Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.02.2013 N 18АП-64/2013 ПО ДЕЛУ N А07-12119/2012

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2013 г. N 18АП-64/2013

Дело N А07-12119/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Суспициной Л.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.11.2012 по делу N А07-12119/2012 (судья Айбасов Р.М.).
Общество с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" (далее - ООО "ЛК "СЕЛЕНА", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в непредоставлении заявителю ежегодного объема расчетной лесосеки в размере 102 000 куб. м, в том числе по хвойному лесу - 48 100 куб. м, что является ненадлежащим исполнением Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 01.11.2008 N 1361-р, об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ЛК "СЕЛЕНА" путем выполнения условий Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 01.11.2008 N 1361-р и выделения ООО "ЛК "СЕЛЕНА" ежегодного объема расчетной лесосеки в размере 102 000 куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 48 100 куб. м.
Решением суда от 23.11.2012 (резолютивная часть от 14.11.2012) в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 3 л.д. 97-104).
В апелляционной жалобе ООО "ЛК "СЕЛЕНА" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Суд пришел к необоснованному выводу о том, что обществом пропущен срок на обжалование бездействия государственного органа. При этом суд не исследовал и не указал в решении, с какого момента следует исчислять данный срок, и с какой даты он считается пропущенным. В то же время в самом распоряжении Правительства Республики Башкортостан от 01.11.2008 N 1361-р не указан срок, в течение которого Министерство должно выделить заявителю установленный ежегодный объем лесосеки. Общество полагает, что срок на обращение с заявлением в суд не пропущен, поскольку о нарушении своих прав и законных интересов оно узнало с 01.07.2012, с истечением срока рассмотрения Министерством обращения заявителя, при этом обжалуемое бездействие Министерства, выражающееся в непредоставлении обществу ежегодного объема расчетной лесосеки в размере 102 тыс. куб. м, продолжается по настоящее время и суд в нарушение ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации освободил Министерство от доказывания обстоятельств правомерности своих действий.
Министерством не исполнено надлежащим образом Распоряжение Правительства Республики Башкортостан N 1361-р от 01.11.2008, поскольку не предоставляется предусмотренный распоряжением ежегодный объем расчетной лесосеки, что ведет к невыполнению обязательств по рубке ежегодных объемов древесины, что ставит под угрозу окупаемость инвестиционного проекта как такового, поскольку для достижения целей окупаемости инвестиционного проекта в указанные в распоряжении сроки и достижения целей инвестиционного проекта необходимо получение всего объема древесины в соответствии с названным распоряжением Правительства. Указанным обстоятельствам суд не дал никакой правовой оценки, равно как и тому обстоятельству, что Министерством систематически несвоевременно исполнялись обязательства, предусмотренные Распоряжение Правительства Республики Башкортостан N 1361-р от 01.11.2008, в части заключения договоров аренды, экспертизы проектов освоения лесов.
Необоснованными являются выводы суда о том, что общество отказалось заключить три из десяти предложенных Министерством для заключения договоров, поскольку условия указанных трех договоров не соответствовали Распоряжению Правительства Республики Башкортостан N 1361-р от 01.11.2008 и являлись для общества заведомо убыточными. Кроме того, данные договоры в дело не представлялись, ввиду чего не могли являться предметом оценки в силу ст. 71, 75, 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Министерство представило возражения на апелляционную жалобу, которые суд приобщил в порядке ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в которых Министерство указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились, Министерство просит рассмотреть апелляционную жалобу без его участия.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 01.11.2008 N 1361-р (с изменениями, внесенными Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 02.12.2009 N 1341-р) ООО "ЛК "СЕЛЕНА" и представленная им концепция инвестиционного проекта были признаны соответствующими требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов". Также была утверждена и рекомендована для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов заявка ООО "ЛК "СЕЛЕНА" на реализацию инвестиционного проекта "Создание производства с полным циклом переработки древесины" (т. 1 л.д. 11).
Пунктом 3 Распоряжения на Министерство была возложена обязанность утвердить перечень участков лесного фонда годовой расчетной лесосекой 403, 8 тыс. куб. м, в том числе по хвойному - 198,9 тыс.куб. м и предоставить ООО "ЛК "СЕЛЕНА" в аренду без проведения аукциона.
