Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-8965

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 сентября 2012 г. по делу N 33-8965


Судья: Оленбург Ю.А.
Докладчик: Гордиенко А.Л.

14 сентября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л.,
судей Гребенщиковой О.А., Пискуновой Ю.А.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордиенко А.Л. гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя Администрации - К. на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 21 июня 2012 года
по делу по иску Е.1 к, Администрации о предоставлении жилого помещения,

установила:

Е.1 обратился в суд с иском к Администрации о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивировал тем, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. его мать С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Е. лишен родительских прав решением Куйбышевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Приказом над ним была установлена опека, опекуном назначена К. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ он поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий для предоставления жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Просил суд обязать Администрацию предоставить ему по договору социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 21 июня 2012 года постановлено:
Обязать Администрацию предоставить Е.1 жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, расположенное в границах, размером не менее 13 кв. м общей площади за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяемых на эти цели Администрации из бюджета.
В апелляционной жалобе представитель Администрации - К. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, поскольку нарушены нормы материального права.
Указывает, что поскольку средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции, то жилье Е.2 может быть предоставлено только после выделения средств из областного бюджета.
Кроме того, указывает, что исполнить решение суда о предоставлении жилья Е.2 Администрация не имеет возможности ввиду отсутствия в городе муниципального жилья.
В суд апелляционной инстанции не явились стороны, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст. 2 ЖК РФ - органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В соответствии с п. п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-03 "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.
Согласно п. 2 ст. 1 указанного Закона Кемеровской области жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статье 2 настоящего Закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Е.1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать С.1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Е. решением Куйбышевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Е.1 был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как лицо, оставшееся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Постановлением Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма гражданам: 13,0 метров квадратных общей площадью на 1 человека.
Судом также установлено, согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок Е.1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеет недвижимого имущества на территории и <...> (л.д. 21).
Жилого помещения на праве собственности либо занимаемого на основании договора социального найма у истца не имеется, иных доказательств, опровергающих указанное, не представлено.
В ходе рассмотрения спора установлена объективная нуждаемость Е.1 в жилом помещении, поскольку жилое помещение ему не было предоставлено, а социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью может считаться реализованной только после предоставления жилого помещения.
Разрешая заявленные требования, суд правильно применил приведенные выше положения законодательства, и установив, что Е.1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени не обеспечен им, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что требования Е.1 о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма в черте <...>, являются правомерными.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм материального права, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
Доводы жалобы о том, что предоставление жилого помещения истцу ставится в зависимость от выделения средств из областного бюджета, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доводы жалобы об отсутствии в городе муниципального жилья и ненадлежащем финансировании не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований и отмене судебного решения, поскольку отсутствие жилья в муниципальном жилищном фонде, само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика предоставить жилое помещение, так же как наличие или отсутствие денежных средств на эти цели.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, иных доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия полагает, что судом правильно установлен круг обстоятельств, подлежащих доказыванию при рассмотрении и разрешении данного дела. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Судом верно применены нормы материального права, не допущено нарушений процессуального права. Представленным доказательствам, в соответствие с ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 21 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации г. Новокузнецка - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Л.ГОРДИЕНКО

Судьи
О.А.ГРЕБЕНЩИКОВА
Ю.А.ПИСКУНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)