Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.11.2012 N 33-1630

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 ноября 2012 г. N 33-1630


Судья: Варсанофьева С.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н., Ворониной М.В.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области И. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 августа 2012 года, которым удовлетворены исковые требования Нейского межрайонного прокурора Костромской области, заявленные в интересах Х.Л., о предоставлении жилого помещения. На администрацию Костромской области возложена обязанность предоставить Х.Л. по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области.
Заслушав доклад судьи Ворониной М.В., выслушав объяснения представителя администрации Костромской области П., прокурора Рыловой Т.В., представителя департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области З., судебная коллегия

установила:

Нейский межрайонный прокурор в интересах Х.Л. обратился в суд с иском к Администрации Костромской области о предоставлении ей жилого помещения. В обоснование иска указал, что Х.Л. является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку ее родители лишены родительских прав. Постановлением главы самоуправления Нейского района от ДД.ММ.ГГГГ N Х.Л. направлена в, где находилась на полном государственном обеспечении. Постановлением главы самоуправления Нейского района N от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Х.Л. закреплена жилая площадь в доме по адресу:, по месту жительства семьи. Указанное постановление было отменено постановлением главы муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в настоящее время Х.Л. закрепленного жилого помещения на территории муниципального района г. Нея и Нейский район не имеет. ДД.ММ.ГГГГ Х.Л. окончила и в соответствии с положениями ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" у нее возникло право на обеспечение жилым помещением, которое до настоящего времени не реализовано. На основании приказа межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N 4 от ДД.ММ.ГГГГ N Х.Л. включена в списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Полагал, что Х.Л. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с нормами Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Закона Костромской области "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" от 19.12.2005 года N 348-ЗКО, Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должна быть обеспечена администрацией Костромской области вне очереди на основании договора социального найма изолированным, благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям жилым помещением, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области.
В дальнейшем Нейский межрайонный прокурор исковые требования уточнил, просил обязать Администрацию Костромской области предоставить Х.Л. вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям по месту жительства на территории муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация городского поселения город Нея, администрация муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области, администрация Коткишевского сельского поселения Нейского муниципального района.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что администрация Костромской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку субъектом РФ - Костромской областью установлен порядок предоставления жилых помещений Законами КО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" и "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области", в которых указано, что жилые помещения из жилищного фонда предоставляются указанной категории лиц лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Поскольку таковых в Нейском районе в настоящее время не имеется, то и Костромская область не может быть надлежащим ответчиком. Кроме того, указала, что на учет нуждающихся в получении жилого помещения Х.Л. не поставлена, тогда как в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются лицам, состоящим на соответствующем учете, а значит жилое помещение по договору социального найма ей предоставлено быть не может. Также считает, что при вынесении решения судом допущено неправильное толкование ст. 57 ЖК РФ, ст. ст. 148 и 155.3 СК РФ, которые не содержат утверждения о том, что при невозможности возвращения ранее занимаемых жилых помещений дети обеспечиваются жильем. По ее мнению, установленное судом обстоятельство о непригодности для проживания жилого помещения, закрепленного за истцом, прокурором не было доказано. Документов, подтверждающих соблюдение установленного законом порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, суду представлено не было, в связи с чем полагает, что данное обстоятельство не может быть использовано как имеющее значение для дела. И кроме того, не имеется судебного решения о прекращении у Х.Л. права пользования закрепленным жилым помещением. Указала и на то, что судом при вынесении решения применен закон, не подлежащий применению, а именно ст. ст. 37 и 60 ЖК РСФСР.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Костромской области П. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор Рылова Т.В. считала решение суда законным и обоснованным.
Представитель департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области З. разделила позицию представителя администрации Костромской области.
Иные участники процесса в суд не явились, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что Х.Л. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения на момент рассмотрения спора не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому должна быть обеспечена жильем, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Данные выводы судом мотивированы, соответствует требованиям закона, основания для признания их неправильными отсутствуют.
Как следует из материалов дела, Х.Л., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Ее родители - Х.А. и Г. были лишены родительских прав решениями Нейского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
На основании Постановления главы самоуправления Нейского района N от ДД.ММ.ГГГГ Х.Л. направлена в.
Постановлением главы самоуправления Нейского района N от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Х.Л. закреплена жилая площадь по месту жительства семьи в.
По результатам рассмотрения ходатайства межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N 4 постановлением главы муниципального района город Нея и Нейский район N от ДД.ММ.ГГГГ постановление главы самоуправления Нейского района N от ДД.ММ.ГГГГ отменено.
ДД.ММ.ГГГГ Х.Л. закончила обучение в
