Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Р.Р. Минзарипов
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Ф. Гафарова,
судей Ф.В. Хабировой, Ю.Р. Мочаловой,
при секретаре судебного заседания Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Ф.В. Хабировой гражданское дело по кассационной жалобе Б.Л. на решение Советского районного суда г. Казани от 18 января 2011 года, которым постановлено:
Б.Л. в удовлетворении заявления об оспаривании решения администрации Советского района ИК МО г. Казани об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Б.Л. - К., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Л.М. Баканов обратился в суд с вышеназванным иском к ИК МО г. Казани.
В обоснование указал, что он является участником Великой Отечественной войны. 19.06.1975 года он поставлен на регистрационный учет по адресу:. В указанном жилом помещении также проживает и зарегистрирован его внук Е.В.. В апреле 2010 года истец обратился в администрацию Советского района ИК МО г. Казани с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако решением от 15.10.2010 года в постановке на учет ему было отказано в связи с намеренным ухудшением жилищных условий. Истец полагал решение ответчика незаконным, поскольку намеренного ухудшения жилищных условий с его стороны не имелось. Так, на регистрационном учете по адресу истец состоит уже с 1975 года, т.е. до принятия Федерального закона от 21.12.2009 года N 327-ФЗ, которым в Федеральный закон от 12.01.1995 года "О ветеранах",были внесены изменения. Данная квартира ему не принадлежит, ее собственниками являются дочь Е.А. и внук Е.В..
На основании изложенного истец просил признать решение ответчика от 15.10.2010 года незаконным; обязать администрацию района поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветерана Великой Отечественной войны.
Истец и его представитель Е.В. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - администрации Советского района ИК МО г. Казани - в судебном заседании иск не признал.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В кассационной жалобе Б.Л.М. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что он, как инвалид ВОВ второй группы, имеет право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от его имущественного положения.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
- 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
- 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
- Согласно Решению Казанской городской Думы от 1 ноября 2006 г. N 10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установить учетную норму площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан (договора приватизации) от 18.05.1994 года истец и его супруга Б.К. являлись собственниками квартиры, находящейся по адресу:
Согласно выписке из домовой книги истец зарегистрирован по адресу, с 19.06.1975 года.
После смерти Б.К., наступившей 25.02.2007 года, принадлежащая в праве собственности на квартиру в порядке наследования перешла к дочери Е.А.; 27.01.2010 года нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство.
По договору дарения от 28.04.2010 года 1\\ квартиры, принадлежащая истцу, подарена им его внуку Е.В..
Таким образом, собственниками данной квартиры в настоящее время являются его дочь Е.А. и внук Е.В..
В апреле 2010 года истец обратился в администрацию Советского района ИК МО г. Казани с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по установленной форме и с приложением соответствующих документов.
Распоряжением Главы администрации Советского района ИК МО г. Казани от 15.10.2010 года N 1217р по итогам рассмотрения представленных документов граждан и материалов общественной жилищной комиссии (протокол от 28.09.2010 года N 85) истцу в признании его нуждающимся в жилом помещении отказано.
Отказ является правомерным, поскольку в, общей. зарегистрировано 2 человека - истец и его внук Е.В., на каждого члена семьи приходится
Кроме того, у внука истца имеется в собственности квартиры по.
Площадь указанной квартиры, приходящаяся на внука истца, также подлежит включению при расчете приходящейся на истца с внуком площади.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отказе в иске.
Доводы кассационной жалобы Б.Л. о неправильном применении судом норм материального права со ссылкой на то, что суд не применил положения, касающиеся инвалидов Великой Отечественной войны, к каковым он относится, не могут повлечь отмену решения, поскольку основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм закона.
Доводы кассационной жалобы Б.Л., сводящиеся к тому, что он, как инвалид ВОВ второй группы, имеет право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от его имущественного положения, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку на истца и члена его семьи приходится свыше 12 кв. м на каждого, поэтому оснований для включения их в список нуждающихся не имелось.
Ссылка на неправильный расчет не может быть принята во внимание, поскольку при определении учетной нормы расчет произведен из общей площади жилого помещения, с учетом доли внука истца в вышеназванной квартире, что соответствует требованиям закона.
