Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Ахметова А.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе: председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Чеботаревой Е.А., Чернышевой И.В.
при секретаре М.А.,
рассмотрела в судебном заседании 31.10.2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Министерства имущественных отношений Омской области С. на решение Муромцевского районного суда Омской области от 13.08.2012, которым постановлено:
"Исковые требования Ф. удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Ф., _ года рождения, уроженцу _, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, за счет средств бюджета (казны) Омской области, во внеочередном порядке, на условиях социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и социальным нормам.
В удовлетворении исковых требований Ф., предъявленных к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Чеботаревой Е.А., судебная коллегия
установила:
Ф. обратился в суд с иском к Администрации Муромцевского муниципального района, Министерству образования Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
В обоснование указал, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители _ и _ решением Муромцевского районного суда от 24.03.2005 года были лишены родительских прав. Постановлением Администрации Муромцевского района 03.06.2005 N 207-п он был передан на попечении тете - _, с которой проживает до настоящего времени. Какого-либо жилья в собственности либо пользовании не имеет, поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 01.08.2006 года, однако до настоящего времени его право на получение благоустроенного жилого помещения не обеспечено.
Просил суд обязать ответчиков Администрацию Муромцевского муниципального района, Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным нормам и требованиям, не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании Ф. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Г. в судебном заседании исковые требования, предъявленные к Администрации района как ответчику не признал, пояснив, что истец имеет право на внеочередное получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, поставлен на соответствующий учет с _ лет, жильем до настоящего времени не обеспечен, однако, с 01.01.2012 года обеспечение указанных лиц жильем является обязанностью субъекта РФ, в связи с чем Администрация района не может выступать ответчиком по данному иску.
Представители ответчиков - Министерства образования Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения надлежаще уведомлен
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Омской области С. просит решение суда отменить и вынести решение о предоставлении жилого помещения истцу по договору социального найма в соответствии с порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п., поскольку данным постановлением утвержден порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительства). Считает, что в решении должно быть указано, в каких долях соответчики обязаны исполнять решение суда об обеспечении истца благоустроенным жилым помещением по договору социального найма, а также порядок исполнения. Обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм указанной категории граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения, является расходным обязательством субъекта РФ, следовательно, реализация такой меры влечет расходование средств в объемах, предусмотренных соответствующим бюджетом субъекта. Таким образом, полагает, что на Минимущество могут быть возложены обязанности о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения лишь в пределах полномочий, предусмотренных порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма данной категории граждан, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п. при таких обстоятельствах, полагает, что Минимущество не может исполнить данное решение суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не известили, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение в дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя министерства имущественных отношений Омской области судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, установлена процессуальная обязанность стороны спора доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из материалов дела, согласно решению Муромцевского районного суда (л.д. _) _ и _ были лишены родительских прав в отношении сына - _Д.А., _ года рождения.
Ф., _ года рождения, уроженец _, проживает и зарегистрирован по адресу: _.
Согласно свидетельству о перемене имени (л.д. _), _ Д.А., _ года рождения, с 29.07.2009 года изменил фамилию на "Ф.".
Из постановления Главы Администрации Муромцевского района N 207-п от 03.06.2005 года (л.д. _) следует, что попечителем несовершеннолетнего _ Д.А. назначена _, при этом право пользования жилым помещением за опекаемым не закреплено, ввиду отсутствия жилья как у него, так и его родителей, лишенных родительских прав.
Из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (л.д. _) следует, что сведения о правах Ф. (_) Д.А., _ года рождения на объекты недвижимости, расположенные на территории г. Омска и Омской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Согласно справке ГП Омской области "ЦТиЗ" (л.д. _), Ф. (_) Д.А. _ года рождения, в числе собственников недвижимого имущества на территории Омской области не значится.
Из Постановления Администрации М.М. от 01.08.2006 года N 469-п (л.д. _) следует, что Ф. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, находящееся на попечении.
Согласно Единому регистрационному списку детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 2012 год (л.д. _) истец Ф. (_) Д.А., _ года рождения, значится как нуждающийся в предоставлении жилья под N _.
Согласно дипломам Ф. окончил ФГОУ СПО "_" 26.10.2010 года, ему присвоена квалификация "_", а также БОУ ОО НПО "_" 30.06.2012 года, ему присвоена квалификация "_" (л.д. _ 10).
Судом установлено, что Ф. 24.08.2011 обратился в Администрацию Муромцевского муниципального района по вопросу предоставления жилья на условиях социального найма.
