Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 17.03.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3053/2011

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью; Жилой фонд; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 марта 2011 г. по делу N 33-3053/2011


Судья А.Х. Сабиров

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего - судьи Р.Р. Гилманова,
судей Р.Р. Юсупова, С.Н. Захаровой,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Юсупова гражданское дело по кассационной жалобе представителя Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республике Татарстан" А. на решение Бугульминского городского суда РТ от 23 декабря 2010 года, которым договор социальной ипотеки N N, заключенный 31 мая 2006 года между Потребительским кооперативом "Строим Будущее" и Ш.А., Ш.Г.Г., Ш.Р., признан недействительным.
Квартира N в после завершения строительства признана подлежащей передаче Государственным жилищным фондом при Президенте РТ в муниципальную собственность муниципального образования "город Бугульма".
За Ш.А., Ш.Г.Г., Ш.Р. в порядке приватизации признано право собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 57,6 кв. м, расположенную по адресу:.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республике Татарстан" - З., поддержавшего кассационную жалобу, Ш.Р., возражавшую удовлетворению жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Ш.А., Ш.Г.Г. и Ш.Р. обратились в суд с иском к исполнительному комитету Бугульминского муниципального района (далее - исполком), некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ" (далее - ГЖФ) и потребительскому кооперативу (ПК) "Строим будущее" о признании недействительным договора социальной ипотеки, переводе квартиры в муниципальную собственность и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ ими вынужденно был заключен с ответчиками договор социальной ипотеки на приобретение квартиры по адресу:, которая была им предоставлена взамен ранее занимаемого жилья по, признанного в установленном порядке ветхим, в связи с чем, семья истцов была включена в список лиц, подлежащих переселению по программе ликвидации ветхого жилья. Занимаемая ранее истцами квартира являлась муниципальной собственностью, приватизирована ими не была.
Ответчики иск не признали.
Суд иск удовлетворил частично.
В кассационной жалобе исполнительный директор ГЖФ ФИО7 просит решение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности. В жалобе указывает, что жилой был введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, истцы добровольно приняли участие в программе социальной ипотеки.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 г., нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживавшие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
В силу ст. 218 Гражданского РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Судом установлено, что Ш.А., Ш.Г.Г. и Ш.Р. до декабря 2006 г. проживали в трехкомнатной квартире общей площадью 60,9 кв. м на условиях социального найма, что подтверждается договором социального найма жилого помещения в домах государственного (муниципального) жилищного фонда от 01 апреля 2003 г. В связи с признанием этого дома ветхим семья истцов была включена в список нуждающихся в получении жилья по программе ликвидации ветхого жилья, взамен ранее занимаемого жилого помещения, право пользования которым у истцов было прекращено, им была представлена трехкомнатная квартира общей площадью 57,5 кв. м на условиях договора социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным от имени ГЖФ его поверенным - ПК "Строим будущее".
Указом Президента РТ от 30 декабря 2004 года N УП-810 "О мерах по регулированию деятельности Государственного жилищного фонда при Президенте РТ" Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте РТ был преобразован в Некоммерческую организацию "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ". В соответствии с Указом Президента РТ от 01 июня 2005 года N УП-219 Программа ликвидации ветхого жилья завершена.
В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ ГЖФ выступил государственным заказчиком строительства, в котором находится спорная квартира. Технический паспорт на объект завершенного строительства был утвержден в декабре 2004 года.
Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, принят в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что указанный дом был возведен до ДД.ММ.ГГГГ, а потому был построен по программе ликвидации ветхого жилья за счет средств Государственного внебюджетного фонда при Президенте РТ, является обоснованным.
Судебная коллегия соглашается также с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований о признании заключенного с истцами договора социальной ипотеки недействительным и признании спорной квартиры подлежавшей передаче в муниципальную собственность, на основании следующего.
Согласно Постановлениям Кабинета Министров РТ от 16 мая 1996 года N 392 и от 15.10.2001 г. N 764 жилые дома, построенные за счет средств Государственного внебюджетного жилищного фонда РТ, подлежали передаче в коммунальную (муниципальную) собственность по подписываемому сторонами передаточному акту.
Согласно Уставу Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан, утвержденному Указом Президента Республики Татарстан от 9 июня 1997 г. N УП-284, действовавшему до 30.12.2004 г. основной задачей фонда, в том числе, является финансирование работ по ликвидации ветхого жилищного фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья. Для реализации основных задач Фонд осуществляет функции: инвестора по финансированию работ, направленных на ликвидацию ветхого жилищного фонда и реконструкцию кварталов ветхого жилья; кредитования жилищного строительства для граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде; к правам Фонда.
Согласно п. 2.1 ст. 2 Устава НО "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ" Фонд является правопреемником Государственного внебюджетного фонда при Президенте РТ. К Фонду переходят все имущественные и неимущественные права и обязанности Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте РТ, в соответствии с передаточным актом.
Согласно ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от ДД.ММ.ГГГГ N, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативной управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведении органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Судом установлено, что по окончании строительства жилой в муниципальную собственность передан не был. Из уведомления Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ видно, что право на спорную квартиру ни за кем не зарегистрировано.
Судебная коллегия соглашается также с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований истцов о признании права собственности спорной квартиры в порядке приватизации.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. N 1541-1 граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом, иными нормативными актами РФ и субъектами РФ.
На основании ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Ш.А., Ш.Г.Г. и Ш.Р. ранее в приватизации жилого помещения не участвовали.
Довод жалобы о том, что жилой был введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ подлежит отклонению, поскольку противоречит материалам дела. Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, принят в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ
Вывод суда о том, что спорное жилое помещение фактически является муниципальным, поэтому Ш.А., Ш.Г.Г. и Ш.Р. должны проживать на условиях социального найма, является правильным и соответствует закону. Тот факт, что истцы добровольно приняли участие в программе социальной ипотеки, не является основанием для дачи иной оценки решению суда и не лишает истцов права приобретения собственности на спорную квартиру в порядке приватизации. Истцы были отселены из прежней жилой площади, признанной непригодной для проживания, согласно утвержденной Программе, а не как лица, имеющие право на предоставление жилья на основании договора социального найма. К такой категории граждан они в установленном законом порядке не отнесены.
Таким образом, следует признать, что решение суда требованиям закона не противоречит, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств.
Нормы материального права к сложившимся отношениям сторон применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены вынесенного решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Бугульминского городского суда РТ от 23 декабря 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республике Татарстан" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)