Кемеровской области, не работающему, лицу из числа детей оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в г. Анжеро-Судженске, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 33 метров квадратных.
В апелляционной жалобе Администрации Анжеро-Судженского городского округа в лице представителя П. указывает, что данное решение суда незаконно и необоснованно, в связи с неправильным толкованием норм материального права.
При удовлетворении исковых требований Л.А. нарушаются права других граждан принятых на учет на внеочередное предоставление жилого помещение по договорам социального найма (п. 4 ст. 6 Закона N 68-03).
Просит отменить решение Анжеро-Судженского городского суда от 21.08.2012 г. и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение - отказать в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Администрации Анжеро-Судженского городского округа в лице представителя П., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 5 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение должно быть предоставлено гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Нормой предоставления, согласно ст. 50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади, предоставляемого по договору социального найма жилого помещения. Норма устанавливается органом местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществлении гарантии прав ребенка регулируются положениями статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.
Непосредственное обеспечение детей-сирот жилой площадью возлагается Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ на органы исполнительной власти по месту жительства (месту временного пребывания) детей-сирот. Аналогично, Законом Кемеровской области от 14.11.2005 года N 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот - и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159, дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Статья 50 Жилищного кодекса РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Как указано в части 1 вышеприведенной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Из постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2006 года N 165 "Об утверждении порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что жилые помещения, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете, по договорам социального найма должны соответствовать норме предоставляемой площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, а также санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта.
Согласно ст. 1 Закона Кемеровской области N 67-ОЗ от 16.05.2006 года (ред. от 30.06.2007 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает что, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном ЖК РФ, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется указанным лицам, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Л.А. родился <...> года в г. Анжеро-Судженске. Согласно свидетельства о рождении, выданного <...> года Анжеро-Судженским городским ЗАГС (л.д. 7), его родителями значатся: мать - Л.В.М., отец - Л.В.А. Согласно свидетельства о смерти I-BC N, выданного дата Отделом ЗАГС администрации Партизанского городского округа Приморского края (л.д. 8) Л.В.А. умер <...> года в с. Авангард г. Партизанск Приморского района, о чем составлена актовая запись N 238. Решением Анжеро-Судженского городского суда от 06.03.2001 года (л.д. 9-11) Л.В.М. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Л.А. В отношении Л.А., попечителем назначен орган опеки и попечительства г. Анжеро-Судженска. Из справки N 589 от 28.05.2012 года (л.д. 12) следует, что истец являлся воспитанником МКОУ "Детский дом N 35" г. Анжеро-Судженска и находился на полном государственном попечении с дата по дата Согласно справки жилищного отдела Администрации Анжеро-Судженского городского округа N 1175 от 29.05.2012 года (л.д. 13) истец состоит на очереди на улучшение жилищных условий с 30.12.2005 г. Общая очередь N 1448, по категории "сирота" N 289. Из справки Отдела опеки и попечительства управления образования Анжеро-Судженского городского округа от 05.06.2012 г. (л.д. 14) следует, что информации о сохранном жилье за Л.А. в архиве отдела опеки и попечительства не значится. Согласно уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области N 10/003/2012-527 от 29.05.2012 г. (л.д. 16) и сообщения филиала N 1 БТИ г. Анжеро-Судженска ГПКО "ЦТИ КО" N 2*876 от 30.05.2012 г. (л.д. 15) за Л.А. жилья не значится.
Анализируя представленные стороной истца доказательства, суд первой инстанции установил, что Л.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Л.А. окончил обучение в образовательном учреждении, однако до настоящего времени ответчиком жильем не обеспечен. Иного жилья в собственности либо на иных законных основаниях в пользовании у истца нет, с 30.12.2005 года он состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма в жилищном отделе Администрации Анжеро-Судженского городского округа.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при указанных обстоятельствах на ответчика возложена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, жилой площадью не менее установленной социальной нормы в границах г. Анжеро-Судженска по договору социального найма во внеочередном порядке.
Из буквального понимания требования ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона N 159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Обеспечение вне очереди жилым помещением указанной категории детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия денежных средств у органов местного самоуправления, в связи, с чем вышеприведенные доводы апеллянта не основаны на законе.
Обязанность по предоставлению жилья возложена на ответчика в соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области N 124-03 от 14.11.2005 года (ред. от 30.09.2008 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п. 1 Постановления городского Совета народных депутатов от 30.06.2005 года N 471, в городе Анжеро-Судженске установлена норма общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что имеются все основания для удовлетворения требований Л.А. Обоснованно обязал Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Л.А., лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в г. Анжеро-Судженске, отвечающее санитарным и. техническим нормам, общей площадью не менее 33 метров квадратных.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 21 августа 2012 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Администрации Анжеро-Судженского городского округа в лице представителя П. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.А.КОРЫТНИКОВА

Судьи
Т.В.ФРОЛОВА
С.А.ПАСТУХОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)