Иные доводы, изложенные в жалобе Б.Л., не влияют на правильность принятого решения, поскольку правового значения не имеют.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Казани от 18 января 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Б.Л. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 14.02.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1860/2011
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 февраля 2011 г. по делу N 33-1860/2011
Судья Р.Р. Минзарипов
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Ф. Гафарова,
судей Ф.В. Хабировой, Ю.Р. Мочаловой,
при секретаре судебного заседания Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Ф.В. Хабировой гражданское дело по кассационной жалобе Б.Л. на решение Советского районного суда г. Казани от 18 января 2011 года, которым постановлено:
Б.Л. в удовлетворении заявления об оспаривании решения администрации Советского района ИК МО г. Казани об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Б.Л. - К., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Л.М. Баканов обратился в суд с вышеназванным иском к ИК МО г. Казани.
В обоснование указал, что он является участником Великой Отечественной войны. 19.06.1975 года он поставлен на регистрационный учет по адресу:. В указанном жилом помещении также проживает и зарегистрирован его внук Е.В.. В апреле 2010 года истец обратился в администрацию Советского района ИК МО г. Казани с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако решением от 15.10.2010 года в постановке на учет ему было отказано в связи с намеренным ухудшением жилищных условий. Истец полагал решение ответчика незаконным, поскольку намеренного ухудшения жилищных условий с его стороны не имелось. Так, на регистрационном учете по адресу истец состоит уже с 1975 года, т.е. до принятия Федерального закона от 21.12.2009 года N 327-ФЗ, которым в Федеральный закон от 12.01.1995 года "О ветеранах",были внесены изменения. Данная квартира ему не принадлежит, ее собственниками являются дочь Е.А. и внук Е.В..
На основании изложенного истец просил признать решение ответчика от 15.10.2010 года незаконным; обязать администрацию района поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветерана Великой Отечественной войны.
Истец и его представитель Е.В. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - администрации Советского района ИК МО г. Казани - в судебном заседании иск не признал.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В кассационной жалобе Б.Л.М. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что он, как инвалид ВОВ второй группы, имеет право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от его имущественного положения.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
- 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
- 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
- Согласно Решению Казанской городской Думы от 1 ноября 2006 г. N 10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установить учетную норму площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан (договора приватизации) от 18.05.1994 года истец и его супруга Б.К. являлись собственниками квартиры, находящейся по адресу:
Согласно выписке из домовой книги истец зарегистрирован по адресу, с 19.06.1975 года.
После смерти Б.К., наступившей 25.02.2007 года, принадлежащая в праве собственности на квартиру в порядке наследования перешла к дочери Е.А.; 27.01.2010 года нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство.
По договору дарения от 28.04.2010 года 1\\ квартиры, принадлежащая истцу, подарена им его внуку Е.В..
Таким образом, собственниками данной квартиры в настоящее время являются его дочь Е.А. и внук Е.В..
В апреле 2010 года истец обратился в администрацию Советского района ИК МО г. Казани с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по установленной форме и с приложением соответствующих документов.
Распоряжением Главы администрации Советского района ИК МО г. Казани от 15.10.2010 года N 1217р по итогам рассмотрения представленных документов граждан и материалов общественной жилищной комиссии (протокол от 28.09.2010 года N 85) истцу в признании его нуждающимся в жилом помещении отказано.
Отказ является правомерным, поскольку в, общей. зарегистрировано 2 человека - истец и его внук Е.В., на каждого члена семьи приходится
Кроме того, у внука истца имеется в собственности квартиры по.
Площадь указанной квартиры, приходящаяся на внука истца, также подлежит включению при расчете приходящейся на истца с внуком площади.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отказе в иске.
Доводы кассационной жалобы Б.Л. о неправильном применении судом норм материального права со ссылкой на то, что суд не применил положения, касающиеся инвалидов Великой Отечественной войны, к каковым он относится, не могут повлечь отмену решения, поскольку основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм закона.
Доводы кассационной жалобы Б.Л., сводящиеся к тому, что он, как инвалид ВОВ второй группы, имеет право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от его имущественного положения, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку на истца и члена его семьи приходится свыше 12 кв. м на каждого, поэтому оснований для включения их в список нуждающихся не имелось.
Ссылка на неправильный расчет не может быть принята во внимание, поскольку при определении учетной нормы расчет произведен из общей площади жилого помещения, с учетом доли внука истца в вышеназванной квартире, что соответствует требованиям закона.
Иные доводы, изложенные в жалобе Б.Л., не влияют на правильность принятого решения, поскольку правового значения не имеют.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Казани от 18 января 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Б.Л. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)