Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 20.02.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Байрамовой Н.Ю. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.11.2012 по делу N А09-4606/2012 (судья Запороженко Р.Е.), при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ИНН 3250057365, ОГРН 1043244052092) - Филилеева Ф.В. (доверенность от 09.01.2013 N 15-48/3), в отсутствие представителей индивидуального предпринимателя Лобунова Николая Федоровича (г. Брянск, ИНН 323500086651, ОГРН 304325426000138), третьих лиц - Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Управления по строительству и развитию территории города Брянска, Управления имущественных отношений Брянской области, извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
следующее.
Индивидуальный предприниматель Лобунов Николай Федорович (далее - заявитель, предприниматель, Лобунов Н.Ф.) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации права собственности на торговый павильон общей площадью 5, 7 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, пр-т Московский, остановка общественного транспорта "ул. Менжинского" от 30.01.2012 N 01/028/2011-212; об отказе в государственной регистрации права собственности на торговый павильон общей площадью 28, 5 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, пр-т Московский, остановка общественного транспорта "ул. Менжинского" от 31.01.2012 N 01/028/2011-204.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.11.2012 заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Лобунов Н.Ф. в материалы дела представил отзыв на доводы апелляционной жалобы, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 08.12.2011 предприниматель обратился в управление с заявлением от 08.12.2011 N 01/028/2011-204 о государственной регистрации права собственности на торговый павильон общей площадью 28, 5 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, пр. Московский, остановка общественного транспорта "ул. Менжинского". Предпринимателем представлены следующие документы: заявление по установленной форме, квитанция от 07.12.2011 N 62158811, кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 11.11.2011 N 2-13/1863, кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 24.04.2008 N 28/08-2-02458, постановление Брянской городской администрации от 26.12.2002 N 1242, распоряжение Брянской городской администрации от 18.11.2002 N 863-р, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 22.08.2003 N 25971, акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 21.11.2002, договор застройки земельного участка от 16.11.2001 N 51, заключение о техническом состоянии от 29.11.2011 N 2068-ПР, землеустроительное дело от 14.04.2008 N 21604. Данный факт подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от 08.12.2011.
К заявлению от 08.12.2011 N 01/028/2011-212 о государственной регистрации права собственности на торговый павильон общей площадью 5, 7 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, пр. Московский, остановка общественного транспорта "ул. Менжинского", приложены: квитанция от 07.12.2011 N 6215836, кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 11.11.2011 N 2-13/1864, кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости от 24.04.2008 N 28/08-2-02464, постановление Брянской городской администрации от 26.12.2002 N 1242, распоряжение Брянской городской администрации от 18.11.2002 N 863-р, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 22.08.2003 N 25971, акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 21.11.2002, договор застройки земельного участка от 16.11.2001 N 51, заключение о техническом состоянии от 29.11.2011 N 2068-ПР, землеустроительное дело от 14.04.2008 N 21604. Данный факт подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от 08.12.2011.
Согласно уведомлениям от 30.12.2011 управление приостановило государственную регистрацию прав на указанные объекты недвижимости сроком с 30.12.2011 по 30.01.2012.
Решениями от 30.01.2012 N 01/028/2011-212, от 31.01.2012 N 01/028/2011-204 управление отказало предпринимателю в государственной регистрации прав на указанные объекты на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В обоснование указанных решений управление ссылается на то, что среди документов, представленных при государственной регистрации торгового павильона площадью 5, 7 кв. м, отсутствует правоустанавливающий документ, соответствующий требованиям статьи 18 Закона N 122-ФЗ.
Между документами, представленными на регистрацию прав на торговый павильон площадью 28, 5 кв. м, и документами технического учета имеются противоречия. В нарушение статьи 18 Закона 122-ФЗ среди правоустанавливающих документов не представлены документы на заявленный к регистрации объект. Кроме того, срок использования земельного участка, предоставленного Лобунову Н.Ф. в аренду по договору от 22.08.2003 N 25971 на 5 лет для эксплуатации остановочного комплекса, истек.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Отношения, определяющие порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Законом N 122-ФЗ.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 122-ФЗ к компетенции федерального органа в области государственной регистрации относится, в частности, проверка действительности поданных заявителем документов; наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем (пункт 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Как установлено судом, 16.11.2001 предприниматель заключил с администрацией города Брянска договор застройки земельного участка N 51 под строительство остановочного комплекса с торговым павильоном и навесом для пассажиров по адресу: г. Брянск, проспект Московский, остановка общественного транспорта "улица Менжинского".
