Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2347

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2012 г. по делу N 33-2347


Судья: Изгарева И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Кочергиной Н.А.
судей: Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.
с участием прокурора: Лесняк Е.Н.
при секретаре: Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 августа 2012 года гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Тамбова в интересах К., К.Н., К.П. к администрации г. Тамбова о признании незаконным бездействия администрации г. Тамбова, об обеспечении жильем, соответствующим требованиям законодательства,
по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 июня 2012 года.
Заслушав доклад судьи Арзамасцевой Г.В., коллегия,

установила:

Прокурор Ленинского района г. Тамбова в интересах К., К.Н., К.П. обратился в суд с иском к администрации г. Тамбова о признании незаконным бездействие по переселению последних из аварийного жилья и о предоставлении им благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что квартира ***, общей площадью *** кв. м, *** является муниципальной собственностью, которую занимают указанные граждане. Квартира и дом находятся в неудовлетворительном состоянии, здание имеет большой физический износ конструктивных элементов. Проживание в данном жилом помещении предоставляет опасность для жизни и здоровья граждан, другого жилья вышеназванные лица не имеют. Постановлением администрации г. Тамбова от 06.10.2011 г. N 7113 дом *** признан аварийным, но каких-либо мер по переселению граждан из аварийного жилого помещения администрация г. Тамбова не принимает, чем нарушаются права и законные их интересы.
В процессе рассмотрения дела прокурор Ленинского района г. Тамбова дополнил исковые требования просьбой о возложении обязанности на администрацию г. Тамбова по выселению вышеназванных граждан из аварийного жилья, от которых в последующем отказался и определением суда от 18 июня 2012 года в указанной части дела производство было прекращено.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 июня 2012 года признано незаконным бездействие администрации г. Тамбова по переселению К., К.Н., К.П. из муниципальной квартиры *** аварийного дома ***. Администрация г. Тамбова обязана предоставить истцам по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям, установленным ч. 1 ст. 89 ЖК РФ.
Не согласившись с принятым судебным постановлением администрацией г. Тамбова принесена апелляционная жалоба, в которой просит отменить обжалуемое судебное постановление как принятое с существенным нарушением норм материального права, и принять по делу новое. Указывает, что *** согласно постановлению администрации г. Тамбова от 06.10.2011 г. N 7113 признан аварийным и подлежащим реконструкции. Этим же постановлением установлен срок для переселения граждан проживающих в *** до 01.11.2017 г., который не нарушен, в связи с чем, у суда не было оснований признавать незаконным бездействие органа местного самоуправления. Удовлетворяя требования прокурора Ленинского района г. Тамбова об обязании предоставить истцам по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, судом не учтены основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренный статьей 49 ЖК РФ, согласно которой по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного и муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям, нуждающимся в жилых помещениях. На день вынесения решения суда истцы на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в Администрации г. Тамбова не состояли. Соответственно законных оснований для предоставления им жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма не имеется.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ, к числу таких граждан относятся проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Как следует из материалов дела К., К.Н., К.П. проживают в квартире ***, общей площадью *** кв. м, дома ***. Указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности. Ориентировочное время постройки жилого дома, являющегося выявленным объектом культурного наследия, - начало 20 века.
Постановлением администрации г. Тамбова N 7113 от 06.10.2011 года жилой дом *** признан аварийным и подлежащим реконструкции, так как относится к объектам культурного наследия. На жилищный комитет администрации г. Тамбова возложена обязанность организовать работу по отселению граждан из жилых помещений *** (п. 2); МУ "Долговой центр" должен расторгнуть договоры социального найма с гражданами, проживающими в этом многоквартирном доме (п. 3.1) и обеспечить безопасное проживание граждан в доме до их отселения (п. 3.2).
02.11.2011 г. в данное постановление внесены изменения: пункт 3.1 исключен, п. 2 дополнен сроком до 01.11.2017 года.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора Ленинского района г. Тамбова о признании незаконным бездействие администрации *** по переселению вышеуказанных граждан из аварийного жилья, обоснованно с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также материального закона, который подлежит применению по данному делу, пришел к выводу о том, что дом, в котором проживают истцы, в установленном законом порядке признан аварийным и непригодным для проживания, однако, решение о переселении жителей никоим образом не исполняется.
Довод в апелляционной жалобе о том, что права истцов нельзя считать нарушенными, поскольку предусмотренный Постановлением администрацией г. Тамбова N 7113 от 06.10.2011 г. (с изменениями от 02.11.2011 г.) срок переселения еще не истек, не может повлиять на выводы суда, так как из пояснений представителя ответчика следует, что денежные средства на проведение указанных мероприятий не выделены, безопасность проживания граждан до настоящего времени не обеспечена, что свидетельствует об отсутствии конкретных действий со стороны ответчика по его исполнению.
При наличии опасности для жизни и здоровья истцов, проживающих в аварийном доме, предоставление другого жилого помещения отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома.
Соответствующая правовая позиция об обязанности незамедлительного предоставления органом местного самоуправления другого благоустроенного жилого помещения изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года
Довод жалобы о том, что у суда отсутствовали основания для возложения на администрацию г. Тамбова обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма истцам, так как последние на день вынесения судом решения не были признаны малоимущими и не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, является несостоятельным и не основанным на законе.
В обоснование своего довода ответчик ссылается на Определение Конституционного суда РФ от 05.03.2009 года N 376-О-П, неверно толкуя его смысл и содержание. Конституционный Суд РФ в своих определениях и решениях неоднократно указывал, что Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом провозглашенные Конституцией РФ цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как настоящий случай, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
То обстоятельство, что прокурор Ленинского района г. Тамбова требует устранения нарушений жилищных прав граждан путем переселения их из аварийного жилья ранее установленного ответчиком срока, не отвечающего требованиям разумности при указанных выше обстоятельствах, не нарушает указанных конституционных принципов, а соответствует им.
При этом отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования не освобождает Администрацию г. Тамбова от возложенных на нее Законом обязанности по переселению истцов из аварийного жилья в реальные сроки и не является основанием для отказа в иске.
Установив, что жилое помещение, занимаемое истицами по договору социального найма, в установленном законом порядке признано непригодным для постоянного проживания граждан, а дом, в котором находится такое жилое помещение - аварийным, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для предоставления истцам другого благоустроенного жилого помещения взамен занимаемого, и учитывая то, что администрацией до настоящего времени вопрос о переселении граждан из указанного выше жилого дома не разрешен, обоснованно возложил на ответчика обязанность по предоставлению гражданам другого жилого помещения, отвечающего требованиям ст. 89 ЖК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)