Таким образом, на момент принятия истца на учет для предоставления жилья его возраст составлял менее _ лет.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее "федеральный закон") определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 5 Федерального закона предусмотренные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 7 Закона Омской области от 28 декабря 2005 года N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным или областным законодательством основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Омской области либо государственным унитарным предприятием Омской области или государственным учреждением Омской области на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Омской области или вступившего в законную силу решения суда.
Законом Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
Пункты 15, 15.1, 16, ст. 44, указанного Закона, согласно которым Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма "детей-сирот" исключены Законом Омской области от 23 ноября 2011 года N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" с 01 января 2012 года.
Законом Омской области от 23 ноября 2011 года N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" абзац 1 пункта 14 ст. 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" изложен в следующей редакции: состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области.
В соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п, уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями являются Министерство образования Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, которые после получения соответствующих документов и принятия необходимых решений, в свою очередь, направляют в Министерство имущественных отношений Омской области заявку на включение жилых помещений в жилищный фонд социального использования Омской области в установленном порядке. Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется на основании решения Министерства имущественных отношений Омской области.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что надлежащими ответчиками по настоящему делу, на которых возлагаются обязанности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являются Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений по Омской области, с чем судебная коллегия соглашается.
Поскольку Министерство имущественных отношений в жалобе указывает, на то, что не может исполнить данное решение суда, поскольку на него могут быть возложены обязанности о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения лишь в пределах полномочий, предусмотренных порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма данной категории граждан, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п, судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на данное постановление, что не влияет на законность решения и не может повлечь его отмены, по приведенным выше выводам.
Доводы жалобы о том, что решением не определены доли соответчиков в исполнении решения суда об обеспечении истца благоустроенным жилым помещением по договору социального найма, а также не указан порядок исполнения решения суда, не могут повлечь отмену принятого решения, в связи с тем, что данные обстоятельства касаются вопросов исполнения решения суда на основании ФЗ "Об исполнительном производстве".
При рассмотрении искового заявления суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Муромцевского районного суда Омской области от 13.08.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
исковые требования Ф. удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Ф., _ года рождения, уроженцу _, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, за счет средств бюджета (казны) Омской области по договору социального найма не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п.
В остальной части исковых требований отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 31.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6649/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 октября 2012 г. по делу N 33-6649/2012
Председательствующий: Ахметова А.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе: председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Чеботаревой Е.А., Чернышевой И.В.
при секретаре М.А.,
рассмотрела в судебном заседании 31.10.2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Министерства имущественных отношений Омской области С. на решение Муромцевского районного суда Омской области от 13.08.2012, которым постановлено:
"Исковые требования Ф. удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Ф., _ года рождения, уроженцу _, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, за счет средств бюджета (казны) Омской области, во внеочередном порядке, на условиях социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и социальным нормам.
В удовлетворении исковых требований Ф., предъявленных к Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Чеботаревой Е.А., судебная коллегия
установила:
Ф. обратился в суд с иском к Администрации Муромцевского муниципального района, Министерству образования Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
В обоснование указал, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители _ и _ решением Муромцевского районного суда от 24.03.2005 года были лишены родительских прав. Постановлением Администрации Муромцевского района 03.06.2005 N 207-п он был передан на попечении тете - _, с которой проживает до настоящего времени. Какого-либо жилья в собственности либо пользовании не имеет, поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 01.08.2006 года, однако до настоящего времени его право на получение благоустроенного жилого помещения не обеспечено.
Просил суд обязать ответчиков Администрацию Муромцевского муниципального района, Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным нормам и требованиям, не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании Ф. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Г. в судебном заседании исковые требования, предъявленные к Администрации района как ответчику не признал, пояснив, что истец имеет право на внеочередное получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, поставлен на соответствующий учет с _ лет, жильем до настоящего времени не обеспечен, однако, с 01.01.2012 года обеспечение указанных лиц жильем является обязанностью субъекта РФ, в связи с чем Администрация района не может выступать ответчиком по данному иску.
