Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Тараканова В.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Железновой Н.Д.,
судей Башаркиной Н.Н. и Козлова О.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Железновой Н.Д.,
с участием истца К., ее представителя К.В.В.
дело по апелляционной жалобе Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода
на решение Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 20 февраля 2013 года
по делу по иску К. к Администрации г. Н. Новгорода, Администрации Сормовского района г. Н.Новгорода о признании незаконными действий, возложении обязанности,
установила:
К. обратилась в суд с иском о признании незаконными действий Администрации Сормовского района г. Н. Новгорода, выразившихся в отказе в заключении договора социального найма на предоставленное в порядке повторного заселения военнослужащим жилого помещения в виде отдельной однокомнатной квартиры общей площадью 34,1 кв. м по адресу: <....>.
В обоснование заявленных требований указала, что является старшим прапорщиком, проходит действительную военную службу в Вооруженных Силах РФ в период с 1983 года по настоящее время. В ноябре 2008 года она подлежала увольнению из Вооруженных сил по пп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона РФ N 53-ФЗ от 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья), однако, в соответствии с пп. "и" ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы была зачислена в распоряжение командующего войсками округа с содержанием при войсковой части 54046 в связи с невозможностью своевременного исключения из списков личного состава воинской части по причине не обеспечения жилой площадью.
Она была признана нуждающейся в получении жилого помещения и поставлена на учет нуждающихся в получении жилья еще в период существования ФГ КЭУ "Нижегородская КЭЧ района" и на момент увольнения состояла на учете в КЭЧ как "бесквартирная".
В 2011 году КЭЧ была расформирована, на ее месте создано ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, имеющее в г. Н.Новгороде отдел, именуемый "2 отдел Нижний Новгород". Решением начальника 2 отдела Нижний Новгород <.....> от <....> ей предоставлена квартира общей площадью 34,1 кв. м по адресу: <....> и было оформлено ходатайство в Администрацию Сормовского района г. Нижнего Новгорода о заключении с ней договора социального найма на указанное жилое помещение в порядке вторичного заселения в него военнослужащего, так как ранее указанное жилое помещение занимала военнослужащая Р.И.А. на основании ордера <.....> от <....>.
Указанное жилое помещение является муниципальной собственностью. В заключении договора социального найма ей было отказано, что, по мнению истца, является незаконным.
К. просила обязать Администрацию Сормовского района г. Нижнего Новгорода заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <....>.
Решением Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 20 февраля 2013 года требований истца удовлетворены: признаны незаконными действия Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода, выразившиеся в отказе в заключении договора социального найма на предоставленное жилое помещение по адресу: <....>.
Администрация Сормовского района г. Нижнего Новгорода обязана заключить с К. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <....>.
Отменены меры по обеспечению иска, указанные в определении Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 24.01.2013 года.
Снят запрет на совершение Администрацией Сормовского района г. Нижнего Новгорода действий по предоставлению другим лицам на условиях социального найма (заключения договора социального найма) жилого помещения в виде отдельной однокомнатной квартиры по адресу: <....> <....>.
В апелляционной жалобе Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода содержится просьба об отмене решения суда, как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что действующим законодательством органы местного самоуправления не наделены полномочиями по предоставлению по договорам социального найма жилых помещений военнослужащим, что предоставление жилых помещений этой категории граждан возможно только при условии, если они будут признаны в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. Распоряжением Правительства РФ от 13.08.2002 года N 1081-р утвержден перечень домов, передаваемых в муниципальную собственность, в том числе и спорный дом.
Судебная коллегия, выяснив обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца и его представителя, не нашла оснований для отмены законного и обоснованного решения.
Судебной коллегией установлено, что истец К. является военнослужащей МО РФ войсковая часть 54046 старшим прапорщиком, проходит действительную военную службу в Вооруженных Силах РФ в период с 1983 года по настоящее время.
В ноябре 2008 года К. подлежала увольнению из Вооруженных сил по пп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона РФ N 53-ФЗ от 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья), однако, в соответствии с пп. "и" ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы на основании приказа командующего войсками Московского военного округа N 87-ПМ от 19.11.2009 года она была зачислена в распоряжение командующего войсками округа с содержанием при войсковой части 54046 в связи с невозможностью своевременного исключения из списков личного состава воинской части по причине не обеспечения жилой площадью (л.д. 13).
К. была признана нуждающейся в получении жилого помещения и поставлена на учет нуждающихся в получении жилья еще в период существования ФГ КЭУ "Нижегородская КЭЧ района" и на момент увольнения состояла на учете в КЭЧ как нуждающаяся.
