Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья И.Ш. Абдуллин
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Я. Калимуллина,
судей Ф.В. Хабировой, Ю.Р. Мочаловой,
при секретаре судебного заседания С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Ф.В. Хабировой гражданское дело по кассационной жалобе Б.Н.Ш. на решение Набережночелнинского городского суда РТ от 14 сентября 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Б.Н.Ш. к Исполнительному комитету муниципального образования "Город Набережные Челны" о признании права на принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Б.Н.Ш. - Б.И.М., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Б.Н.Ш. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования "Город Набережные Челны".
В обоснование иска указала, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны. Ее муж Б. умер 19 января 2002 года.
Согласно справке МСЭ N 456102 муж был инвалидом первой группы бессрочно.
На основании статьи 15 ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 года, как вдова инвалида ВОВ, она имеет право на меры социальной поддержки, а именно на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета, в установленном законом порядке.
Однако письмом Автозаводского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны за N Б-187 от 12.07.2011 года ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на том основании, что она зарегистрирована и проживает в составе 3-х человек в жилом помещении общей площадью..... по адресу: и имеет обеспеченность общей жилой площадью больше нормы постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, утвержденной решением Городского Совета муниципального образования г. Набережные Челны РТ от 25.12.2007 года N 28/15.
С данным решением ответчика она не согласилась.
Истица просила признать за ней право на принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для обеспечения жилой площадью в соответствии с ФЗ N 5-ФЗ РФ "О ветеранах" от 12.01.1995 года.
Истица и ее представитель иск поддержали.
Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования "Город Набережные Челны" - иск не признала.
Суд отказал в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Б.Н.Ш. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что в доме нет условий для проживания пенсионера, нет канализации, отопления, с потолка сыплется песок.
Постоянно присутствует шум работы отбойного молотка, двери она закрывать не в состоянии.
Жилищную комиссию никто не создавал, никто даже не поинтересовался тем, в каких условиях она проживает.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Согласно положениям части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно положениям статей 15 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ***.
Согласно статье 15 ФЗ участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
- Согласно статье 21 ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
- Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Судом установлено, что истица является ветераном Великой Отечественной войны, вдова умершего 19.01.2002 года инвалида Великой Отечественной войны Б.Н.У., Б.Н.Ш. с 27.10.2010 года состоит на регистрационном учете и проживает с составом семьи из трех человек в двухэтажном жилом доме общей площадью... расположенном по адресу:.
Решением Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны РТ от 25.12.2007 года N 28/15 по городу Набережные Челны утверждена учетная норма постановки на жилищный учет в размере не более 15,0 кв. м общей площади на одного члена семьи.
Письмом заместителя главы администрации Автозаводского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны за N Б-187 от 12.07.2011 года истице отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на том основании, что она зарегистрирована и проживает в составе 3-х человек в жилом помещении общей площадью... кв. м по адресу: и имеет обеспеченность общей жилой площадью больше нормы постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, утвержденной решением Городского Совета муниципального образования г. Набережные Челны РТ от 25.12.2007 года N 28/15.
Истица обеспечена общей площадью в размере... кв. м на одного человека... что больше нормы постановки на учет в городе Набережные Челны.
Доводы истицы о том, что указанная жилая площадь принадлежит на праве собственности ее сыну Б.И.Н., суд обоснованно отклонил как не имеющие правового значения.
Истица в силу закона является членом семьи собственника указанного домовладения. Учитывая, что истица занимает площадь, превышающую учетную норму жилой площади, оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий у суда не имелось.
