Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 10.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2834/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2013 г. по делу N 33-2834/2013


судья Симон Н.Б.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.
судей Тарасовой О.Н., Алешко О.Б.,
при секретаре Р.,
с участием прокурора Тимониной Д.С.
рассмотрела в открытом судебном апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 декабря 2012 года по делу по иску прокурора <адрес> в интересах Д.И. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н., судебная коллегия

установила:

Прокурор обратился в суд в интересах Д.И. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указал, что Д.И., *** года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать С. решением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ лишена родительских прав, отец Д.А. умер, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГ. Постановлением администрации Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ над несовершеннолетним Д.И. назначена опека. ДД.ММ.ГГ Д.И. окончил ***, после окончания обучения не обеспечен жилым помещением, при этом он не имеет ни закрепленного жилья, ни жилья в собственности.
ДД.ММ.ГГ Д.И. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени Д.И. жильем не обеспечен. В соответствии с действующим законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В связи с изложенным, прокурор просил обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Д.И. в г. Барнауле жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв. м.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 декабря 2012 года исковые требований удовлетворены.
Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязано предоставить Д.И. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах границ муниципального образования городской округ - г. Барнаул Алтайского края, общей площадью не менее 33 кв. м.
В апелляционной жалобе ответчик Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просит решение отменить, принять новое об отказе в иске. Указывает, что суд не учел, что Законом Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края" от 12.12.2006 г. N 136-ФЗ установлен порядок предоставления жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который в отношении Д.И. не соблюден. Так, Д.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ДД.ММ.ГГ, сведения об истце органом местного самоуправления были направлены в управление для включения в сводный реестр граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма государственного жилищного фонда Алтайского края ДД.ММ.ГГ, в связи с чем краевая адресная инвестиционная программа на 2012 год, в рамках которой происходит выделение бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждена без учета расходов на приобретение жилья для Д.И.
Требования о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма являются преждевременными, так как в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств краевого бюджета" жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, сформированный в соответствии с законом Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС после выделения средств из краевого бюджета и приобретения жилых помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Бюджетные ассигнования на приобретение жилья для истца управлению в 2012 году не выделены, а краевой жилищный фонд социального использования, пригодный для заселения истца отсутствует, денежных средств у управления на приобретение истцу жилья также не имеется.
Кроме того, в связи с изменением законодательства, с 01 января 2013 года лицам вышеуказанной категории установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем из специализированного жилого фонда. Федеральным законом от 15.02.2012 г. N 15-ФЗ с 01 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому в случае, если указанные лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и внесенные в список, на момент вступления в законную силу указанного закона не реализовали свое право на обеспечение жильем по договору социального найма до 01 января 2013 года, то они обеспечиваются жилыми помещениями по договору специализированного жилого помещения.
Поскольку действие Федерального закона N 15-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до 01 января 2013 года, то управление с указанного периода уполномочено предоставлять жилые помещения только по договору специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 27.12.2012 г. N 736.
В суде апелляционной инстанции прокурор возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие по делу, будучи надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, на заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили.
В соответствии с положениями ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело при данной явке.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Принимая обжалуемое решение, суд обоснованно исходил из того, что у Д.И., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения, имеется право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела и принятия решения) дети-сироты, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из положений п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела и принятия решения) следует, что обязанность предоставления жилого помещения возникает по окончании пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Материалами дела подтверждается, что Д.И., *** года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что Д.И. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи со смертью его отца ДД.ММ.ГГ.г, что подтверждается свидетельством о смерти серии <адрес> от ДД.ММ.ГГ, мать истца А. решением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ лишена родительских прав (л.д. 12, 13).
Постановлением администрации Центрального района г. Барнаула N *** от ДД.ММ.ГГ над несовершеннолетним Д.И. назначена опека (л.д. 11).
Согласно выписке из домовой книги Д.И. зарегистрирован по адресу <адрес>, принадлежащей Ф. (л.д. 9, 15, 16).
По информации, предоставленной комитетом по образованию администрации Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, Д.И., состоит на учете в комитете по образованию как не имеющий закрепленного жилого помещения (л.д. 31 оборот).
Согласно справке филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ ***, Д.И. не имеет жилых строений, помещений (л.д. 16).
Из содержания уведомления Управления Росеестра по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ *** следует, что в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок отсутствует регистрация прав Д.И. на какое-либо недвижимое имущество (л.д. 41).
Постановлением администрации Центрального района г. Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ Д.И. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на очередь среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 8, 22, 26).
ДД.ММ.ГГ Д.И. включен в сводный реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма государственного жилищного фонда Алтайского края (л.д. 18).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей в силу подп. 24 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Следовательно, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 5 закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края" (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела и принятия решения) (далее по тексту - закон Алтайского края N 136-ЗС) жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Что касается полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов, то они осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края; принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими; ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. ч. 1, 2, 4 ст. 4 закона Алтайского края N 136-ЗС).
Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма; на основании сводного реестра формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год; после получения всех необходимых документов, предусмотренных ч. 4 ст. 11 закона Алтайского края N 136-ЗС, рассматривает их в течение 15 рабочих дней и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч. ч. 1, 2 ст. 6, ч. 4 ст. 11 закона Алтайского края N 136-ЗС).

Таким образом, на Управление возложена обязанность по предоставлению жилья истцу во внеочередном порядке.
Пунктом 3 части 1 статьи 8 закона Алтайского края N 136-ЗС норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма для одиноко проживающего гражданина установлена в размере 33 квадратных метра общей площади.
Как было указано выше, ДД.ММ.ГГ Д.И. обратился с заявлением о признании его в качестве нуждающегося в жилом помещении и постановке на учет (л.д. 7), ДД.ММ.ГГ управлением он включен в сводный реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма государственного жилищного фонда Алтайского края (л.д. 18).
Однако в адресную инвестиционную программу по обеспечению жилым помещением истец на очередной финансовый год до настоящего времени не включен, решение, в нарушение ч. 4 ст. 11 закона Алтайского края N 136-ЗС о предоставлении Д.И. жилого помещения по договору социального найма не принято.
Таким образом, ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих своевременное исполнение возложенных на него обязанностей по внеочередному предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма.
Доводы жалобы об отсутствии бюджетных ассигнований для приобретения жилого помещения с целью предоставления его истцу по договору социального найма, не могут являться основанием для неисполнения органом государственной власти возложенных на него в силу закона обязанностей. Права Д.И., предоставленные ему вышеназванными законами, не могут быть поставлены в зависимость от распределения бюджетных средств в различные уровни бюджетной системы.
Не могут быть приняты во внимание и доводы апелляционной жалобы о том, что с 1 января 2013 года действует новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и истцу может быть предоставлено только жилье специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", часть 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в следующей редакции: "Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях".
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Между тем, возникновение спорных правоотношений сторон и принятие обжалуемого судебного решения от 20 декабря 2012 года имело место до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, то есть в период действия Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которыми установлен внеочередной порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, в том, числе, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оснований для применения Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ на день принятия решения у суда не имелось. Обратившись в суд с вышеуказанным иском, истец реализовал свое право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу вышеуказанного закона.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на нормах действующего законодательства и подтверждаются представленными доказательствами, а доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)