Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Фархутдиновой Г.Р.
судей Куловой Г.Р.
Хакимова А.Р.,
прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Ф.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа город Стерлитамак Т. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора г. Стерлитамак в интересах Е. к Администрации ГО г. Стерлитамак о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан предоставить Е., ... г.р., жилое помещение по договору социального найма вне очереди в городе Стерлитамак Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Стерлитамак РБ в интересах Е. обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Стерлитамак о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, мотивируя тем, что в ходе проверки установлено, что Е., ... года рождения, на основании постановления главы администрации ... N ... от ... года назначен опекун ФИО. Отец и мать Е. лишены родительских прав. С ... года по ... года Е. обучалась в ГОУ НПО "...". Постановлением главы администрации ГО г. Стерлитамак N ... от ... года Е. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. В нарушении ст. 40 Конституции РФ, ст. 1, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона Республики Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей" Е. по окончании ГОУ НПО "..." г. Стерлитамака, жилое помещение по договору социального найма не представлено, тем самым грубо нарушены жилищные права Е., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного, поскольку суд не принял во внимание, что право муниципальной собственности на строящиеся жилые дома, приобретаемые детям-сиротам, включая Е., не зарегистрировано, поскольку срок окончания строительства дома - ... год. Соответственно договоры социального найма на приобретаемые жилые помещения не могут быть заключены в настоящее время, как и распределение жилых помещений. Однако, необходимость исполнения решения суда, после его вступления в законную силу, потребует дополнительного финансирования из муниципального бюджета для немедленного предоставления Е. жилого помещения по договору социального найма вне очереди в г. Стерлитамак РБ, что не предусмотрено действующим законодательством.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Предоставление жилья детям-сиротам регулируется Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (статья 8), Законом РБ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом РБ от 28.12.2005 г. N 260-з "О наделении органов самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ".
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. N 250-О-П установлено, что социальная поддержка детей-сирот в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов, является государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в учреждениях социального обслуживания жилые помещения предоставляются вне очереди.
Закон РБ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно ст. 1 указанного Закона РБ органы местного самоуправления муниципальных образований, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Судом установлено, что прокуратурой г. Стерлитамака проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации ... N ... от ... года ФИО назначен опекуном несовершеннолетней Е., ... г.р. /л.д. 11/.
Решением Стерлитамакского городского суда РБ от ... года ФИО2 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Е., ... года рождения /л.д. 12/.
Решением Стерлитамакского городского суда РБ от ... года ФИО3, ... года рождения, лишена родительских прав в отношении Е., ... года рождения /л.д. 13/.
Согласно представленной справки ГОУ НПО "..." Е. с ... года по ... года проходила обучение в ... /л.д. 14/.
Постановлением администрации ГО г. Стерлитамака N ... от ... года Е. принята на учет несовершеннолетних детей, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма /л.д. 17/.
Согласно уведомления Росреестра от ... года сведения о наличии прав на объекты недвижимости у Е. отсутствуют /л.д. 15, 16/.
Как следует из справки N ... от ... года Е., ... года рождения, была зарегистрирована по адресу ... в период с ... года по ... года /л.д. 19/.
Однако в нарушение действующего законодательства Е. по окончании пребывания в детском доме, учебном учреждении жилье по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены права последней на жилье.
Руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд удовлетворил иск прокурора и обязал Администрацию ГО г. Стерлитамак РБ предоставить Е. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Стерлитамак РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям.
Судебная коллегия находит решение обоснованным, поскольку Е. является лицом, имеющим право на внеочередное и отдельное получение жилья, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке и до настоящего момента не обеспечена жилым помещением.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, исследованным доказательствам дал надлежащую оценку. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы жалобы об отсутствии финансирования из муниципального бюджета для предоставления жилого помещения Е., не могут повлечь отмену постановленного решения, поскольку вышеприведенные правовые нормы не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от финансирования соответствующих мероприятий.
Доводы жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат и основаны на неверном толковании законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ... года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Стерлитамак - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Р.ФАРХУТДИНОВА
Судьи
Г.Р.КУЛОВА
А.Р.ХАКИМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 06.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-14025/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 декабря 2012 г. по делу N 33-14025/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Фархутдиновой Г.Р.
