Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Копылова Е.В.
Докладчик: Пастухов С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Пастухова С.А.,
судей: Фроловой Т.В., Корытниковой Г.А.,
при секретаре: К.Н.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ш. К.А. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 29 июня 2012 года
по иску Ш. к Администрации г. Кемерово о возложении обязанности,
установила:
Ш. обратился в суд с иском к Администрации г. Кемерово о возложении обязанности.
Требования мотивировал тем, что его семья в составе <...> человек проживает в квартире по адресу: <...>. Данная квартира принадлежит его супруге ФИО9 В указанной квартире зарегистрированы: ФИО17, ФИО17 ФИО17, ФИО17, ФИО17, ФИО9
С <...> по настоящее время он зарегистрирован по адресу: <...>, <...> Согласно данным БТИ от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом сгорел, иного жилья истец не имеет. После пожара занимаемое истцом жилое помещение было непригодно для проживания, ремонту и реконструкции не подлежало. В настоящее время дом снесен. На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ он, его жена и двое детей включены в общий список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное обстоятельство подтверждается распоряжением территориального управления <...> N от ДД.ММ.ГГГГ Он неоднократно обращался в различные инстанции с просьбой предоставить ему жилье взамен сгоревшего дома, но безрезультатно. Так ДД.ММ.ГГГГ в его адрес пришел ответ, согласно которому его многодетная семья имеет очередь N. Кроме того, в списке очередников, нуждающихся в жилом помещении, очередь истца N.
Ссылка на то, что ему обязаны предоставить жилье на основании договора социального найма вне очереди, поскольку дом по адресу: <...>, <...> не пригоден для проживания, признана ответчиком несостоятельной.
Считает, что, утратив жилье в результате пожара, в соответствии с нормами ЖК РФ, он имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Просил возложить обязанность на Администрацию г. Кемерово предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма на территории г. Кемерово не ниже установленной социальной нормы.
Истец Ш. в судебное заседание не явился, его представитель К.А. поддержала иск.
Представитель Администрации г. Кемерово - П., не признала иск.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 29.06.2012 г. постановлено (л.д. 57-62):
Отказать Ш. в удовлетворении исковых требований об обязании Администрацию г. Кемерово предоставить Ш. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма на территории г. Кемерово не ниже установленной социальной нормы.
В апелляционной жалобе представитель Ш. К.А. просит отменить решение суда (л.д. 65-67).
Указывает, что суд не учел, что согласно п. 8 Положения от 28.01.2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе, но не обязан, принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Суд не учел, что орган местного самоуправления в большинстве случаев отказывает в признании жилого помещения непригодным для проживания, по причине того, что после признания дома непригодным для проживания у последнего возникает обязанность по предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма.
По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования п. 1 ч. 2 ст. 51 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными ЖК РФ основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, но при рассмотрении настоящего иска данный вопрос судом не был разрешен.
Считает, что вывод суда о том, что одним из оснований для отказа в удовлетворении его требований является отсутствие у истца статуса малоимущего, противоречит нормам материального права.
Представителем Администрации г. Кемерово К.Т. поданы возражения на апелляционную жалобу (л.д. 71-72).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям).
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения.
Согласно п. 42 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.
Согласно п. 43. вышеуказанного Постановления, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом.
Согласно п. 47. вышеуказанного Постановления, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Судом установлено, что согласно свидетельства о заключении брака <...> N, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между Ш. и ФИО12, супругам присвоена фамилия ФИО17.
Согласно свидетельств о рождении серии <...> N, <...> N, <...> N, <...> N, <...> N Ш. и ФИО9 являются родителями ФИО16, ФИО13, ФИО14, ФИО13, ФИО15
ФИО15, ФИО13, ФИО9 на праве общей долевой собственности принадлежало жилое помещение - квартира, расположенное по адресу: <...> (свидетельств о государственной регистрации права серии <...>, <...>, <...>).
Как пояснила в судебном заседании представитель истца указанное жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <...> была продана для приобретения квартиры, состоящей из двух комнат, расположенной по адресу: <...> что подтверждается предоставленным в материалы дела договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельств о государственной регистрации права серии <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО13, ФИО9 являются собственниками в равных долях жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <...>.
В соответствии со справкой МП УЕЗТУ <...> от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: <...> зарегистрированы: ФИО9, ФИО13, ФИО15, ФИО14, ФИО13, ФИО16
Согласно справки Территориального управления <...> Администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ N и справки ЦТИ КО N от ДД.ММ.ГГГГ истец Ш. зарегистрирован по адресу: <...>, <...>
Из справки БТИ от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу: <...>, <...> полностью сгорел.
Отказывая в удовлетворении иска, и руководствуясь положениями п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, суд правильно исходил из того, что для предоставления истцу вне очереди жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание истца в установленном законом порядке малоимущим, тогда как истцом Ш. в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств постановки его на учет в качестве малоимущего, и, кроме того, истцом не представлено доказательств тому, что дом по <...> признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, ремонту или реконструкции не подлежащим.
