Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 06.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2643/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 августа 2012 г. по делу N 33-2643/2012


Докладчик: Юркина И.В.
Судья: Платонова Л.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Блиновой М.А.,
судей Юркиной И.В., Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску М., действующей в интересах несовершеннолетней ..., к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
поступившее по апелляционной жалобе истицы М. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 июня 2012 года, которым постановлено:
"М., действующей в интересах несовершеннолетней ..., в иске к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании незаконным решения от 10 января 2012 года об отказе в постановке ... на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать".
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения представителя истицы М. - М.В., поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

М., действующая в интересах несовершеннолетней ..., обратилась в суд с иском к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании незаконным решения от 10 января 2012 года об отказе в постановке ... на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Несовершеннолетняя ...., мать которой лишена родительских прав, проживает в приемной семье истицы, являющейся ее опекуном. При этом за несовершеннолетней закреплено право проживания в комнате .... С учетом того, что в комнате проживает 8 человек, несовершеннолетняя ... обеспечена жилой площадью менее учетной нормы. Истица обратилась к ответчику с заявлением о принятии ... на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением администрации Ленинского района г. Чебоксары от 10 января 2012 года М. отказано в постановке несовершеннолетней ... на учет нуждающихся в жилых помещениях как лица из числа детей-сирот в связи с наличием закрепленного жилого помещения. С данным решением истица не согласна.
Истица М., действующая в интересах несовершеннолетней ...., в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела без ее участия.
В судебном заседании представитель администрации Ленинского района г. Чебоксары В. иск не признала и суду пояснила, что в связи с наличием у несовершеннолетней закрепленного жилья принято решение об отказе в постановке ... на учет нуждающихся в жилых помещения как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, для решения вопроса о принятии ... на соответствующий учет на общих основаниях не был представлен полный пакет необходимых документов, в частности то, что ... в установленном порядке признана малоимущей.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истицей М. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе указано, что само по себе наличие у ... статуса лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является достаточным основанием для принятия ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 28 июня 2005 года N 618 разрешен вопрос о направлении ..., в ..., и за несовершеннолетней ... закреплено право на проживание и пользование комнатой ... общей площадью ... кв. м в доме ....
Постановлением главы администрации ... от 28 августа 2006 года N 359 М. назначена опекуном над несовершеннолетней ... Согласно договору о передаче детей на воспитание в приемную семью от 28 июля 2007 года N 4 М. как приемный родитель приняла в приемную семью ...
23 декабря 2011 года М. обратилась в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о признании несовершеннолетней ... нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в удовлетворении которого было отказано согласно письму администрации Ленинского района г. Чебоксары от 10 января 2012 года.
Предметом заявленного спора является возложение на орган местного самоуправления обязанности принять несовершеннолетнюю ... на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам; иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из содержания изложенных правовых норм, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможно лишь при подтверждении нуждаемости в жилом помещении и статуса малоимущего. При
этом сам по себе факт того, что лицо относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела опека над ... не прекращена, она проживает в семье опекуна М., что свидетельствует об обеспеченности ... жилой площадью, следовательно, не имеется оснований для ее принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену судебного решения, поскольку сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не опровергают выводов суда.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу М., действующей в интересах несовершеннолетней ..., на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 июня 2012 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)