Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гильманова Т.А.
Докладчик: Ворожцова Л.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Ворожцовой Л.К.,
судей: Зайцевой Е.Н., Латушкиной Е.В.,
при секретаре Ч.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворожцовой Л.К. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Мариинского муниципального района в лице представителя - А. (доверенность от 31.08.2012 г. сроком до 31.12.2012 г.)
на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 сентября 2012 года
по иску ФИО1 к Администрации Мариинского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
установила:
Х. обратился в суд с иском и просил обязать Администрацию Мариинского муниципального района предоставить ему жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, в черте г. Мариинска Кемеровской области.
Иск обоснован тем, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО12 умер ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения администрации г. Мариинска N 253 от 10.04.2002 года он находился под опекой ФИО7
С 07.04.2008 года он состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма по категории "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Своего жилья он не имеет. В связи с чем и в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, п. 1 ст. 8, ст. 10 ФЗ РФ N 159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 3 Закона Кемеровской области N 67-ОЗ от 16.05.2006 года "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" он должен был обеспечен жильем, согласно заявленным требованиям.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 сентября 2012 года постановлено:
Обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в <...> за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых из бюджета Кемеровской области.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Мариинского муниципального района - А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворения иска.
Указывает, что суд не принял во внимание, что в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений нет.
Кроме того, в резолютивной части решения отсутствует указание, на каких именно условиях администрация Мариинского муниципального района обязана предоставить Х. жилое помещение (в собственность или по договору социального найма).
Указывает также, что в мотивировочной части решения суд необоснованно ссылается на решение Калининского сельского Совета народных депутатов от 29.03.2011 года N 7/1 "О внесении изменений в решение от 16.02.2010 года N 31/2 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма", поскольку органы местного самоуправления Мариинского городского поселения самостоятельно решают вопросы, отнесенные к их ведению на территории города Мариинска.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Х., возражавшего против доводов жалобы и просившего решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим изменению.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения предоставляются по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Х. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ умер отец - ФИО13. (л.д. 5, 6).
На основании распоряжения администрации г. Мариинска Кемеровской области N 253 от 10.04.2002 года Х. находился под опекой ФИО7 (л.д. 8).
Согласно справке администрации Мариинского муниципального района Х. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации Мариинского муниципального района, по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" с 07.04.2008 года его учетный номер N (л.д. 9).
Согласно справке филиала N 11 БТИ (л.д. 10) за Х. объектов недвижимости в архиве БТИ на праве собственности по состоянию на 22.08.2012 года не зарегистрировано.
При таких обстоятельствах, исходя из указанных выше норм права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Х. имеет право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения.
Вместе с тем, суд первой инстанции, обязывая Администрацию Мариинского муниципального района предоставить Х. жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13 кв. м, исходил из решения Калининского сельского Совета народных депутатов от 29.03.2011 г., установившего такие нормы.
Истец же состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации Мариинского муниципального района, поэтому суду следовало руководствоваться Постановлением Совета народных депутатов города Мариинска и Мариинского района от 27.10.2005 г. N 7/101 "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Мариинского городского поселения", согласно которому норма на одиноко проживающего человека составляет 33 кв. м.
Как указано в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении", решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).
В нарушение указанных требований, суд первой инстанции в резолютивной части решения не указал, на каком праве истцу предоставлено жилое помещение.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются по договору социального найма вне очереди.
С учетом изложенного выше, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой инстанции, изложив резолютивную часть в следующей редакции: обязать Администрацию Мариинского муниципального района предоставить Х. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в <...>, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв. м.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений нет, не влекут отмену решения суда, поскольку не основаны на законе.
Апелляционная жалоба не содержит оснований, влекущих отмену решения суда первой инстанции, поэтому удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 сентября 2012 года изменить.
Обязать Администрацию Мариинского муниципального района предоставить Х. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в <...>, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв. м.
Председательствующий
Л.К.ВОРОЖЦОВА
Судьи
Е.Н.ЗАЙЦЕВА
Е.В.ЛАТУШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-11472
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2012 г. по делу N 33-11472
Судья: Гильманова Т.А.