Данные выводы судебная коллегия находит верными, законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами действующего законодательства, на основании полного и всестороннего исследования представленных суду доказательств, которым в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ дана правильная надлежащая оценка.
Так, согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и т.д.
Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно п. 3 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 52 УК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно ч. 2 вышеуказанной статьи ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
На основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В силу ч. 4 указанной статьи ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет на основании ч. 5 ст. 52 ЖК РФ Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
На основании ч. 6 же статьи ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
В силу ч. 7 указанной статьи ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Между тем, из представленных материалов усматривается, что семья ФИО17 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди N.
С ДД.ММ.ГГГГ Ш. и его семья состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории "многодетные семьи" на основании закона "О категориях граждан, имеющих право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда <...>, и порядке предоставления им таких помещений" от 17.11.2006 г. N 129-ОЗ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди N.
При этом судебная коллегия учитывает, что все члены семьи Ш. имеют в собственности жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <...> где и проживают.
Вместе с тем, как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.12.2011 г. N 1655-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации", для ряда случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 05.03.2009 г. N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Поскольку истцом Ш., в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, на момент рассмотрения дела судом, не представлено доказательств постановки его на учет в качестве малоимущего, не представлено доказательств того, что дом в <...> по <...> был признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, ремонту или реконструкции не подлежащим, а также не представлено доказательств того, что он в соответствии с требованиями действующего законодательства является малоимущим, не представлено доказательств того, что дом в <...> по <...> является непригодным для проживания, ремонту или реконструкции не подлежащим, в то время, как все члены его семьи имеют в собственности иное жилое помещение, то доводы апелляционной жалобы о том, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что орган местного самоуправления в большинстве случаев отказывает в признании жилого помещения непригодным для проживания, по причине не желания в дальнейшем предоставлять гражданам жилые помещения по договорам социального найма, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку истцом не было представлено суду доказательств его обращения в орган местного самоуправления с заявлением о рассмотрении межведомственной комиссией вопроса признания жилого дома в <...> по <...> непригодным для проживания, ремонту или реконструкции не подлежащим, так и не было представлено доказательств того, что в удовлетворении указанного заявления истцу было межведомственной комиссией отказано.
Иных доводов, которые могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и выводов суда об установленных обстоятельствах, что не может являться основанием для отмены решения суда.
Разрешая дело, суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна. Суд отразил в решении результаты оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений и привел в решении мотивы, по которым он не согласен с доводами стороны истца.
Решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 29 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ш. - К.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-11273
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 ноября 2012 г. по делу N 33-11273
Судья: Копылова Е.В.
Докладчик: Пастухов С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Пастухова С.А.,
судей: Фроловой Т.В., Корытниковой Г.А.,
при секретаре: К.Н.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ш. К.А. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 29 июня 2012 года
по иску Ш. к Администрации г. Кемерово о возложении обязанности,
установила:
Ш. обратился в суд с иском к Администрации г. Кемерово о возложении обязанности.
Требования мотивировал тем, что его семья в составе <...> человек проживает в квартире по адресу: <...>. Данная квартира принадлежит его супруге ФИО9 В указанной квартире зарегистрированы: ФИО17, ФИО17 ФИО17, ФИО17, ФИО17, ФИО9
С <...> по настоящее время он зарегистрирован по адресу: <...>, <...> Согласно данным БТИ от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом сгорел, иного жилья истец не имеет. После пожара занимаемое истцом жилое помещение было непригодно для проживания, ремонту и реконструкции не подлежало. В настоящее время дом снесен. На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ он, его жена и двое детей включены в общий список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное обстоятельство подтверждается распоряжением территориального управления <...> N от ДД.ММ.ГГГГ Он неоднократно обращался в различные инстанции с просьбой предоставить ему жилье взамен сгоревшего дома, но безрезультатно. Так ДД.ММ.ГГГГ в его адрес пришел ответ, согласно которому его многодетная семья имеет очередь N. Кроме того, в списке очередников, нуждающихся в жилом помещении, очередь истца N.
Ссылка на то, что ему обязаны предоставить жилье на основании договора социального найма вне очереди, поскольку дом по адресу: <...>, <...> не пригоден для проживания, признана ответчиком несостоятельной.
Считает, что, утратив жилье в результате пожара, в соответствии с нормами ЖК РФ, он имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Просил возложить обязанность на Администрацию г. Кемерово предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма на территории г. Кемерово не ниже установленной социальной нормы.
Истец Ш. в судебное заседание не явился, его представитель К.А. поддержала иск.
Представитель Администрации г. Кемерово - П., не признала иск.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 29.06.2012 г. постановлено (л.д. 57-62):
Отказать Ш. в удовлетворении исковых требований об обязании Администрацию г. Кемерово предоставить Ш. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма на территории г. Кемерово не ниже установленной социальной нормы.
В апелляционной жалобе представитель Ш. К.А. просит отменить решение суда (л.д. 65-67).
