Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 13.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-10441/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 сентября 2012 г. по делу N 33-10441/2012


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.
судей Киньягуловой Т.М., Ерофеевой А.П.
с участием прокурора Крупновой А.И.
при секретаре Г.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа г. Уфа М. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 июля 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Прокурора Советского района г. Уфы в интересах Ш.Ю. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить вне очереди Ш.Ю. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия

установила:

Прокурор Советского района города Уфы РБ, действуя в соответствии со статьей 45 ГПК РФ в интересах Ш.Ю. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ, в котором просил обязать ответчика предоставить Ш.Ю. жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Советского района города Уфы РБ проводилась проверка по исполнению законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятии мер по защите их прав и законных интересов.
Установлено, что распоряжением Администрации Советского района городского округа г. Уфа РБ N ... от ... года Ш.Ю. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Однако в нарушение действующего законодательства Ш.Ю., по достижении 18-летнего возраста и окончании пребывания в учреждении профессионального образования ответчиком в течение 3 месяцев жилье по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены права Ш.Ю. на жилье.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа г. Уфа М. ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя Администрации городского округа г. Уфа М., выслушав представителя Администрации ГО г. Уфа - М., прокурора Крупнову А.И., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Республикой Башкортостан принят Закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 27 октября 1998 года N 188-3, которым также определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (часть 4 статьи 8).
Согласно п. 1 постановления Правительства РБ от 20.07.2007 г. N 200 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно Закону Республики Башкортостан N 451-з от 31.10.2011 года "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
Как следует из материалов дела, Ш.Ю., родилась ... года в г. Уфа, в графе "отец" указан "Ш.А.", а в графе "мать" указана "Л.", что подтверждается копией свидетельства о рождении от ... года (л.д. 11).
Согласно справке об установлении отцовства N ... от ... года, в отношении Ш.Ю. было установлено отцовство - Ш.А., после чего ей была присвоена фамилия "Ш.Ю." (л.д. 13).
Мать Ш.Ю. - Л. на основании решения Советского райсуда г. Уфы от ... года была признана недееспособной, а отец Ш.А. решением Кировского районного суда г. Уфы от ... года был лишен в отношении Ш.Ю. родительских прав (л.д. 14, 17).
Также из материалов дела следует, что Ш.Ю. с ... года по ... года воспитывалась в МУ "Социальный приют для детей и подростков", что подтверждается справкой от ... года, выданной МУ "Социальный приют для детей и подростков" городского округа г. Уфа РБ (л.д. 16).
Согласно справке МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" городского округа г. Уфа с ... года по ... года Ш.Ю. находилась на полном государственной обеспечении в МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (л.д. 15).
Согласно справке N ... от ... года, выданной ФГОУ СПО "Уфимский торгово-экономический колледж" Ш.Ю. учится в ФГОУ СПО "Уфимский торгово-экономический колледж", планируемая дата окончания учебного заведения ... года (л.д. 20).
Согласно распоряжению Администрации Советского района городского округа г. Уфа РБ N ... от ... года Ш.Ю. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях (л.д. 8).
Как следует из материалов дела, Ш.Ю. зарегистрирована и проживает по адресу: ..., что подтверждается копией паспорта (л.д. 12) и договором социального найма N ... от ... года (л.д. 18 - 19).
Разрешая спор, суд, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, обоснованно пришел к выводу о возложении обязанности на Администрацию городского округа г. Уфа РБ предоставить вне очереди Ш.Ю. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, поскольку Ш.Ю. до настоящего времени в нарушение требований закона не обеспечена жилым помещением, которое является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, то есть орган местного самоуправления Администрацию городского округа г. Салават РБ.
Выводы суда соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованием закона.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных о незаконности и необоснованности решения суда от 12.07.2012 года.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа г. Уфа М. - без удовлетворения.

Председательствующий
О.В.АЛЕКСЕЕНКО

Судьи
Т.М.КИНЬЯГУЛОВА
А.П.ЕРОФЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)