В 2011 году КЭЧ была расформирована, на ее месте создано ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, имеющее в г. Н.Новгороде отдел, именуемый "2 отдел Нижний Новгород".
Решением начальника 2 отдела Нижний Новгород <.....> от <....> К. в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, п. 16 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра Обороны РФ от 30.09.2010 года N 1280, истице была предоставлена квартира общей площадью 34,1 кв. м по адресу: <....>.
В адрес Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода было направлено ходатайство о заключении с истицей договора социального найма на указанное жилое помещение в порядке вторичного заселения в него военнослужащего, так как ранее указанное жилое помещение занимала военнослужащая Р. на основании ордера <.....> от <....> (л.д. 7).
Спорная квартира является муниципальной собственностью. Жилой дом <....> был передан в муниципальную собственность г. Нижнего Новгорода, перечень домов утвержден распоряжением Правительства РФ от 13.08.2002 года N 1081-р. Право собственности в едином государственном реестре прав не зарегистрировано (л.д. 9).
05.12.2012 года К. обратилась в Администрацию Сормовского района г. Нижнего Новгорода с просьбой заключить договор социального найма жилого помещения.
Согласно ответа главы Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода от 14.12.2012 года К. было отказано в заключении договора социального найма жилого помещения поскольку не имеется законных оснований для предоставления помещения муниципального жилищного фонда военнослужащим, и истица не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода.
Спорное жилое помещение было распределено истице в связи с освобождением жилого помещения семьей военнослужащего Р.В.А., которому квартира была предоставлена исполнительным комитетом Советского районного Совета народных депутатов на основании ордера <.....> от <....> на семью из трех человек: жену Р.И.А. и сына Р.Д.В. на основании решения начальника гарнизона.
На основании приказа Министра обороны РФ N 1042 от 23.05.2012 года майора Р.В.А. исключили с 17.02.2012 года из списков личного состава Вооруженных Сил РФ в связи со смертью. На момент смерти Р.В.А. в спорной квартире были зарегистрированы члены семьи военнослужащего: его жена Р.И.А., сын Р.Д.В., дочь Р.М.В.
<....> между Р.И.А. и Администрацией Сормовского района г. Нижнего Новгорода, действующей от имени собственника жилого помещения Муниципального образования г. Нижнего Новгорода на основании распоряжения главы администрации Сормовского района от <....> <.....>-р, был заключен договор социального найма жилого помещения <.....> на вышеуказанную квартиру.
В настоящее время спорная квартира свободна.
Суд первой инстанции, выяснив все, имеющие значение для дела обстоятельства, исследовав все, представленные сторонами доказательства, пришел к правильному выводу о том, что исковые требования К. подлежат удовлетворению.
Принимая указанное решение, суд учел следующее.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), в том числе, путем обеспечения жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих.
В частности, такой порядок установлен п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с названной нормой в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Из содержания п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.
Жилищный фонд в Российской Федерации исходя из положений ст. 19 ЖК РФ включает в себя наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение военнослужащими жилой площади, ранее занимаемой военнослужащими и членами их семей.
Таким образом, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
К. является военнослужащей МО РФ войсковой части 54046, старшим прапорщиком, проходит действительную военную службу в Вооруженных Силах РФ в период с 1983 года по настоящее время, ее выслуга лет в календарном исчислении на момент распределения жилого помещения составляла более 29 лет, она имеет право на получение жилого помещения на общих основаниях для постоянного проживания, то есть, по договору социального найма.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований К., признав за ней право пользования спорным жилым помещением по договору социального найма и возложив на Администрацию Сормовского района г. Нижнего Новгорода обязанность заключить с ней договор социального найма.
Доводы апелляционной жалобы Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода о том, что истица не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода, не может быть принят во внимание, поскольку в силу п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, осуществляется в настоящее время вместо КЭЧ - ФГКУ Западное региональное Управление жилищного обеспечения Отдел N 2 г. Н.Новгорода. Кроме того, вопросы обеспечения военнослужащих и членов их семей, как граждан, проживающих на территории субъекта РФ, имеют общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами исполнительной власти соответствующего субъекта; законодатель предусмотрел такую форму обеспечения жильем военнослужащих как повторное заселение по правилам п. 5 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Доводы апелляционной жалобы ответчика на содержание принятого судом решения повлиять не могут, тем более, что все они судом первой инстанции были учтены при вынесении решения, им дана надлежащая оценка.