Государственной приемочной комиссией 21.11.2002 составлен акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта в отношении названного объекта.
Постановлением Брянской городской администрации от 26.12.2002 N 1242 "О вводе в эксплуатацию остановочного комплекса на остановке общественного транспорта "улица Менжинского" Лобунова Н.Ф. по проспекту Московскому в Фокинском районе" утвержден акт приемочной комиссии от 21.11.2002, указанный объект общей площадью 47, 6 кв. м введен в эксплуатацию.
Постановлением Брянской городской администрации от 24.01.2003 N 120 внесены изменения в постановление от 26.12.2002 N 1242, а именно: в пункте 2 слова "общей площадью 47, 6 кв. м" заменены словами "площадь застройки навеса 31, 9 кв. м, площадь павильона - 16, 4 кв. м".
Предпринимателем с Брянской городской администрации в лице комитета по земельным ресурсам и землеустройству 22.08.2003 заключен договор N 25871 аренды земельного участка с кадастровым номером 32:28:04 24 04 общей площадью 48,0 кв. м сроком на 5 лет. Названный договор зарегистрирован надлежащим образом.
На основании постановления Брянской городской администрации от 19.08.2004 N 2814-п за счет строительства пристройки Лобунову Н.Ф. разрешено расширение существующего торгового павильона продовольственных товаров на остановке общественного транспорта "улица Менжинского" по проспекту Московскому Фокинского района.
Ссылка управления на то, что договор аренды от 22.08.2003 земельного участка с кадастровым номером 32:28:04 24 04 не является документом, подтверждающим право пользования земельным участком в связи с истечением срока действия, правомерно отклонена судом первой инстанции в силу части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, согласно данной норме, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Как установлено судом, имеющимися в материалах дела квитанциями подтверждается, что предприниматель исполняет обязанности по уплате арендных платежей. Кроме того, земельный участок непосредственно используется предпринимателем. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Довод управления о том, что на спорные объекты может быть зарегистрировано право собственности только в составе остановочного комплекса, не нашел своего подтверждения.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, объектами кадастрового учета являются объекты недвижимости, в том числе здания, сооружения и помещения, при этом в отношении каждого объекта недвижимости в кадастр недвижимости вносятся сведения, перечисленные в пункте 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются, в частности, в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.
Согласно части 4 статьи 14 Закона N 221-ФЗ кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные названным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что кадастровый паспорт оформляется в отношении самостоятельного объекта недвижимости, обладающего уникальными идентификационными характеристиками, при этом в государственный кадастр также вносятся сведения о вещных правах на соответствующий объект недвижимости.
Так, согласно распискам от 08.12.2011 предпринимателем при подаче заявления о государственной регистрации права собственности на спорные объекты представлены кадастровые паспорта от 24.04.2008 N 28/08-2-02458 и N 28/08-2-02464 на земельные участки с кадастровыми номерами 32:28:042404:42 (площадью 41 кв. м) и 32:28:042404:43 (площадью 7, 0 кв. м) соответственно.
Кроме того, 09.11.2011 государственным унитарным предприятием "Брянскоблтехинвентаризация" выданы кадастровые паспорта на торговые павильоны площадью 28, 5 кв. м и 5, 7 кв. м.
Согласно заключению государственного унитарного предприятия "Брянскоблтехинвентаризация" от 29.11.2011 N 2068-ПР о техническом состоянии и возможности дальнейшего использования остановочного комплекса на остановке "улица Менжинского" (лит. А, лит. Б), расположенного по проспекту Московскому в Фокинском районе города Брянска, состояние основных конструкций указанного комплекса работоспособное и позволяет его дальнейшую эксплуатацию без угрозы жизни и здоровью людей. Названный комплекс является объектом капитального строительства. Спорные объекты имеют фундаменты бетонный ленточный и кирпичный ленточный, следовательно, обладают признаками недвижимого имущества.
