Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 16.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5942

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2012 г. по делу N 33-5942


Судья Семерикова Л.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Веретновой О.А. судей Заривчацкой Т.А., Чулатаевой С.Г. при секретаре Н. с участием прокурора Левыкиной Л.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 16 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Красновишерского районного суда Пермского края от 10 мая 2012 года, которым постановлено:
"Обязать администрацию Красновишерского муниципального района Пермского края приобрести за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение для Ч.И. и передать его в собственность администрации Красновишерского городского поселения.
Обязать администрацию Красновишерского городского поселения предоставить Ч.И. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям"
Заслушав доклад судьи Веретновой О.А., объяснение прокурора Левыкиной Л.Л., полагавшей, что оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, судебная коллегия

установила:

Прокурор Красновишерского района в интересах Ч.И. предъявил иск администрации Красновишерского городского поселения, администрации Красновишерского муниципального района, Правительству Пермского края, о возложении на администрацию Красновишерского городского поселения обязанности предоставить Ч.И. на вне очереди благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв. м, на условиях договора социального найма, отвечающие санитарным и техническим требованиям за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, ссылаясь на то, что решением Красновишерского районного суда Пермской области от <...> года ее родители были лишены в отношении нее родительских прав. Постановлением администрации Красновишерского района N <...> от <...> года Ч.И. была передана под опеку Ж. Жилое помещение за ней закреплено не было. Поскольку Ч.И. относится к категории детей-сирот, то она подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке.
В судебном заседании Ч.И. иск поддержала.
Участвовавший в деле прокурор просил иск удовлетворить.
Ответчики - администрация Красновишерского городского поселения и Правительство Пермского края участия, в судебном заседании не принимали.
Ответчик - администрация Красновишерского муниципального района, против иска возражал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, указывая на то, что при вынесении решения суд применил закон, не подлежащий применению. Закон Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" к возникшим правоотношениям не применим. В данном случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе. Предоставление жилого помещения Ч.И. размером 33 кв. м приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
Судом первой инстанции правильно определен характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно установил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу, представленные сторонами доказательства оценены судом в соответствии с принципами их относимости, допустимости, на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 12, 59, 60 ГПК РФ).
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную оплату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статья 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с пунктами 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
В силу пункта 2 Положения "О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года N 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года N 575-п), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со статьей 1 Закона Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ч.И., дата рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Красновишерского районного суда Пермской области от <...> года ее родители мать - Ж., отец - Ч. были лишены в отношении нее родительских прав. Постановлением администрации Красновишерского района N <...> от <...> года Ч.И. передана под опеку Ж. При установлении опеки жилье за Ч.И. закреплено не было. 18 сентября 2006 года Ч.И. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в общий и льготный список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, Ч.И. не имеет жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности либо на условиях найма, пригодного для проживания, в приватизации жилья она не участвовала, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований, заявленных прокурором в интересах Ч.И.
Делая такой вывод, суд исходил из того, что истец является лицом из числа детей, оставшимся без попечения родителей, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечен, жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в предоставлении жилья.
Жилое помещение должно предоставляться истцу администрацией Красновишерского городского поселения за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, исходя из приведенных выше правовых норм.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Ссылка суда на Закон Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК обоснованна, поскольку статья 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 года N 16-п "Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", п.п. 2-8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, условия о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма".
Частью 3 статьи 9 указанного Закона, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 9 статьи 1 Закона) с учетом членов их семей.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.
Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.
При разрешении спора суд первой инстанции обоснованно руководствовался Законом Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК, данный Закон подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку устанавливает
дополнительные гарантии, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы отмену решения суда не влекут, поскольку являются результатом иного толкования и оценки обстоятельств, установленных по делу, и не свидетельствуют о незаконности постановленного судебного постановления.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия

определила:

Решение Красновишерского районного суда Пермского края от 10 мая 2012 года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Правительства Пермского края, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)