Судебные решения, арбитраж
Дарение недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Босхомджиева Б.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Шустовой Т.П. судей областного суда Обносовой М.В., Баранова Г.В., при секретаре Л.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. дело по кассационной жалобе Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области на решение Лиманского районного суда Астраханской области от 18 февраля 2011 года по заявлению Н. о признании действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области незаконным,
установила:
Н. обратилась в суд с заявлением о признании действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области незаконными, указав, что является вдовой умершего участника Великовой Отечественной войны. У заявителя имелось в собственности жилой дом по адресу: (...) (...), которое было непригодным для проживания, в связи с чем (...) Н. оформила договор дарения данного жилого помещения дома (...) М.С.В.. 25 октября 2010 года заявитель обратился с заявлением и необходимыми документами в Администрацию МО "Рабочий поселок Лиман" о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии при Администрации МО "Рабочий поселок Лиман" от 9 ноября 2010 года и постановлением Главы Администрации МО "Рабочий поселок Лиман" от 10 ноября 2010 года. Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдова умершего участника Великой Отечественной войны и включена в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем, согласно положениям Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" под номером (...). Из акта проверки жилищных условий Н. от 22 октября 2010 года следует, что в домовладении значатся зарегистрированными еще четверо человек. Протоколом заседания комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области от (...) заявителю отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Основанием для отказа послужило то, что заявитель совершила намеренные действия, в результате которых она могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Просила признать действия выше указанной комиссии в отказе в предоставлении мер социальной поддержки незаконными, обязать комиссию по обеспечению жильем предоставить ей меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
В судебном заседании представитель заявителя М. требования заявителя поддержала.
Заинтересованные лица - представитель комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, Правительства Астраханской области в судебное заседание не явились.
Представитель Администрации МО "Рабочий поселок Лиман" Б. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель отдела Министерства социального развития и труда Астраханской области по Лиманскому району С. не возражала против требований заявителя.
Решением Лиманского районного суда Астраханской области от 18 февраля 2011 года заявление Н. о признании действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области незаконным удовлетворено.
В кассационной жалобе представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что Комиссия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан вправе определять правомерность включения кандидатов в сводный список. Н. с (...) зарегистрирована по адресу: (...) (...) До указанного периода Н. состояла на регистрационном учете в республике Калмыкия. По договору дарения (...) Н. подарила указанное домовладение М.С.В., в связи с чем (...) в данном домовладении зарегистрированы: (...) Э.А.В., (...) Э.А.Б., (...) Э.Н.А., (...) Э.А.А. С (...) Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи 1 человек. Считают, что Н. намеренно ухудшила жилищные условия. Просят решение Лиманского районного суда Астраханской области от 18 февраля 2011 года отменить, вынести по делу новое решение которым в удовлетворении требований отказать.
Заслушав докладчика, представителя Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Л., поддержавшую доводы жалобы, представителя заявителя М. и адвоката Кимаевой И.М., не согласившихся с жалобой, учитывая неявку надлежаще извещенных представителей Министерства социального развития и труда Астраханской области, Администрации МО "Рабочий поселок Лиман", Правительства Астраханской области, ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Лиманского района", проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 21 Федерального закона РФ "О ветеранах" от 12 января 1995 года Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно части 2 статьи 32 Закона Астраханской области от 10 октября 2006 года N 75/2006-ОЗ "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" жилыми помещениями обеспечиваются граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших), инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Перечень оснований для признания граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий предусмотрен ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно и не имеющими иного жилого помещении, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Как следует из материалов дела, Н. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. Заявитель зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: (...). Н. по договору дарения от (...) передала в дар (...) М.С.В.. указанное выше домовладение. Заявитель 25 октября 2010 года обратилась с заявлением в Администрацию МО "Рабочий поселок Лиман" о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдова умершего участника Великой Отечественной войны и включена в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем. - Протоколом комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от (...) Н. отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, поскольку заявитель совершила намеренные действия, в результате которых она могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на каждого проживающего в указанном выше доме фактически приходится по (...) кв. м общей площади жилого помещения, что меньше учетной нормы в Лиманском муниципальном поселении - 14 кв. м общей площади жилья на одного человека.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о том, что заявитель намеренно ухудшила жилищные условия, поскольку на момент постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, Н. указанное выше домовладение было отчуждено М.С.В., с учетом данных обстоятельств, ее признали нуждающейся в улучшении жилищных условий и до настоящего времени с указанного учета не снята.
С учетом этих обстоятельств и приведенных положений материального закона суд правомерно признал незаконным решение комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и возложил обязанность о принятии решения о предоставлении мер социальной поддержки в обеспечении жильем.
Таким образом, доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции и не опровергают выводов судебного решения.