Во исполнение вышеуказанного распоряжения между Министерством и ООО "ЛК "СЕЛЕНА" заключено семь договоров аренды лесных участков, расположенных на территории Белорецкого района (Авзянское, Белорецкое, Тирлянское лесничества), Бурзянского района (Бурзянское лесничество) и Абзелиловского района (Абзезиловское лесничество):
- - договор N 03 от 21.12.2009 (Тирлянское лесничество), площадью 11055 га, с ежегодным объемом лесопользования 26,7 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 9,6 тыс. куб. м (т. 1 л.д. 17);
- - договор N 05 от 21.12.2009 (Бурзянское лесничество), площадью 16992 га, с ежегодным объемом лесопользования 46,0 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 24,9 тыс. куб. м (т. 1 л.д. 37);
- - договор N 06 от 21.12.2009 (Белорецкое лесничество), площадью 19861 га, с ежегодным объемом лесопользования 43,4 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 25,2 тыс. куб. м (т. 1 л.д. 60);
- - договор N 09 от 21.12.2009 (Авзянское лесничество), площадью 27514 га, с ежегодным объемом лесопользования 26,3 тыс. куб. м, в т.ч. по хвойному хозяйству -12,1 тыс. куб. м (т. 1 л.д. 88);
- - договор N 30 от 11.09.2009 (Тирлянское лесничество), площадью 21298 га, с ежегодным объемом лесопользования 66,2 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 24,6 тыс. куб. м (т. 1 л.д. 127);
- - договор N 31 от 11.09.2009 (Белорецкое лесничество), площадью 16504 га, с ежегодным объемом лесопользования 32,4 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству -19,9 тыс. куб. м (т. 2 л.д. 1);
- - договор N 32 от 11.09.2009 (Абзелиловское лесничество), площадью 26643 га, с ежегодным объемом лесопользования 60,6 тыс. куб. м, в т.ч. по хвойному хозяйству - 32,0 тыс.куб. м (т. 2 л.д. 35).
К указанным договорам аренды лесных участков ООО "ЛК "СЕЛЕНА" был разработаны проекты освоения лесов, в соответствии с которыми ежегодный объем расчетной лесосеки фактически составил 301,8 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству 150,8 тыс. куб. м.
Письмом N 64 от 01.06.2012 ООО "ЛК "СЕЛЕНА" обратилось к Министру лесного хозяйства Республики Башкортостан с просьбой о предоставлении участков лесного фонда на недостающий объем расчетной лесосеки (т. 1 л.д. 13).
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Министерством Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 01.11.2008 N 1361-р, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем пропущен срок на обжалование бездействия государственного органа, поскольку с момента издания Распоряжения Правительства Республики Башкортостан N 697-р от 17.06.2011, изменившего концепцию реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов "Создание производства с полным циклом переработки древесины" в части снижения объема инвестиций и срока пуска производства с полным циклом переработки древесины, обществу было известно о недостающих, по мнению общества, объемах лесного фонда для полной реализации проекта. Суд, кроме того, пришел к выводу о том, что заявителем не представлено доказательств нарушения Министерством его прав и законных интересов.
Выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований являются верными.
Правоотношения, связанные в реализацией приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов регулируются Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 (далее по тексту также - Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 N 419).
В соответствии с пунктом 5 названного Положения основанием для включения инвестиционного проекта в перечень является решение об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта.
Из материалов дела следует, что Распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 1361-р от 01.11.2008 с изменениями к нему от 02.12.2009 N 1341-р была утверждена заявка ООО "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" на реализацию инвестиционного проекта в области освоения лесов (т. 1 л.д. 11, 12).
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 58 от 16.02.2009 указанный инвестиционный проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 419, включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятым заинтересованным органом в соответствии с пунктом 11 настоящего Постановления.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов заключается без проведения аукциона.
Приказом Министерства лесного хозяйства Российской Федерации от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка" далее по тексту - Приказ Минлесхоза от 26.07.2011 N 319) утверждена форма такого договора.
В силу п. 1, 10, 11, названного нормативного правового акта Предоставление лесных участков в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Подготовка и заключение договоров аренды в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований, осуществляются органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в пункте 5 настоящего Порядка. Договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписываемого арендодателем и арендатором по форме примерного договора, указанной в приложении N 2 к настоящему Приказу. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации
Из материалов дела следует, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 1361-р от 01.11.2008 с изменениями к нему от 02.12.2009 N 1341-р определены условия заключения договора аренды с обществом с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА", в том числе в части годового объема расчетной лесосеки 403, 8 тыс.куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 198,9 тыс.куб. м (т. 1 л.д. 11, 12).
На указанных условиях сторонами заключены договоры аренды от 21.12.2009 (т. 1 л.д. 17, 37, 60, 88, 127; т. 2 л.д. 4, 35).
Совокупный ежегодный объем расчетной лесосеки по указанным договорам составляет 301,6 тыс. куб. м, в том числе по хвойным лесам 148, 3 тыс. куб. м.
