Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-13581/2011

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 октября 2011 г. по делу N 33-13581/2011


Судья: Елисеев А.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Куратовой Л.В., Самойловой Н.Г.
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе заявителя ФИО
на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 31 августа 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований ФИО о признании постановления администрации Куйбышевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отмене постановления администрации Куйбышевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N "О признании нуждающейся в улучшении жилищных условий ФИО" незаконным; возложении обязанности на администрацию Куйбышевского сельского поселения восстановить ФИО в очереди на улучшение жилищных условий - отказать.
Заслушав доклад судьи Куратовой Л.В., объяснения ФИО, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО обратилась в суд к ФИО Куйбышевского сельского поселения с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Куйбышевского сельского поселения за N было вынесено постановление "О признании нуждающейся в улучшении жилищных условий ФИО", в соответствии с которым ФИО и члены ее семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ администрация Куйбышевского сельского поселения сообщила ФИО, что при проверке документов, представленных ею для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, было выявлено, что для подтверждения статуса нуждаемости не были представлены сведения о наличии жилого помещения у ФИО. С учетом этого выявлено, что обеспеченность площадью на одного члена семьи составляет более учетной нормы, что послужило основанием для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Куйбышевского сельского поселения за N было вынесено постановление "Об отмене постановления администрации Куйбышевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N "О признании нуждающейся в улучшении жилищных условий ФИО". С указанным постановлением ФИО не согласна, считает его незаконным и нарушающим ее законные права и интересы. Просила суд признать постановление от ДД.ММ.ГГГГ N администрации Куйбышевского сельского поселения "Об отмене постановления администрации Куйбышевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N "О признании нуждающейся в улучшении жилищных условий ФИО" незаконным; обязать администрацию Куйбышевского сельского поселения восстановить ФИО в очереди по улучшению жилищных условий.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе заявитель ФИО просит решение отменить ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в оспариваемой части в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ установлены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Таковыми признаются, в том числе, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2).
Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с "Порядком рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", утвержденным постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 24 апреля 2006 года N 455 "О некоторых вопросах реализации Закона Волгоградской области от 1 декабря 2005 года N 1125-ОД "О Порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области", рассмотрение заявлений граждан о принятии на учет осуществляется уполномоченным органом (отделом, должностным лицом) в структуре администрации муниципального образования по месту жительства (п. 1.2).
В соответствии с законом Волгоградской области от 01 декабря 2005 года N 1125-ОД "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области", учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учет граждан, обеспечение жилыми помещениями которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации и Волгоградской области, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления городских округов, городских (сельских) поселений (далее - уполномоченные органы местного самоуправления) (ст. 3).
Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане:
- 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения;
- 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ст. 4).
Решения по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, оформляются правовыми актами органа местного самоуправления на основании письменных заключений органа учета (ст. 5).
К заявлению о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин прилагает документы, в том числе, справку федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о сделках, совершенных гражданином и (или) членами его семьи, указанными в справке о составе семьи, с жилыми помещениями за пять лет, предшествующих дню обращения с заявлением о принятии на учет. Гражданин, являющийся собственником жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения, представляет копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо иной правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности.
Согласно ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
- 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
- 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
- 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
- 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В силу ст. 13 закона Волгоградской области от 01 декабря 2005 года N 1125-ОД "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области", граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и (или) об исключении из отдельного списка и (или) списка лиц, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, принимается органом местного самоуправления.
Как установлено судом при рассмотрении дела, решением сельской Думы Куйбышевского сельского поселения от 07 мая 2007 года N 25/53 установлена учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении - менее 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно акту обследования жилищных условий ФИО, поведенного ДД.ММ.ГГГГ комиссией администрации Куйбышевского сельского поселения, занимаемое ФИО жилое помещение расположено по адресу: , и принадлежит ФИО Указанное жилое помещение имеет общую площадь кв. м, жилую площадь кв. м, в нем проживают ФИО, его ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, зарегистрированный по адресу: .
Согласно акту обследования жилищных условий граждан от ДД.ММ.ГГГГ, в жилом доме по адресу: , принадлежащем ФИО, общей площадью кв. м, жилой площадью кв. м, проживают ФИО, ее ФИО, ФИО, ФИО, который по данному адресу зарегистрирован, но фактически проживает по адресу:.
Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО с ФИО и ФИО проживает в домовладении по адресу, принадлежащем ФИО, обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляет кв. м. ФИО зарегистрирован в домовладении по адресу, обеспеченность общей площадью на одного человека составляет кв. м. Обеспеченность общей площадью на одного человека составляет кв. м, что является основанием для признания семьи ФИО нуждающимися в жилых помещениях
ДД.ММ.ГГГГ постановлением N администрации Куйбышевского сельского поселения ФИО, ее ФИО и ФИО, были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации Куйбышевского сельского поселения от 24 февраля 2011 года N 10 в состав семьи ФИО, признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий постановлением администрации Куйбышевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года NN увеличен до человек, в связи с рождением ребенка ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ при проверке представленных ФИО документов были выявлены сведения о наличии у ФИО жилого помещения, при этом обеспеченность площадью на одного члена семьи составляет более учетной нормы.
Согласно сведениям из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу:.
Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения лиц, проживающих по адресу: , с учетом жилого помещения расположенного по адресу:, площадью кв. м, находящегося в собственности ФИО, составляет кв. м на одного человека, то есть более учетной нормы.
В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Куйбышевского сельского поселения N постановление администрации Куйбышевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N "О признании нуждающейся в улучшении жилищных условий семьи ФИО" отменено, как противоречащее действующему жилищному законодательству.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ N администрации Куйбышевского сельского поселения "Об отмене постановления администрации Куйбышевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N "О признании нуждающейся в улучшении жилищных условий ФИО" принято в пределах полномочий органа местного самоуправления с соблюдением действующих положений Жилищного кодекса РФ и Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N-N "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области" и вынес правильное решение об отказе в удовлетворении требований ФИО
Доводы кассационной жалобы о том, что ФИО никогда не был членом семьи ФИО, а также о том, что его жилой дом непригоден для проживания, являлись предметом исследования и оценки в суде первой инстанции. Им была дана надлежащая правовая оценка, соответствующая фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 31 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)