Представители ответчиков - Министерства образования Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения надлежаще уведомлен
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Омской области С. просит решение суда отменить и вынести решение о предоставлении жилого помещения истцу по договору социального найма в соответствии с порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п., поскольку данным постановлением утвержден порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительства). Считает, что в решении должно быть указано, в каких долях соответчики обязаны исполнять решение суда об обеспечении истца благоустроенным жилым помещением по договору социального найма, а также порядок исполнения. Обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм указанной категории граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения, является расходным обязательством субъекта РФ, следовательно, реализация такой меры влечет расходование средств в объемах, предусмотренных соответствующим бюджетом субъекта. Таким образом, полагает, что на Минимущество могут быть возложены обязанности о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения лишь в пределах полномочий, предусмотренных порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма данной категории граждан, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п. при таких обстоятельствах, полагает, что Минимущество не может исполнить данное решение суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не известили, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение в дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя министерства имущественных отношений Омской области судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, установлена процессуальная обязанность стороны спора доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из материалов дела, согласно решению Муромцевского районного суда (л.д. _) _ и _ были лишены родительских прав в отношении сына - _Д.А., _ года рождения.
Ф., _ года рождения, уроженец _, проживает и зарегистрирован по адресу: _.
Согласно свидетельству о перемене имени (л.д. _), _ Д.А., _ года рождения, с 29.07.2009 года изменил фамилию на "Ф.".
Из постановления Главы Администрации Муромцевского района N 207-п от 03.06.2005 года (л.д. _) следует, что попечителем несовершеннолетнего _ Д.А. назначена _, при этом право пользования жилым помещением за опекаемым не закреплено, ввиду отсутствия жилья как у него, так и его родителей, лишенных родительских прав.
Из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (л.д. _) следует, что сведения о правах Ф. (_) Д.А., _ года рождения на объекты недвижимости, расположенные на территории г. Омска и Омской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Согласно справке ГП Омской области "ЦТиЗ" (л.д. _), Ф. (_) Д.А. _ года рождения, в числе собственников недвижимого имущества на территории Омской области не значится.
Из Постановления Администрации М.М. от 01.08.2006 года N 469-п (л.д. _) следует, что Ф. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, находящееся на попечении.
Согласно Единому регистрационному списку детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 2012 год (л.д. _) истец Ф. (_) Д.А., _ года рождения, значится как нуждающийся в предоставлении жилья под N _.
Согласно дипломам Ф. окончил ФГОУ СПО "_" 26.10.2010 года, ему присвоена квалификация "_", а также БОУ ОО НПО "_" 30.06.2012 года, ему присвоена квалификация "_" (л.д. _ 10).
Судом установлено, что Ф. 24.08.2011 обратился в Администрацию Муромцевского муниципального района по вопросу предоставления жилья на условиях социального найма.
Таким образом, на момент принятия истца на учет для предоставления жилья его возраст составлял менее _ лет.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее "федеральный закон") определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 5 Федерального закона предусмотренные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 7 Закона Омской области от 28 декабря 2005 года N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным или областным законодательством основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Омской области либо государственным унитарным предприятием Омской области или государственным учреждением Омской области на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Омской области или вступившего в законную силу решения суда.
Законом Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
Пункты 15, 15.1, 16, ст. 44, указанного Закона, согласно которым Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма "детей-сирот" исключены Законом Омской области от 23 ноября 2011 года N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" с 01 января 2012 года.
Законом Омской области от 23 ноября 2011 года N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" абзац 1 пункта 14 ст. 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" изложен в следующей редакции: состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области.
В соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п, уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями являются Министерство образования Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, которые после получения соответствующих документов и принятия необходимых решений, в свою очередь, направляют в Министерство имущественных отношений Омской области заявку на включение жилых помещений в жилищный фонд социального использования Омской области в установленном порядке. Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется на основании решения Министерства имущественных отношений Омской области.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что надлежащими ответчиками по настоящему делу, на которых возлагаются обязанности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являются Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений по Омской области, с чем судебная коллегия соглашается.
Поскольку Министерство имущественных отношений в жалобе указывает, на то, что не может исполнить данное решение суда, поскольку на него могут быть возложены обязанности о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения лишь в пределах полномочий, предусмотренных порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма данной категории граждан, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п, судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на данное постановление, что не влияет на законность решения и не может повлечь его отмены, по приведенным выше выводам.
Доводы жалобы о том, что решением не определены доли соответчиков в исполнении решения суда об обеспечении истца благоустроенным жилым помещением по договору социального найма, а также не указан порядок исполнения решения суда, не могут повлечь отмену принятого решения, в связи с тем, что данные обстоятельства касаются вопросов исполнения решения суда на основании ФЗ "Об исполнительном производстве".
При рассмотрении искового заявления суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Муромцевского районного суда Омской области от 13.08.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
исковые требования Ф. удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Ф., _ года рождения, уроженцу _, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, за счет средств бюджета (казны) Омской области по договору социального найма не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 N 56-п.
В остальной части исковых требований отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)