В силу части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что спорные объекты являются самостоятельными объектами недвижимости, хотя и входят в состав остановочного комплекса.
Ссылка управления на положения пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации как основание для отказа в государственной регистрации спорных объектов является несостоятельной, поскольку Лобунов Н.Ф. в данном споре не претендует на приватизацию арендуемых им земельных участков, расположенных на землях общего пользования.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал недействительными решения управления от 30.01.2012 и 31.01.2012 об отказе в государственной регистрации, в связи с чем обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что договор аренды от 22.08.2003 земельного участка с кадастровым номером 32:28:04 24 04 не является документом, подтверждающим право пользования земельным участком в связи с истечением срока его действия, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка управления на то, что суд не принял во внимание пункт 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом, является несостоятельной.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", договор аренды здания, возобновленный на неопределенный срок, не нуждается в государственной регистрации, так как согласно пункту 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежит договор аренды здания, заключенный только на срок не менее одного года.
Ссылка управления на статью 42 Земельного кодекса Российской Федерации о недопустимости использования земельного участка не по целевому назначению является несостоятельной по следующим основаниям.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Как усматривается из договора аренды земельного участка от 22.08.2003 N 25971, категория земель, на которой расположены спорные объекты, относится к землям общего пользования (другие земли для удовлетворения нужд города). Целью предоставления земельного участка является эксплуатация остановочного комплекса.
Таким образом, размещение на арендуемых площадях спорных строений не противоречит ни целевому назначению (земли общего пользования), ни разрешенному использованию (эксплуатация остановочного комплекса).
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушения норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.11.2012 по делу N А09-4606/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.Ю.БАЙРАМОВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.02.2013 ПО ДЕЛУ N А09-4606/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. по делу N А09-4606/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 20.02.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Байрамовой Н.Ю. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.11.2012 по делу N А09-4606/2012 (судья Запороженко Р.Е.), при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ИНН 3250057365, ОГРН 1043244052092) - Филилеева Ф.В. (доверенность от 09.01.2013 N 15-48/3), в отсутствие представителей индивидуального предпринимателя Лобунова Николая Федоровича (г. Брянск, ИНН 323500086651, ОГРН 304325426000138), третьих лиц - Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Управления по строительству и развитию территории города Брянска, Управления имущественных отношений Брянской области, извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
следующее.
Индивидуальный предприниматель Лобунов Николай Федорович (далее - заявитель, предприниматель, Лобунов Н.Ф.) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации права собственности на торговый павильон общей площадью 5, 7 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, пр-т Московский, остановка общественного транспорта "ул. Менжинского" от 30.01.2012 N 01/028/2011-212; об отказе в государственной регистрации права собственности на торговый павильон общей площадью 28, 5 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, пр-т Московский, остановка общественного транспорта "ул. Менжинского" от 31.01.2012 N 01/028/2011-204.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.11.2012 заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Лобунов Н.Ф. в материалы дела представил отзыв на доводы апелляционной жалобы, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 08.12.2011 предприниматель обратился в управление с заявлением от 08.12.2011 N 01/028/2011-204 о государственной регистрации права собственности на торговый павильон общей площадью 28, 5 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, пр. Московский, остановка общественного транспорта "ул. Менжинского". Предпринимателем представлены следующие документы: заявление по установленной форме, квитанция от 07.12.2011 N 62158811, кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 11.11.2011 N 2-13/1863, кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 24.04.2008 N 28/08-2-02458, постановление Брянской городской администрации от 26.12.2002 N 1242, распоряжение Брянской городской администрации от 18.11.2002 N 863-р, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 22.08.2003 N 25971, акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 21.11.2002, договор застройки земельного участка от 16.11.2001 N 51, заключение о техническом состоянии от 29.11.2011 N 2068-ПР, землеустроительное дело от 14.04.2008 N 21604. Данный факт подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от 08.12.2011.
