Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Абащенков О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.
судей областного суда Сокова А.В., Петраковой Н.П.
с участием прокурора Бойкачевой О.А.
при секретаре Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2013 года по докладу судьи Зубковой Т.И. дело по апелляционной жалобе Брянской городской администрации на решение Советского районного суда г. Брянска от 21 июня 2013 года по делу по иску прокурора Фокинского района г. Брянска в защиту интересов ФИО1 к Брянской городской администрации о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
установила:
Прокурор Фокинского района г. Брянска обратился в суд с иском к Брянской городской администрации в защиту интересов ФИО1, <...> г. рождения, об обязании предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В обоснование иска указал, что ФИО1, страдающий заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановление Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378 и состоящий в администрации Фокинского района г. Брянска с 03.10.1994 года в списках льготной очереди внеочередного предоставления жилой площади в связи с заболеванием, имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Вместе с тем, жилое помещение вне очереди до настоящего времени не предоставлено.
Ссылаясь на эти обстоятельства, прокурор просил суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма в черте г. Брянска общей площадью не менее нормы предоставления.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 21 июня 2013 г. исковые требования удовлетворены. Суд обязал Брянскую городскую администрацию предоставить во внеочередном порядке ФИО1 жилое помещение по договору социального найма в черте г. Брянска общей площадью не менее нормы представления.
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Брянская городская администрация как орган местного самоуправления не наделена в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний; бюджет муниципального образования не предусматривает средств для реализации прав граждан указанной категории.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор, участвующий в деле, просил решение суда оставить без изменения.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Зубковой Т.И., возражения прокурора, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 25,3 кв. м, также по данному адресу зарегистрированы: ФИО5, ФИО6 и ФИО7. Согласно уведомления Управления Росреестра по Брянской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о принадлежности ему на праве собственности жилого помещения отсутствуют (л.д. 16).
ФИО1 страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года совместное проживание в одной квартире с ним не возможно и он имеет право на дополнительную жилую площадь (л.д. 11).
На основании решения администрации Фокинского района г. Брянска N 837 от 03.10.1994 года он принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, значится в списках льготной очереди внеочередного предоставления жилой площади в связи с заболеванием, имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма (л.д. 24, 25).
В соответствии с п. 3 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются ... являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пп. 3 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются ... гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В связи с тем, что ФИО1 страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, суд обоснованно признал его нуждающимся в улучшении жилищных условий, и имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения. При этом суд пришел к правильному выводу о том, что жилье ему должно быть предоставлено Брянского городской администрацией.
В соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
По смыслу Определения Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность предоставления этой категории граждан жилого помещения не возложена на органы муниципального образования, необоснованны.
В отношении категории лиц, к которой относится ФИО1, вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем, на Администрацию Брянской области не может быть возложена обязанность по предоставлению истцу жилого помещения из государственного жилищного фонда. При этом отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан из государственного жилищного фонда, не может лишить данных граждан на получение жилья вне очереди, поэтому к данным правоотношениям должны применяться нормы п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, регулирующей предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
При этом следует учесть, что в соответствии с п. п. 2.1 и 1.6 Положения о порядке заключения договора социального найма жилого помещения на территории города Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 18 июня 2005 г. N 2461-п, Брянская городская администрация производит распределение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, принимает соответствующие постановления и направляет их в администрации районов в г. Брянске; постановление Брянской городской администрации о распределении жилого помещения и распоряжение администрации района в г. Брянске о персональном распределении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, являются единственным основанием для заключения договора социального найма.
Принимая во внимание, что распределение жилых помещений по договорам социального найма осуществляется на основании акта органа местного самоуправления, суд обоснованно возложил обязанности по предоставлению жилого помещения на Брянскую городскую администрацию.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает решение суда законным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 21 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.ЗУБКОВА
Судьи
областного суда
А.В.СОКОВ
Н.П.ПЕТРАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.08.2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2013 года
Судья: Абащенков О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.