Оснований к отмене законного и обоснованного решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 20 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3674/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 г. по делу N 33-3674/2013
Судья: Тараканова В.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Железновой Н.Д.,
судей Башаркиной Н.Н. и Козлова О.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Железновой Н.Д.,
с участием истца К., ее представителя К.В.В.
дело по апелляционной жалобе Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода
на решение Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 20 февраля 2013 года
по делу по иску К. к Администрации г. Н. Новгорода, Администрации Сормовского района г. Н.Новгорода о признании незаконными действий, возложении обязанности,
установила:
К. обратилась в суд с иском о признании незаконными действий Администрации Сормовского района г. Н. Новгорода, выразившихся в отказе в заключении договора социального найма на предоставленное в порядке повторного заселения военнослужащим жилого помещения в виде отдельной однокомнатной квартиры общей площадью 34,1 кв. м по адресу: <....>.
В обоснование заявленных требований указала, что является старшим прапорщиком, проходит действительную военную службу в Вооруженных Силах РФ в период с 1983 года по настоящее время. В ноябре 2008 года она подлежала увольнению из Вооруженных сил по пп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона РФ N 53-ФЗ от 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья), однако, в соответствии с пп. "и" ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы была зачислена в распоряжение командующего войсками округа с содержанием при войсковой части 54046 в связи с невозможностью своевременного исключения из списков личного состава воинской части по причине не обеспечения жилой площадью.
Она была признана нуждающейся в получении жилого помещения и поставлена на учет нуждающихся в получении жилья еще в период существования ФГ КЭУ "Нижегородская КЭЧ района" и на момент увольнения состояла на учете в КЭЧ как "бесквартирная".
В 2011 году КЭЧ была расформирована, на ее месте создано ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, имеющее в г. Н.Новгороде отдел, именуемый "2 отдел Нижний Новгород". Решением начальника 2 отдела Нижний Новгород <.....> от <....> ей предоставлена квартира общей площадью 34,1 кв. м по адресу: <....> и было оформлено ходатайство в Администрацию Сормовского района г. Нижнего Новгорода о заключении с ней договора социального найма на указанное жилое помещение в порядке вторичного заселения в него военнослужащего, так как ранее указанное жилое помещение занимала военнослужащая Р.И.А. на основании ордера <.....> от <....>.
Указанное жилое помещение является муниципальной собственностью. В заключении договора социального найма ей было отказано, что, по мнению истца, является незаконным.
К. просила обязать Администрацию Сормовского района г. Нижнего Новгорода заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <....>.
Решением Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 20 февраля 2013 года требований истца удовлетворены: признаны незаконными действия Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода, выразившиеся в отказе в заключении договора социального найма на предоставленное жилое помещение по адресу: <....>.
Администрация Сормовского района г. Нижнего Новгорода обязана заключить с К. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <....>.
Отменены меры по обеспечению иска, указанные в определении Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 24.01.2013 года.
Снят запрет на совершение Администрацией Сормовского района г. Нижнего Новгорода действий по предоставлению другим лицам на условиях социального найма (заключения договора социального найма) жилого помещения в виде отдельной однокомнатной квартиры по адресу: <....> <....>.
В апелляционной жалобе Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода содержится просьба об отмене решения суда, как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что действующим законодательством органы местного самоуправления не наделены полномочиями по предоставлению по договорам социального найма жилых помещений военнослужащим, что предоставление жилых помещений этой категории граждан возможно только при условии, если они будут признаны в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. Распоряжением Правительства РФ от 13.08.2002 года N 1081-р утвержден перечень домов, передаваемых в муниципальную собственность, в том числе и спорный дом.
Судебная коллегия, выяснив обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца и его представителя, не нашла оснований для отмены законного и обоснованного решения.
Судебной коллегией установлено, что истец К. является военнослужащей МО РФ войсковая часть 54046 старшим прапорщиком, проходит действительную военную службу в Вооруженных Силах РФ в период с 1983 года по настоящее время.
В ноябре 2008 года К. подлежала увольнению из Вооруженных сил по пп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона РФ N 53-ФЗ от 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья), однако, в соответствии с пп. "и" ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы на основании приказа командующего войсками Московского военного округа N 87-ПМ от 19.11.2009 года она была зачислена в распоряжение командующего войсками округа с содержанием при войсковой части 54046 в связи с невозможностью своевременного исключения из списков личного состава воинской части по причине не обеспечения жилой площадью (л.д. 13).
К. была признана нуждающейся в получении жилого помещения и поставлена на учет нуждающихся в получении жилья еще в период существования ФГ КЭУ "Нижегородская КЭЧ района" и на момент увольнения состояла на учете в КЭЧ как нуждающаяся.