Исходя из изложенного, оснований для отмены или изменения судебного решения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Лиманского районного суда Астраханской области от 18 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.04.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1035/2011
Разделы:Дарение недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 апреля 2011 г. по делу N 33-1035/2011
Судья: Босхомджиева Б.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Шустовой Т.П. судей областного суда Обносовой М.В., Баранова Г.В., при секретаре Л.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. дело по кассационной жалобе Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области на решение Лиманского районного суда Астраханской области от 18 февраля 2011 года по заявлению Н. о признании действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области незаконным,
установила:
Н. обратилась в суд с заявлением о признании действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области незаконными, указав, что является вдовой умершего участника Великовой Отечественной войны. У заявителя имелось в собственности жилой дом по адресу: (...) (...), которое было непригодным для проживания, в связи с чем (...) Н. оформила договор дарения данного жилого помещения дома (...) М.С.В.. 25 октября 2010 года заявитель обратился с заявлением и необходимыми документами в Администрацию МО "Рабочий поселок Лиман" о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии при Администрации МО "Рабочий поселок Лиман" от 9 ноября 2010 года и постановлением Главы Администрации МО "Рабочий поселок Лиман" от 10 ноября 2010 года. Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдова умершего участника Великой Отечественной войны и включена в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем, согласно положениям Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" под номером (...). Из акта проверки жилищных условий Н. от 22 октября 2010 года следует, что в домовладении значатся зарегистрированными еще четверо человек. Протоколом заседания комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области от (...) заявителю отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Основанием для отказа послужило то, что заявитель совершила намеренные действия, в результате которых она могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Просила признать действия выше указанной комиссии в отказе в предоставлении мер социальной поддержки незаконными, обязать комиссию по обеспечению жильем предоставить ей меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
В судебном заседании представитель заявителя М. требования заявителя поддержала.
Заинтересованные лица - представитель комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, Правительства Астраханской области в судебное заседание не явились.
Представитель Администрации МО "Рабочий поселок Лиман" Б. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель отдела Министерства социального развития и труда Астраханской области по Лиманскому району С. не возражала против требований заявителя.
Решением Лиманского районного суда Астраханской области от 18 февраля 2011 года заявление Н. о признании действий комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области незаконным удовлетворено.
В кассационной жалобе представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что Комиссия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан вправе определять правомерность включения кандидатов в сводный список. Н. с (...) зарегистрирована по адресу: (...) (...) До указанного периода Н. состояла на регистрационном учете в республике Калмыкия. По договору дарения (...) Н. подарила указанное домовладение М.С.В., в связи с чем (...) в данном домовладении зарегистрированы: (...) Э.А.В., (...) Э.А.Б., (...) Э.Н.А., (...) Э.А.А. С (...) Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи 1 человек. Считают, что Н. намеренно ухудшила жилищные условия. Просят решение Лиманского районного суда Астраханской области от 18 февраля 2011 года отменить, вынести по делу новое решение которым в удовлетворении требований отказать.
Заслушав докладчика, представителя Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Л., поддержавшую доводы жалобы, представителя заявителя М. и адвоката Кимаевой И.М., не согласившихся с жалобой, учитывая неявку надлежаще извещенных представителей Министерства социального развития и труда Астраханской области, Администрации МО "Рабочий поселок Лиман", Правительства Астраханской области, ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Лиманского района", проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 21 Федерального закона РФ "О ветеранах" от 12 января 1995 года Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно части 2 статьи 32 Закона Астраханской области от 10 октября 2006 года N 75/2006-ОЗ "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" жилыми помещениями обеспечиваются граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших), инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Перечень оснований для признания граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий предусмотрен ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно и не имеющими иного жилого помещении, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Как следует из материалов дела, Н. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. Заявитель зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: (...). Н. по договору дарения от (...) передала в дар (...) М.С.В.. указанное выше домовладение. Заявитель 25 октября 2010 года обратилась с заявлением в Администрацию МО "Рабочий поселок Лиман" о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдова умершего участника Великой Отечественной войны и включена в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих обеспечению жильем. - Протоколом комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от (...) Н. отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, поскольку заявитель совершила намеренные действия, в результате которых она могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на каждого проживающего в указанном выше доме фактически приходится по (...) кв. м общей площади жилого помещения, что меньше учетной нормы в Лиманском муниципальном поселении - 14 кв. м общей площади жилья на одного человека.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о том, что заявитель намеренно ухудшила жилищные условия, поскольку на момент постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, Н. указанное выше домовладение было отчуждено М.С.В., с учетом данных обстоятельств, ее признали нуждающейся в улучшении жилищных условий и до настоящего времени с указанного учета не снята.
С учетом этих обстоятельств и приведенных положений материального закона суд правомерно признал незаконным решение комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и возложил обязанность о принятии решения о предоставлении мер социальной поддержки в обеспечении жильем.
Таким образом, доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции и не опровергают выводов судебного решения.
Исходя из изложенного, оснований для отмены или изменения судебного решения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Лиманского районного суда Астраханской области от 18 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)