судей Куловой Г.Р.
Хакимова А.Р.,
прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Ф.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа город Стерлитамак Т. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора г. Стерлитамак в интересах Е. к Администрации ГО г. Стерлитамак о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан предоставить Е., ... г.р., жилое помещение по договору социального найма вне очереди в городе Стерлитамак Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Стерлитамак РБ в интересах Е. обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Стерлитамак о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, мотивируя тем, что в ходе проверки установлено, что Е., ... года рождения, на основании постановления главы администрации ... N ... от ... года назначен опекун ФИО. Отец и мать Е. лишены родительских прав. С ... года по ... года Е. обучалась в ГОУ НПО "...". Постановлением главы администрации ГО г. Стерлитамак N ... от ... года Е. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. В нарушении ст. 40 Конституции РФ, ст. 1, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона Республики Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей" Е. по окончании ГОУ НПО "..." г. Стерлитамака, жилое помещение по договору социального найма не представлено, тем самым грубо нарушены жилищные права Е., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного, поскольку суд не принял во внимание, что право муниципальной собственности на строящиеся жилые дома, приобретаемые детям-сиротам, включая Е., не зарегистрировано, поскольку срок окончания строительства дома - ... год. Соответственно договоры социального найма на приобретаемые жилые помещения не могут быть заключены в настоящее время, как и распределение жилых помещений. Однако, необходимость исполнения решения суда, после его вступления в законную силу, потребует дополнительного финансирования из муниципального бюджета для немедленного предоставления Е. жилого помещения по договору социального найма вне очереди в г. Стерлитамак РБ, что не предусмотрено действующим законодательством.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Предоставление жилья детям-сиротам регулируется Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (статья 8), Законом РБ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом РБ от 28.12.2005 г. N 260-з "О наделении органов самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ".
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. N 250-О-П установлено, что социальная поддержка детей-сирот в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов, является государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в учреждениях социального обслуживания жилые помещения предоставляются вне очереди.
Закон РБ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно ст. 1 указанного Закона РБ органы местного самоуправления муниципальных образований, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Судом установлено, что прокуратурой г. Стерлитамака проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации ... N ... от ... года ФИО назначен опекуном несовершеннолетней Е., ... г.р. /л.д. 11/.
Решением Стерлитамакского городского суда РБ от ... года ФИО2 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Е., ... года рождения /л.д. 12/.
Решением Стерлитамакского городского суда РБ от ... года ФИО3, ... года рождения, лишена родительских прав в отношении Е., ... года рождения /л.д. 13/.
Согласно представленной справки ГОУ НПО "..." Е. с ... года по ... года проходила обучение в ... /л.д. 14/.
Постановлением администрации ГО г. Стерлитамака N ... от ... года Е. принята на учет несовершеннолетних детей, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма /л.д. 17/.
Согласно уведомления Росреестра от ... года сведения о наличии прав на объекты недвижимости у Е. отсутствуют /л.д. 15, 16/.
Как следует из справки N ... от ... года Е., ... года рождения, была зарегистрирована по адресу ... в период с ... года по ... года /л.д. 19/.
Однако в нарушение действующего законодательства Е. по окончании пребывания в детском доме, учебном учреждении жилье по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены права последней на жилье.
Руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд удовлетворил иск прокурора и обязал Администрацию ГО г. Стерлитамак РБ предоставить Е. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Стерлитамак РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям.
Судебная коллегия находит решение обоснованным, поскольку Е. является лицом, имеющим право на внеочередное и отдельное получение жилья, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке и до настоящего момента не обеспечена жилым помещением.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, исследованным доказательствам дал надлежащую оценку. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы жалобы об отсутствии финансирования из муниципального бюджета для предоставления жилого помещения Е., не могут повлечь отмену постановленного решения, поскольку вышеприведенные правовые нормы не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от финансирования соответствующих мероприятий.
Доводы жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат и основаны на неверном толковании законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ... года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Стерлитамак - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Р.ФАРХУТДИНОВА
Судьи
Г.Р.КУЛОВА
А.Р.ХАКИМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)