К заявлению от 08.12.2011 N 01/028/2011-212 о государственной регистрации права собственности на торговый павильон общей площадью 5, 7 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, пр. Московский, остановка общественного транспорта "ул. Менжинского", приложены: квитанция от 07.12.2011 N 6215836, кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 11.11.2011 N 2-13/1864, кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости от 24.04.2008 N 28/08-2-02464, постановление Брянской городской администрации от 26.12.2002 N 1242, распоряжение Брянской городской администрации от 18.11.2002 N 863-р, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 22.08.2003 N 25971, акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 21.11.2002, договор застройки земельного участка от 16.11.2001 N 51, заключение о техническом состоянии от 29.11.2011 N 2068-ПР, землеустроительное дело от 14.04.2008 N 21604. Данный факт подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от 08.12.2011.
Согласно уведомлениям от 30.12.2011 управление приостановило государственную регистрацию прав на указанные объекты недвижимости сроком с 30.12.2011 по 30.01.2012.
Решениями от 30.01.2012 N 01/028/2011-212, от 31.01.2012 N 01/028/2011-204 управление отказало предпринимателю в государственной регистрации прав на указанные объекты на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В обоснование указанных решений управление ссылается на то, что среди документов, представленных при государственной регистрации торгового павильона площадью 5, 7 кв. м, отсутствует правоустанавливающий документ, соответствующий требованиям статьи 18 Закона N 122-ФЗ.
Между документами, представленными на регистрацию прав на торговый павильон площадью 28, 5 кв. м, и документами технического учета имеются противоречия. В нарушение статьи 18 Закона 122-ФЗ среди правоустанавливающих документов не представлены документы на заявленный к регистрации объект. Кроме того, срок использования земельного участка, предоставленного Лобунову Н.Ф. в аренду по договору от 22.08.2003 N 25971 на 5 лет для эксплуатации остановочного комплекса, истек.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Отношения, определяющие порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Законом N 122-ФЗ.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 122-ФЗ к компетенции федерального органа в области государственной регистрации относится, в частности, проверка действительности поданных заявителем документов; наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем (пункт 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Как установлено судом, 16.11.2001 предприниматель заключил с администрацией города Брянска договор застройки земельного участка N 51 под строительство остановочного комплекса с торговым павильоном и навесом для пассажиров по адресу: г. Брянск, проспект Московский, остановка общественного транспорта "улица Менжинского".
Государственной приемочной комиссией 21.11.2002 составлен акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта в отношении названного объекта.
Постановлением Брянской городской администрации от 26.12.2002 N 1242 "О вводе в эксплуатацию остановочного комплекса на остановке общественного транспорта "улица Менжинского" Лобунова Н.Ф. по проспекту Московскому в Фокинском районе" утвержден акт приемочной комиссии от 21.11.2002, указанный объект общей площадью 47, 6 кв. м введен в эксплуатацию.
Постановлением Брянской городской администрации от 24.01.2003 N 120 внесены изменения в постановление от 26.12.2002 N 1242, а именно: в пункте 2 слова "общей площадью 47, 6 кв. м" заменены словами "площадь застройки навеса 31, 9 кв. м, площадь павильона - 16, 4 кв. м".
Предпринимателем с Брянской городской администрации в лице комитета по земельным ресурсам и землеустройству 22.08.2003 заключен договор N 25871 аренды земельного участка с кадастровым номером 32:28:04 24 04 общей площадью 48,0 кв. м сроком на 5 лет. Названный договор зарегистрирован надлежащим образом.
На основании постановления Брянской городской администрации от 19.08.2004 N 2814-п за счет строительства пристройки Лобунову Н.Ф. разрешено расширение существующего торгового павильона продовольственных товаров на остановке общественного транспорта "улица Менжинского" по проспекту Московскому Фокинского района.
