Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 06.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-14001/12

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 декабря 2012 г. по делу N 33-14001/12


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Галиева В.А.
Турумтаевой Г.Я.
при секретаре судебного заседания Б.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации ГО г. Стерлитамак РБ на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 31 августа 2012 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора г. Стерлитамак в интересах Б. удовлетворить.
Обязать администрацию ГО г. Стерлитамак РБ предоставить Б. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в городе Стерлитамак РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Галиева В.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Стерлитамак РБ обратился в суд в интересах Б. с иском к администрации ГО г. Стерлитамак о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки было установлено, что Б., ... года рождения, на основании постановления главы администрации ГО г. Стерлитамак N 1463 от 05 июля 2006 года назначен опекуном ФИО12
Отца у Б. нет, а мать лишена родительских прав.
Постановлением главы администрации ГО г. Стерлитамак N 309 от 25 февраля 2011 года Б. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
30 июня 2011 года Б. окончила обучение в ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 134" г. Стерлитамак.
В нарушение ст. 40 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона Республики Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей" Б. по окончании ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 134" г. Стерлитамак, жилое помещение по договору социального найма не представлено, тем самым грубо нарушены жилищные права Б., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В связи с изложенным просил суд обязать администрацию городского округа г. Стерлитамак РБ предоставить Б. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в г. Стерлитамак, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа г. Стерлитамак РБ - Т. просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении иска, указывая, что в рамках осуществления переданных государственных полномочий администрацией городского округа г. Стерлитамак РБ с ГУП "Фонд жилищного строительства РБ" заключен договор долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, окончание строительства дома - конец 2012 года. В настоящее время право муниципальной собственности на строящееся жилье не зарегистрировано, в связи с чем договоры социального найма администрацией не могут быть заключены.
Представитель администрации городского округа г. Стерлитамак РБ, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, об отложении рассмотрения дела не просил. Доказательств, свидетельствующих об уважительной причине неявки, на момент рассмотрения дела судебной коллегии не представил. В связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения Б. о законности решения суда, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
В развитие названных конституционных положений части 1 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ, и относится к расходным обязательствам субъектов РФ (абз. 3 п. 1 указанной статьи).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 06 декабря 2011 года).
В соответствии с ч. 2 ст. 19 названного Федерального закона наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ.
В ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ.
Вступившим в законную силу с 01 января 2012 года Законом РБ N 451-з от 31 октября 2011 года "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления РБ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Б. ... года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, отца не имеет (в свидетельстве о рождении данные об отце записаны со слов матери), мать ФИО13 лишена родительских прав решением Ишимбайского городского суда РБ от 02 февраля 2009 года (л.д. 9 - 11).
Постановлением администрации ГО г. Стерлитамак N 1463 от 05 июля 2006 года ФИО14 назначен опекуном ... Б. (л.д. 8).
В июне 2011 года Б. окончила ГОУ НПО Профессиональный лицей N 134 г. Стерлитамака РБ по профессии ... (л.д. 12).
Постановлением администрации ГО г. Стерлитамака N 308 от 25 февраля 2011 года она принята на учет несовершеннолетних детей, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма (л.д. 20 - 21).
Постановлением администрации ГО г. Стерлитамак N 1635 от 04 августа 2011 года ей выделена комната, жилой площадью 11,4 кв. м, общей площадью 11,4 кв. м по адресу ..., по договору социального найма жилого помещения N 808 от 12 августа 2011 года (л.д. 13).
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от 09 февраля 2012 года сведения о наличии у Б. прав на объекты недвижимости в ЕГРП отсутствуют (л.д. 14, 34).
Как следует из справки N 22 от 14 августа 2012 года Б. зарегистрирована по адресу: ... (л.д. 33).
Удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что право Б. на предоставление жилого помещения вне очереди не реализовано, так как предоставленное ей жилое помещение (комната) площадью 11,4 кв. м не отвечает установленным стандартам и правилам.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку Б. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящее на учете нуждающихся в жилом помещении, в силу вышеприведенных положений закона имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Доводы жалобы о долевом участии ответчика в строительстве жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть приняты во внимание, так как обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств либо отсутствия регистрации права муниципальной собственности на имеющееся жилье, подлежащее предоставлению вышеназванной категории граждан на основании договора социального найма.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований жилищного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат и основаны на неверном толковании законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.
Решение суда отвечает требованиям закона. Основания к его отмене по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 31 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г. Стерлитамак РБ - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА

Судьи
В.А.ГАЛИЕВ
Г.Я.ТУРУМТАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)