судей областного суда Сокова А.В., Петраковой Н.П.
с участием прокурора Бойкачевой О.А.
при секретаре Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2013 года по докладу судьи Зубковой Т.И. дело по апелляционной жалобе Брянской городской администрации на решение Советского районного суда г. Брянска от 21 июня 2013 года по делу по иску прокурора Фокинского района г. Брянска в защиту интересов ФИО1 к Брянской городской администрации о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
установила:
Прокурор Фокинского района г. Брянска обратился в суд с иском к Брянской городской администрации в защиту интересов ФИО1, <...> г. рождения, об обязании предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В обоснование иска указал, что ФИО1, страдающий заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановление Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378 и состоящий в администрации Фокинского района г. Брянска с 03.10.1994 года в списках льготной очереди внеочередного предоставления жилой площади в связи с заболеванием, имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Вместе с тем, жилое помещение вне очереди до настоящего времени не предоставлено.
Ссылаясь на эти обстоятельства, прокурор просил суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма в черте г. Брянска общей площадью не менее нормы предоставления.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 21 июня 2013 г. исковые требования удовлетворены. Суд обязал Брянскую городскую администрацию предоставить во внеочередном порядке ФИО1 жилое помещение по договору социального найма в черте г. Брянска общей площадью не менее нормы представления.
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Брянская городская администрация как орган местного самоуправления не наделена в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний; бюджет муниципального образования не предусматривает средств для реализации прав граждан указанной категории.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор, участвующий в деле, просил решение суда оставить без изменения.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Зубковой Т.И., возражения прокурора, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 25,3 кв. м, также по данному адресу зарегистрированы: ФИО5, ФИО6 и ФИО7. Согласно уведомления Управления Росреестра по Брянской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о принадлежности ему на праве собственности жилого помещения отсутствуют (л.д. 16).
ФИО1 страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года совместное проживание в одной квартире с ним не возможно и он имеет право на дополнительную жилую площадь (л.д. 11).
На основании решения администрации Фокинского района г. Брянска N 837 от 03.10.1994 года он принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, значится в списках льготной очереди внеочередного предоставления жилой площади в связи с заболеванием, имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма (л.д. 24, 25).
В соответствии с п. 3 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются ... являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пп. 3 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются ... гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В связи с тем, что ФИО1 страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, суд обоснованно признал его нуждающимся в улучшении жилищных условий, и имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения. При этом суд пришел к правильному выводу о том, что жилье ему должно быть предоставлено Брянского городской администрацией.
В соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
По смыслу Определения Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность предоставления этой категории граждан жилого помещения не возложена на органы муниципального образования, необоснованны.
В отношении категории лиц, к которой относится ФИО1, вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем, на Администрацию Брянской области не может быть возложена обязанность по предоставлению истцу жилого помещения из государственного жилищного фонда. При этом отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан из государственного жилищного фонда, не может лишить данных граждан на получение жилья вне очереди, поэтому к данным правоотношениям должны применяться нормы п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, регулирующей предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
При этом следует учесть, что в соответствии с п. п. 2.1 и 1.6 Положения о порядке заключения договора социального найма жилого помещения на территории города Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 18 июня 2005 г. N 2461-п, Брянская городская администрация производит распределение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, принимает соответствующие постановления и направляет их в администрации районов в г. Брянске; постановление Брянской городской администрации о распределении жилого помещения и распоряжение администрации района в г. Брянске о персональном распределении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, являются единственным основанием для заключения договора социального найма.
Принимая во внимание, что распределение жилых помещений по договорам социального найма осуществляется на основании акта органа местного самоуправления, суд обоснованно возложил обязанности по предоставлению жилого помещения на Брянскую городскую администрацию.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает решение суда законным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 21 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.ЗУБКОВА
Судьи
областного суда
А.В.СОКОВ
Н.П.ПЕТРАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)