В 2011 году КЭЧ была расформирована, на ее месте создано ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, имеющее в г. Н.Новгороде отдел, именуемый "2 отдел Нижний Новгород".
Решением начальника 2 отдела Нижний Новгород <.....> от <....> К. в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, п. 16 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра Обороны РФ от 30.09.2010 года N 1280, истице была предоставлена квартира общей площадью 34,1 кв. м по адресу: <....>.
В адрес Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода было направлено ходатайство о заключении с истицей договора социального найма на указанное жилое помещение в порядке вторичного заселения в него военнослужащего, так как ранее указанное жилое помещение занимала военнослужащая Р. на основании ордера <.....> от <....> (л.д. 7).
Спорная квартира является муниципальной собственностью. Жилой дом <....> был передан в муниципальную собственность г. Нижнего Новгорода, перечень домов утвержден распоряжением Правительства РФ от 13.08.2002 года N 1081-р. Право собственности в едином государственном реестре прав не зарегистрировано (л.д. 9).
05.12.2012 года К. обратилась в Администрацию Сормовского района г. Нижнего Новгорода с просьбой заключить договор социального найма жилого помещения.
Согласно ответа главы Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода от 14.12.2012 года К. было отказано в заключении договора социального найма жилого помещения поскольку не имеется законных оснований для предоставления помещения муниципального жилищного фонда военнослужащим, и истица не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода.
Спорное жилое помещение было распределено истице в связи с освобождением жилого помещения семьей военнослужащего Р.В.А., которому квартира была предоставлена исполнительным комитетом Советского районного Совета народных депутатов на основании ордера <.....> от <....> на семью из трех человек: жену Р.И.А. и сына Р.Д.В. на основании решения начальника гарнизона.
На основании приказа Министра обороны РФ N 1042 от 23.05.2012 года майора Р.В.А. исключили с 17.02.2012 года из списков личного состава Вооруженных Сил РФ в связи со смертью. На момент смерти Р.В.А. в спорной квартире были зарегистрированы члены семьи военнослужащего: его жена Р.И.А., сын Р.Д.В., дочь Р.М.В.
<....> между Р.И.А. и Администрацией Сормовского района г. Нижнего Новгорода, действующей от имени собственника жилого помещения Муниципального образования г. Нижнего Новгорода на основании распоряжения главы администрации Сормовского района от <....> <.....>-р, был заключен договор социального найма жилого помещения <.....> на вышеуказанную квартиру.
В настоящее время спорная квартира свободна.
Суд первой инстанции, выяснив все, имеющие значение для дела обстоятельства, исследовав все, представленные сторонами доказательства, пришел к правильному выводу о том, что исковые требования К. подлежат удовлетворению.
Принимая указанное решение, суд учел следующее.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), в том числе, путем обеспечения жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих.
В частности, такой порядок установлен п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с названной нормой в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Из содержания п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.
Жилищный фонд в Российской Федерации исходя из положений ст. 19 ЖК РФ включает в себя наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение военнослужащими жилой площади, ранее занимаемой военнослужащими и членами их семей.
Таким образом, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
К. является военнослужащей МО РФ войсковой части 54046, старшим прапорщиком, проходит действительную военную службу в Вооруженных Силах РФ в период с 1983 года по настоящее время, ее выслуга лет в календарном исчислении на момент распределения жилого помещения составляла более 29 лет, она имеет право на получение жилого помещения на общих основаниях для постоянного проживания, то есть, по договору социального найма.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований К., признав за ней право пользования спорным жилым помещением по договору социального найма и возложив на Администрацию Сормовского района г. Нижнего Новгорода обязанность заключить с ней договор социального найма.
Доводы апелляционной жалобы Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода о том, что истица не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода, не может быть принят во внимание, поскольку в силу п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, осуществляется в настоящее время вместо КЭЧ - ФГКУ Западное региональное Управление жилищного обеспечения Отдел N 2 г. Н.Новгорода. Кроме того, вопросы обеспечения военнослужащих и членов их семей, как граждан, проживающих на территории субъекта РФ, имеют общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами исполнительной власти соответствующего субъекта; законодатель предусмотрел такую форму обеспечения жильем военнослужащих как повторное заселение по правилам п. 5 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Доводы апелляционной жалобы ответчика на содержание принятого судом решения повлиять не могут, тем более, что все они судом первой инстанции были учтены при вынесении решения, им дана надлежащая оценка.
Оснований к отмене законного и обоснованного решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 20 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)