Докладчик: Ворожцова Л.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Ворожцовой Л.К.,
судей: Зайцевой Е.Н., Латушкиной Е.В.,
при секретаре Ч.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворожцовой Л.К. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Мариинского муниципального района в лице представителя - А. (доверенность от 31.08.2012 г. сроком до 31.12.2012 г.)
на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 сентября 2012 года
по иску ФИО1 к Администрации Мариинского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
установила:
Х. обратился в суд с иском и просил обязать Администрацию Мариинского муниципального района предоставить ему жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, в черте г. Мариинска Кемеровской области.
Иск обоснован тем, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО12 умер ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения администрации г. Мариинска N 253 от 10.04.2002 года он находился под опекой ФИО7
С 07.04.2008 года он состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма по категории "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Своего жилья он не имеет. В связи с чем и в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, п. 1 ст. 8, ст. 10 ФЗ РФ N 159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 3 Закона Кемеровской области N 67-ОЗ от 16.05.2006 года "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" он должен был обеспечен жильем, согласно заявленным требованиям.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 сентября 2012 года постановлено:
Обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в <...> за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых из бюджета Кемеровской области.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Мариинского муниципального района - А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворения иска.
Указывает, что суд не принял во внимание, что в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений нет.
Кроме того, в резолютивной части решения отсутствует указание, на каких именно условиях администрация Мариинского муниципального района обязана предоставить Х. жилое помещение (в собственность или по договору социального найма).
Указывает также, что в мотивировочной части решения суд необоснованно ссылается на решение Калининского сельского Совета народных депутатов от 29.03.2011 года N 7/1 "О внесении изменений в решение от 16.02.2010 года N 31/2 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма", поскольку органы местного самоуправления Мариинского городского поселения самостоятельно решают вопросы, отнесенные к их ведению на территории города Мариинска.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Х., возражавшего против доводов жалобы и просившего решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим изменению.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения предоставляются по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Х. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ умер отец - ФИО13. (л.д. 5, 6).
На основании распоряжения администрации г. Мариинска Кемеровской области N 253 от 10.04.2002 года Х. находился под опекой ФИО7 (л.д. 8).
Согласно справке администрации Мариинского муниципального района Х. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации Мариинского муниципального района, по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" с 07.04.2008 года его учетный номер N (л.д. 9).
Согласно справке филиала N 11 БТИ (л.д. 10) за Х. объектов недвижимости в архиве БТИ на праве собственности по состоянию на 22.08.2012 года не зарегистрировано.
При таких обстоятельствах, исходя из указанных выше норм права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Х. имеет право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения.
Вместе с тем, суд первой инстанции, обязывая Администрацию Мариинского муниципального района предоставить Х. жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13 кв. м, исходил из решения Калининского сельского Совета народных депутатов от 29.03.2011 г., установившего такие нормы.
Истец же состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации Мариинского муниципального района, поэтому суду следовало руководствоваться Постановлением Совета народных депутатов города Мариинска и Мариинского района от 27.10.2005 г. N 7/101 "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Мариинского городского поселения", согласно которому норма на одиноко проживающего человека составляет 33 кв. м.
Как указано в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении", решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).
В нарушение указанных требований, суд первой инстанции в резолютивной части решения не указал, на каком праве истцу предоставлено жилое помещение.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются по договору социального найма вне очереди.
С учетом изложенного выше, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой инстанции, изложив резолютивную часть в следующей редакции: обязать Администрацию Мариинского муниципального района предоставить Х. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в <...>, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв. м.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений нет, не влекут отмену решения суда, поскольку не основаны на законе.
Апелляционная жалоба не содержит оснований, влекущих отмену решения суда первой инстанции, поэтому удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 сентября 2012 года изменить.
Обязать Администрацию Мариинского муниципального района предоставить Х. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в <...>, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв. м.
Председательствующий
Л.К.ВОРОЖЦОВА
Судьи
Е.Н.ЗАЙЦЕВА
Е.В.ЛАТУШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)