Обществом разработаны и в установленном порядке утверждены проекты освоения лесов по лесным участкам, приобретенным обществом в аренду (т. 2 л.д. 66-109), в соответствии с которыми совокупный ежегодный объем расчетной лесосеки составляет 301, 8 тыс.куб. м, в том числе по хвойным лесам 150, 8 тыс. куб. м.
Указанные данные не оспариваются сторонами, что следует из отзыва Министерства (т. 3 л.д. 1), подтверждается перепиской сторон (т. 1 л.д. 13), а также усматривается из заявления и апелляционной жалобы.
Таким образом, недостающий объем расчетной лесосеки, подлежащий предоставлению обществу, составляет:
- - с учетом условий заключенных договоров аренды - 102, 2 тыс.куб. м (403,8-301,6 тыс.куб. м);
- - с учетом утвержденных проектов освоения лесов - 102 тыс.куб. м (403,8-301,8 тыс. куб. м).
По смыслу нормы ст. 74 ЛК РФ в их нормативном единстве с нормами Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 и Приказом Минлесхоза от 26.07.2011 N 319, правовым основанием для использования лесов в Российской Федерации, является заключенный в порядке, предусмотренном указанными нормами, договор аренды лесного участка.
Из материалов дела следует что во исполнение положений распоряжения Правительства Республики Башкортостан N 1361-р от 01.11.2008 между заявителем и Министерством заключено 7 договоров аренды с совокупным ежегодным объемом расчетной лесосеки 301,6 тыс. куб. м, в том числе по хвойным лесам 148, 3 тыс. куб. м, проекты освоения лесов утверждены на 301,8 ты. куб. м.
В остальной части подлежащего освоению в соответствии с указанным распоряжением N 1361-р объема лесных ресурсов в размере 102, 2 тыс. куб. м (102 тыс. куб. м в соответствии с данным утвержденных проектов освоения лесов), договоры аренды не заключены.
При этом из материалов дела следует, что Министерством обращалось в адрес общества с предложением заключить договоры аренды на недостающий объем ежегодной расчетной лесосеки (т. 3 л.д. 4).
Общество отказалось от заключения указанных договоров, что следует из возражений на отзыв (т. 3 л.д. 63) и апелляционной жалобы со ссылкой на несоответствие соотношения объема лесопользования по хвойному и лиственному лесу.
Между тем указанные доводы общества по существу сводятся к оценке правомерности действий Министерства, обусловленных отказом от заключения договоров аренды лесных участков в отношении недостающих объемов лесосеки.
Таким образом, заявленные обществом в рамках настоящего дела требования в порядке главы 24 АПК РФ являются ненадлежащим способом защиты, поскольку по существу являются требованиями о понуждении Министерства к исполнению обязательства, принятого согласно договору аренды, в натуре (ст. 396 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Однако в отсутствие заключенного в установленном порядке договора аренды в отношении недостающего объема лесосеки (102, 2 тыс. куб. м) оснований для понуждения Министерства к предоставлению обществу указанного объема лесосеки не имеется.
В части заключенных договоров аренды и утвержденных проектов освоения лесов оснований для понуждения Министерства к предоставлению заявленного обществом объема расчетной лесосеки не имеется, поскольку доказательств неисполнения Министерством обязательств по предоставлению расчетной лесосеки в объеме 301, 6 тыс.куб. м (301, 8 тыс.куб. м по проекту освоения лесов) в материалах дела не имеется.
Ссылки общества на неисполнение Министерством положений распоряжения Правительства Республики Башкортостан N 1361-р от 01.11.2008, в котором установлен общий объем подлежащей предоставлению расчетной лесосеки, отклоняются как не соответствующие ст. 74 ЛК РФ и положениям Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 419, поскольку ненормативный акт о включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов не порождает права землепользования, а является основанием для заключения договора аренды.
Доказательств обращения общества в суд с требованиями о понуждении Министерства к заключению договора аренды ввиду необоснованного, по мнению общества, отказа Министерства от заключения договора на условиях Распоряжения Правительства Республики Башкортостан N 1361-р от 01.11.2008 материалы дела не содержат.
Оснований для квалификации заявленных обществом в рамках настоящего дела требований как направленных на понуждение Министерства к заключению договора аренды на условиях подлежащего предоставлению объема расчетной лесосеки у суда также не имеется в силу несоблюдения обществом порядка рассмотрения такого спора, предусмотренного ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу изложенных выводов апелляционного суда, выводы суда первой инстанции и оценивающие их доводы апелляционной жалобы о пропуске обществом срока на обжалование бездействия Министерства не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции в силу того, что не повлияли на решение суда по существу спора, которым в удовлетворении требований отказано правомерно.
Таким образом, решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.11.2012 по делу N А07-12119/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
Л.В.ПИВОВАРОВА
Л.А.СУСПИЦИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)