Доводы кассационной жалобы Б.Н.Ш. о том, что в доме нет условий для проживания пенсионера, нет канализации, отопления, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку в соответствии с пунктом 41 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
Кроме того, требований в связи с непригодностью жилого дома для проживания истица не ставила и судом они не рассматривались.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Набережночелнинского городского суда РТ от 14 сентября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Б.Н.Ш. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 31.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-12647/2011
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 октября 2011 г. по делу N 33-12647/2011
Судья И.Ш. Абдуллин
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Я. Калимуллина,
судей Ф.В. Хабировой, Ю.Р. Мочаловой,
при секретаре судебного заседания С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Ф.В. Хабировой гражданское дело по кассационной жалобе Б.Н.Ш. на решение Набережночелнинского городского суда РТ от 14 сентября 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Б.Н.Ш. к Исполнительному комитету муниципального образования "Город Набережные Челны" о признании права на принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Б.Н.Ш. - Б.И.М., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Б.Н.Ш. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования "Город Набережные Челны".
В обоснование иска указала, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны. Ее муж Б. умер 19 января 2002 года.
Согласно справке МСЭ N 456102 муж был инвалидом первой группы бессрочно.
На основании статьи 15 ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 года, как вдова инвалида ВОВ, она имеет право на меры социальной поддержки, а именно на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета, в установленном законом порядке.
Однако письмом Автозаводского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны за N Б-187 от 12.07.2011 года ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на том основании, что она зарегистрирована и проживает в составе 3-х человек в жилом помещении общей площадью..... по адресу: и имеет обеспеченность общей жилой площадью больше нормы постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, утвержденной решением Городского Совета муниципального образования г. Набережные Челны РТ от 25.12.2007 года N 28/15.
С данным решением ответчика она не согласилась.
Истица просила признать за ней право на принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для обеспечения жилой площадью в соответствии с ФЗ N 5-ФЗ РФ "О ветеранах" от 12.01.1995 года.
Истица и ее представитель иск поддержали.
Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования "Город Набережные Челны" - иск не признала.
Суд отказал в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Б.Н.Ш. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что в доме нет условий для проживания пенсионера, нет канализации, отопления, с потолка сыплется песок.
Постоянно присутствует шум работы отбойного молотка, двери она закрывать не в состоянии.
Жилищную комиссию никто не создавал, никто даже не поинтересовался тем, в каких условиях она проживает.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Согласно положениям части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно положениям статей 15 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ***.
Согласно статье 15 ФЗ участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
- Согласно статье 21 ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
- Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Судом установлено, что истица является ветераном Великой Отечественной войны, вдова умершего 19.01.2002 года инвалида Великой Отечественной войны Б.Н.У., Б.Н.Ш. с 27.10.2010 года состоит на регистрационном учете и проживает с составом семьи из трех человек в двухэтажном жилом доме общей площадью... расположенном по адресу:.
Решением Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны РТ от 25.12.2007 года N 28/15 по городу Набережные Челны утверждена учетная норма постановки на жилищный учет в размере не более 15,0 кв. м общей площади на одного члена семьи.
Письмом заместителя главы администрации Автозаводского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны за N Б-187 от 12.07.2011 года истице отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на том основании, что она зарегистрирована и проживает в составе 3-х человек в жилом помещении общей площадью... кв. м по адресу: и имеет обеспеченность общей жилой площадью больше нормы постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, утвержденной решением Городского Совета муниципального образования г. Набережные Челны РТ от 25.12.2007 года N 28/15.
Истица обеспечена общей площадью в размере... кв. м на одного человека... что больше нормы постановки на учет в городе Набережные Челны.
Доводы истицы о том, что указанная жилая площадь принадлежит на праве собственности ее сыну Б.И.Н., суд обоснованно отклонил как не имеющие правового значения.
Истица в силу закона является членом семьи собственника указанного домовладения. Учитывая, что истица занимает площадь, превышающую учетную норму жилой площади, оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий у суда не имелось.
Доводы кассационной жалобы Б.Н.Ш. о том, что в доме нет условий для проживания пенсионера, нет канализации, отопления, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку в соответствии с пунктом 41 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
Кроме того, требований в связи с непригодностью жилого дома для проживания истица не ставила и судом они не рассматривались.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Набережночелнинского городского суда РТ от 14 сентября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Б.Н.Ш. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)