Ссылка управления на то, что договор аренды от 22.08.2003 земельного участка с кадастровым номером 32:28:04 24 04 не является документом, подтверждающим право пользования земельным участком в связи с истечением срока действия, правомерно отклонена судом первой инстанции в силу части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, согласно данной норме, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Как установлено судом, имеющимися в материалах дела квитанциями подтверждается, что предприниматель исполняет обязанности по уплате арендных платежей. Кроме того, земельный участок непосредственно используется предпринимателем. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Довод управления о том, что на спорные объекты может быть зарегистрировано право собственности только в составе остановочного комплекса, не нашел своего подтверждения.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, объектами кадастрового учета являются объекты недвижимости, в том числе здания, сооружения и помещения, при этом в отношении каждого объекта недвижимости в кадастр недвижимости вносятся сведения, перечисленные в пункте 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются, в частности, в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.
Согласно части 4 статьи 14 Закона N 221-ФЗ кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные названным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что кадастровый паспорт оформляется в отношении самостоятельного объекта недвижимости, обладающего уникальными идентификационными характеристиками, при этом в государственный кадастр также вносятся сведения о вещных правах на соответствующий объект недвижимости.
Так, согласно распискам от 08.12.2011 предпринимателем при подаче заявления о государственной регистрации права собственности на спорные объекты представлены кадастровые паспорта от 24.04.2008 N 28/08-2-02458 и N 28/08-2-02464 на земельные участки с кадастровыми номерами 32:28:042404:42 (площадью 41 кв. м) и 32:28:042404:43 (площадью 7, 0 кв. м) соответственно.
Кроме того, 09.11.2011 государственным унитарным предприятием "Брянскоблтехинвентаризация" выданы кадастровые паспорта на торговые павильоны площадью 28, 5 кв. м и 5, 7 кв. м.
Согласно заключению государственного унитарного предприятия "Брянскоблтехинвентаризация" от 29.11.2011 N 2068-ПР о техническом состоянии и возможности дальнейшего использования остановочного комплекса на остановке "улица Менжинского" (лит. А, лит. Б), расположенного по проспекту Московскому в Фокинском районе города Брянска, состояние основных конструкций указанного комплекса работоспособное и позволяет его дальнейшую эксплуатацию без угрозы жизни и здоровью людей. Названный комплекс является объектом капитального строительства. Спорные объекты имеют фундаменты бетонный ленточный и кирпичный ленточный, следовательно, обладают признаками недвижимого имущества.
В силу части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что спорные объекты являются самостоятельными объектами недвижимости, хотя и входят в состав остановочного комплекса.
Ссылка управления на положения пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации как основание для отказа в государственной регистрации спорных объектов является несостоятельной, поскольку Лобунов Н.Ф. в данном споре не претендует на приватизацию арендуемых им земельных участков, расположенных на землях общего пользования.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал недействительными решения управления от 30.01.2012 и 31.01.2012 об отказе в государственной регистрации, в связи с чем обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что договор аренды от 22.08.2003 земельного участка с кадастровым номером 32:28:04 24 04 не является документом, подтверждающим право пользования земельным участком в связи с истечением срока его действия, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка управления на то, что суд не принял во внимание пункт 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом, является несостоятельной.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", договор аренды здания, возобновленный на неопределенный срок, не нуждается в государственной регистрации, так как согласно пункту 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежит договор аренды здания, заключенный только на срок не менее одного года.
Ссылка управления на статью 42 Земельного кодекса Российской Федерации о недопустимости использования земельного участка не по целевому назначению является несостоятельной по следующим основаниям.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Как усматривается из договора аренды земельного участка от 22.08.2003 N 25971, категория земель, на которой расположены спорные объекты, относится к землям общего пользования (другие земли для удовлетворения нужд города). Целью предоставления земельного участка является эксплуатация остановочного комплекса.
Таким образом, размещение на арендуемых площадях спорных строений не противоречит ни целевому назначению (земли общего пользования), ни разрешенному использованию (эксплуатация остановочного комплекса).
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушения норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.11.2012 по делу N А09-4606/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.Ю.БАЙРАМОВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)