Указывает, что суд не учел, что согласно п. 8 Положения от 28.01.2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе, но не обязан, принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Суд не учел, что орган местного самоуправления в большинстве случаев отказывает в признании жилого помещения непригодным для проживания, по причине того, что после признания дома непригодным для проживания у последнего возникает обязанность по предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма.
По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования п. 1 ч. 2 ст. 51 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными ЖК РФ основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, но при рассмотрении настоящего иска данный вопрос судом не был разрешен.
Считает, что вывод суда о том, что одним из оснований для отказа в удовлетворении его требований является отсутствие у истца статуса малоимущего, противоречит нормам материального права.
Представителем Администрации г. Кемерово К.Т. поданы возражения на апелляционную жалобу (л.д. 71-72).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям).
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения.
Согласно п. 42 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.
Согласно п. 43. вышеуказанного Постановления, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом.
Согласно п. 47. вышеуказанного Постановления, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Судом установлено, что согласно свидетельства о заключении брака <...> N, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между Ш. и ФИО12, супругам присвоена фамилия ФИО17.
Согласно свидетельств о рождении серии <...> N, <...> N, <...> N, <...> N, <...> N Ш. и ФИО9 являются родителями ФИО16, ФИО13, ФИО14, ФИО13, ФИО15
ФИО15, ФИО13, ФИО9 на праве общей долевой собственности принадлежало жилое помещение - квартира, расположенное по адресу: <...> (свидетельств о государственной регистрации права серии <...>, <...>, <...>).
Как пояснила в судебном заседании представитель истца указанное жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <...> была продана для приобретения квартиры, состоящей из двух комнат, расположенной по адресу: <...> что подтверждается предоставленным в материалы дела договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельств о государственной регистрации права серии <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО13, ФИО9 являются собственниками в равных долях жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <...>.
В соответствии со справкой МП УЕЗТУ <...> от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: <...> зарегистрированы: ФИО9, ФИО13, ФИО15, ФИО14, ФИО13, ФИО16
Согласно справки Территориального управления <...> Администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ N и справки ЦТИ КО N от ДД.ММ.ГГГГ истец Ш. зарегистрирован по адресу: <...>, <...>
Из справки БТИ от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу: <...>, <...> полностью сгорел.
Отказывая в удовлетворении иска, и руководствуясь положениями п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, суд правильно исходил из того, что для предоставления истцу вне очереди жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание истца в установленном законом порядке малоимущим, тогда как истцом Ш. в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств постановки его на учет в качестве малоимущего, и, кроме того, истцом не представлено доказательств тому, что дом по <...> признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, ремонту или реконструкции не подлежащим.
Данные выводы судебная коллегия находит верными, законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами действующего законодательства, на основании полного и всестороннего исследования представленных суду доказательств, которым в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ дана правильная надлежащая оценка.
Так, согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и т.д.
Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно п. 3 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 52 УК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно ч. 2 вышеуказанной статьи ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
На основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В силу ч. 4 указанной статьи ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет на основании ч. 5 ст. 52 ЖК РФ Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
На основании ч. 6 же статьи ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
В силу ч. 7 указанной статьи ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Между тем, из представленных материалов усматривается, что семья ФИО17 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди N.
С ДД.ММ.ГГГГ Ш. и его семья состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории "многодетные семьи" на основании закона "О категориях граждан, имеющих право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда <...>, и порядке предоставления им таких помещений" от 17.11.2006 г. N 129-ОЗ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди N.
При этом судебная коллегия учитывает, что все члены семьи Ш. имеют в собственности жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <...> где и проживают.
Вместе с тем, как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.12.2011 г. N 1655-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации", для ряда случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 05.03.2009 г. N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Поскольку истцом Ш., в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, на момент рассмотрения дела судом, не представлено доказательств постановки его на учет в качестве малоимущего, не представлено доказательств того, что дом в <...> по <...> был признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, ремонту или реконструкции не подлежащим, а также не представлено доказательств того, что он в соответствии с требованиями действующего законодательства является малоимущим, не представлено доказательств того, что дом в <...> по <...> является непригодным для проживания, ремонту или реконструкции не подлежащим, в то время, как все члены его семьи имеют в собственности иное жилое помещение, то доводы апелляционной жалобы о том, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что орган местного самоуправления в большинстве случаев отказывает в признании жилого помещения непригодным для проживания, по причине не желания в дальнейшем предоставлять гражданам жилые помещения по договорам социального найма, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку истцом не было представлено суду доказательств его обращения в орган местного самоуправления с заявлением о рассмотрении межведомственной комиссией вопроса признания жилого дома в <...> по <...> непригодным для проживания, ремонту или реконструкции не подлежащим, так и не было представлено доказательств того, что в удовлетворении указанного заявления истцу было межведомственной комиссией отказано.
Иных доводов, которые могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и выводов суда об установленных обстоятельствах, что не может являться основанием для отмены решения суда.
Разрешая дело, суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна. Суд отразил в решении результаты оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений и привел в решении мотивы, по которым он не согласен с доводами стороны истца.
Решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 29 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ш. - К.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)