Приказом N межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N 4 от ДД.ММ.ГГГГ "О постановке на учет Х.Л. как относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения" Х.Л. включена в списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Приказом N межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N 4 от ДД.ММ.ГГГГ в связи с допущенной технической ошибкой внесены изменения в преамбулу приказа от ДД.ММ.ГГГГ N, которая изложена в следующей редакции: "О включении Х.Л. в списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
В настоящее время Х.Л. зарегистрирована в общежитии по адресу:, однако фактически проживает по договору коммерческого найма по адресу:. Жилых помещений собственности не имеет.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.
Статьей 5 Закона Костромской области от 25 декабря 2006 г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения истцу на администрацию Костромской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что жилое помещение предоставляется лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области, которые в настоящее время отсутствуют, является несостоятельным.
Частью 4 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" предусмотрено, что приобретение жилых помещений для категорий граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок финансирования расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области утвержден постановлением администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года N 290-а.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что законодательством Костромской области урегулированы вопросы приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем право Х.Л. на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия свободного жилья.
Довод жалобы об отсутствии оснований для предоставления Х.Л. жилья в связи с наличием закрепленного жилого помещения несостоятелен, как не основанный на законе и обстоятельствах дел, установленных судом.
Так, актом обследования комиссии СПК " от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что жилой дом в, в котором прописана мать Х.Л. - Г. с детьми, непригоден для проживания. В доме отсутствуют оконные и дверные блоки, перегородки, пол, печи разобраны на 30% (отсутствуют задвижка, плита, дверцы), с крыши снят шифер, выпилена часть стены.
Согласно справки администрации Коткишевского сельского поселения жилое помещение по адресу:, в котором проживала семья Х.Л., в настоящее время не существует, в связи с его непригодностью для проживания в 2004 году дом был разобран его собственником СПК ".
Частями 1 и 2 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое как объект жилищных прав пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
По правилам ст. 51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является их проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из вышеприведенных законоположений, в их взаимосвязи со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обеспечены вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они не имеют закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, если их проживание в закрепленном за ними ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, это является основанием для признания их нуждающимися в жилых помещения
Следовательно, Х.Л. не может быть признана обеспеченной жильем, поскольку закрепленное за ней жилое помещение в настоящее время отсутствует.
Кроме того, постановлением главы муниципального района город Нея и Нейский район N от ДД.ММ.ГГГГ постановление главы самоуправления Нейского района N от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за Х.Л. жилого помещения отменено.
При таких обстоятельствах факт отсутствия у Х.Л. закрепленного жилого помещения подтвержден материалами дела и не опровергнут ответчиком, а доводы апелляционной жалобы об обратном несостоятельны.
Те формальные нарушения при установлении факта непригодности жилого помещения, на которые ссылалась представитель администрации Костромской области в апелляционной жалобе, не могут опровергнуть выводы суда и повлечь иное решение.
Не могут быть признаны обоснованными и доводы апелляционной жалобы о том, что Х.Л. не поставлена на учет нуждающихся в получении жилого помещения, а значит жилое помещение по договору социального найма ей предоставлено быть не может.
В соответствии со ст. 4 Закона Костромской области от 25.12.2006 N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, осуществляют органы местного самоуправления Костромской области в соответствии с Законом Костромской области от 22 ноября 2005 года N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", за исключением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Порядок реализации права на жилое помещение для указанной категории предусмотрен в ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" в силу которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, либо их законные представители обращаются в органы опеки и попечительства по месту пребывания, о предоставлении жилого помещения жилищного фонда Костромской области по договору социального найма и предоставляют следующие документы:
- 1) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя;
- 2) копию свидетельства о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста);
- 3) копии документов, подтверждающих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством);
- 4) справку органов регистрационного учета о месте пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на момент представления документов;
- 5) сведения о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- 6) документ о сроке окончания пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, прекращения опеки (попечительства), а также окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации или содержания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В случае невозможности предоставления документов, указанных в пунктах 4 - 6 настоящей части, органы опеки и попечительства затребуют их в установленном порядке.
На основании документов, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству формирует и направляет в исполнительный орган государственной власти Костромской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Таким образом, включение названных лиц, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения является доказательством постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области.
Как видно по делу Х.Л., обратившись ДД.ММ.ГГГГ с соответствующим заявлением в межрайонный территориальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства N 4, в такой список включена, следовательно, доводы жалобы о том, что Х.Л. не поставлена на учет нуждающихся в получении жилого помещения, несостоятельны.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области И. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)