Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 10.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5601/13

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июля 2013 г. по делу N 33-5601/13


Судья Осколкова Г.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Довиденко Е.А., Алешко О.Б.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 28 февраля 2013 г. по делу по иску
М.Н. к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, 2-ому отделу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., выслушав истца и ее представителя, судебная коллегия

установила:

М.Н. обратилась в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая на то, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГ занимает ведомственное жилое помещение по <адрес> на условиях социального найма. Военный городок, в котором находится ведомственное жилое помещение, не относится к числу закрытых военных городков, что дает ей право на участие в приватизации жилого помещения, относящегося к государственному жилищному фонду. Она обратилась с заявлением о приватизации в ФГКУ "Сибирское ТУИО", ФГКУ "Центррегионжилье" приложив все необходимые документы. Указанными учреждениями было сообщено, что они не наделены полномочиями на передачу жилья в собственность. Просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на <адрес>.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 28 февраля 2013 г. исковые требования М.Н. удовлетворены.
Признано за М.Н. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение в виде <адрес>, общей площадью 42,3 кв.м, жилой площадью 27,0 кв.м.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что спорное жилое помещение предоставлено М.З. на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГ как служащему Российской армии на время исполнения трудовых обязанностей на состав семьи из 3 человек. Спорное жилое помещение имеет статус служебного, на момент вселения М.З. и членов ее семьи находилось в закрытом военном городке, который только в ДД.ММ.ГГ исключен из перечня закрытых военных городков. Орган, осуществляющий управление государственным имуществом, Министерство обороны РФ решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принимал. Статус служебного был закреплен постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ, в связи с чем данное жилое помещение не подлежит приватизации в силу ЖК РФ. Истица в ордер на вселение в спорное жилое помещение не вписана, членом семьи нанимателя не признавалась. Кроме того, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу.
В письменном возражении на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и ее представителя, просивших решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам жалобы.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 4 настоящего Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Статьей 11 указанного Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из материалов дела усматривается, что М.Н. на основании ордера от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 13), выданного КЭЧ <адрес> Сибирского военного округа, занимает жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, зарегистрирована и проживает в данной квартире с ДД.ММ.ГГ
Кроме истца по указанному адресу зарегистрированы и проживают М.Е. и М.И., которые отказались от участия в приватизации в пользу истца.
Согласно ордеру квартира предоставлена М.З. на семью: 2 сына - ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ.
М.З. М.С., М.А. умерли.
Судом установлено, что М.Н. ранее не участвовала в приватизации, на праве собственности жилых помещений не имеет.
Как следует из представленных доказательств, деятельность Алейской КЭЧ прекращена путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с приказом М. обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе Алейской квартирно-эксплуатационной части.
ДД.ММ.ГГ на основании передаточного акта Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а также права и обязанности ***
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***-р Федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГ, выданной архивным отделом администрации <адрес> Алтайского края, следует, что постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ ***, <адрес> включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГ Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** постановление администрации города от ДД.ММ.ГГ *** отменено (л.д. 14).
По сведениям администрации города в муниципальной собственности <адрес> жилое помещение 51 по адресу: <адрес> отсутствует (л.д. 42).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***-р <адрес> Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации <адрес> исключен.
Согласно информации ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГ полномочия собственника жилищного фонда в <адрес> осуществляет ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 61).
Истцом в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации было направлено заявление по вопросу о передаче ей в собственность занимаемое жилое помещение на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (л.д. 25), однако в удовлетворении его было отказано (ответ ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ л.д. 29).
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ответу ФГКУ "Центррегионжилье" 2 отдел <адрес>, поступившему в судебную коллегию, жилое помещение по адресу: <адрес>, к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда.
В силу ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом М.С., служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Согласно положениям ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР выдача ордеров в закрытых военных городках производилась не органами местного самоуправления, а квартирно-эксплуатационной частью района (гарнизона).
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Давая оценку указанным правовым нормам жилищного законодательства, а также учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР, можно сделать вывод о том, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В порядке ст. 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчики ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представили допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения, а наоборот, в материалах дела присутствует информация ФГКУ "Центррегионжилье" 2 отдел о том, что спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения. Доказательств, свидетельствующих об изменении статуса спорного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, не предоставлено.
При таких обстоятельствах, поскольку статус закрытого военного городка снят, следует признать, что после снятия статуса закрытого военного городка наниматель, занимает жилое помещение по договору социального найма.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, не свидетельствует о незаконности судебного акта, поскольку в качестве ответчиков по делу участвуют - Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-ой отдел ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. При этом Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные отделения осуществляют функции по предоставлению жилья гражданам, находящимся в трудовых либо служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущества и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, в то время как судебная коллегия оснований для такой переоценки не находит.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, в связи с чем не могут служить основанием к отмене либо изменению постановленного судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 28 февраля 2013 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)