Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ефремов С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего - Апалькова А.М.,
судей - Брынцевой Н.В., Барковой Н.Н.,
при секретаре - С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску У. к Администрации г. Суджа Курской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
поступившее по апелляционной жалобе представителя истца У. - Ч. на решение Суджанского районного суда Курской области от 10 декабря 2012 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении иска У. к Администрации г. Суджа о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Брынцевой Н.В., судебная коллегия
установила:
У. обратился в суд с иском к Администрации г. Суджа Курской области о предоставлении вне очереди отдельной квартиры в г. Суджа на семью из двух человек, площадью не менее <данные изъяты> кв. м, на условиях социального найма, ссылаясь на то, что <данные изъяты> занимаемая им на основании договора социального найма квартира <данные изъяты> уничтожена в результате пожара. Он неоднократно обращался в администрацию г. Суджи с просьбой о предоставлении другого жилья, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, полагает, что имеет право на предоставление жилья вне очереди.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца У. - Ч. просит об отмене решения суда, как необоснованного и незаконного.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца У. - Ч., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя ответчика Администрации г. Суджа Курской области Д., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
На основании ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения договору социального найма предоставляются гражданам, состоявшим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что указано в определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 г. N 551-О-О.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ относит граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, У. является нанимателем квартиры <данные изъяты> на основании договора социального найма жилого помещения от <данные изъяты> Кроме него в квартире в качестве члена семьи нанимателя проживал и зарегистрирован его брат Л.
В результате произошедшего <данные изъяты> возгорания многоквартирного жилого дома квартира, в которой проживал истец, пострадала от пожара.
Заключением межведомственной комиссии от <данные изъяты> занимаемое У. жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания.
Как усматривается из материалов дела, в том числе из сообщения Администрации г. Суджа от <данные изъяты>, акта о передаче ключей от имущества МО "город Суджа" от <данные изъяты> У. была предоставлена для временного проживания комната <данные изъяты> расположенная по адресу: <данные изъяты> однако от получения ключей от данной комнаты и заселения в нее истец отказался.
У. обратился с заявлением в Администрацию г. Суджа о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, на что ему было предложено предоставить необходимый пакет документов для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. Однако согласно материалам дела и исходя из пояснений представителя ответчика в суде апелляционной инстанции, до настоящего времени необходимые документы истцом представлены не были, на учете в качестве нуждающегося он не состоит, в установленном законом порядке малоимущим не признан.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных к Администрации г. Суджа Курской области исковых требований, суд первой инстанции в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и имеющимися доказательствами, оцененными в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, правильно исходил из того, что в соответствии ч. 2 ст. 49 и ст. 57 ЖК РФ обязанность по обеспечению жильем У., не признанного по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и при отсутствии доказательств признания его малоимущим, не может возлагаться на органы местного самоуправления.
Как следует из разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 г. N 1563-О-О, Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
В статьях 12 - 14 Жилищного кодекса РФ разграничены полномочия органов государственной власти (как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации) и органов местного самоуправления.
В силу п. 3 и 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Из ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ следует, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В связи с изложенным, исходя из системного толкования вышеприведенных норм материального права, внеочередное предоставление истцу как гражданину, жилое помещение которого признано в установленном порядке непригодными для проживания, благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры по договору социального найма выходит за пределы полномочий органа местного самоуправления, не входящего в систему органов государственной власти, наделенного собственными полномочиями, которые реализуются за счет средств местного бюджета.
Потому судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии у У. права на предоставление жилого помещения вне очереди, поскольку в силу ч. ч. 3 и 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ истец относится к иным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ и законом субъекта РФ, которым жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления только в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, а ответчик по делу - Администрация г. Суджа Курской области, как орган местного самоуправления, данными полномочиями не наделен.
Довод апелляционной жалобы о том, что статус малоимущего не имеет правового значения при принятии решения о предоставлении У. жилья по указанному основанию, является необоснованным, поскольку такие условия предоставления жилого помещения прямо следуют из положений закона.
Указание в апелляционной жалобе на то, что У. органом местного самоуправления был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилых помещений, судебная коллегия находит несостоятельным. Данное обстоятельство материалами дела не подтверждается, каких-либо доказательств этого в апелляционной жалобе не содержится, и не представлено их представителем истца У. - Ч. в суде апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны заявленным требованиям, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы на законность и обоснованность вынесенного по делу судебного постановления не влияют, поскольку не содержат оснований для принятия иного решения по делу.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, мотивированы в решении. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, признаваемых законом основаниями к отмене судебных постановлений, не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда и, соответственно, для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Суджанского районного суда Курской области от 10 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя У. - Ч. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-330-2013Г.
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. по делу N 33-330-2013г.
Судья: Ефремов С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего - Апалькова А.М.,
судей - Брынцевой Н.В., Барковой Н.Н.,
при секретаре - С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску У. к Администрации г. Суджа Курской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
поступившее по апелляционной жалобе представителя истца У. - Ч. на решение Суджанского районного суда Курской области от 10 декабря 2012 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении иска У. к Администрации г. Суджа о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Брынцевой Н.В., судебная коллегия
установила:
У. обратился в суд с иском к Администрации г. Суджа Курской области о предоставлении вне очереди отдельной квартиры в г. Суджа на семью из двух человек, площадью не менее <данные изъяты> кв. м, на условиях социального найма, ссылаясь на то, что <данные изъяты> занимаемая им на основании договора социального найма квартира <данные изъяты> уничтожена в результате пожара. Он неоднократно обращался в администрацию г. Суджи с просьбой о предоставлении другого жилья, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, полагает, что имеет право на предоставление жилья вне очереди.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца У. - Ч. просит об отмене решения суда, как необоснованного и незаконного.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца У. - Ч., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя ответчика Администрации г. Суджа Курской области Д., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
На основании ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения договору социального найма предоставляются гражданам, состоявшим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что указано в определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 г. N 551-О-О.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ относит граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, У. является нанимателем квартиры <данные изъяты> на основании договора социального найма жилого помещения от <данные изъяты> Кроме него в квартире в качестве члена семьи нанимателя проживал и зарегистрирован его брат Л.
В результате произошедшего <данные изъяты> возгорания многоквартирного жилого дома квартира, в которой проживал истец, пострадала от пожара.
Заключением межведомственной комиссии от <данные изъяты> занимаемое У. жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания.
Как усматривается из материалов дела, в том числе из сообщения Администрации г. Суджа от <данные изъяты>, акта о передаче ключей от имущества МО "город Суджа" от <данные изъяты> У. была предоставлена для временного проживания комната <данные изъяты> расположенная по адресу: <данные изъяты> однако от получения ключей от данной комнаты и заселения в нее истец отказался.
У. обратился с заявлением в Администрацию г. Суджа о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, на что ему было предложено предоставить необходимый пакет документов для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. Однако согласно материалам дела и исходя из пояснений представителя ответчика в суде апелляционной инстанции, до настоящего времени необходимые документы истцом представлены не были, на учете в качестве нуждающегося он не состоит, в установленном законом порядке малоимущим не признан.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных к Администрации г. Суджа Курской области исковых требований, суд первой инстанции в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и имеющимися доказательствами, оцененными в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, правильно исходил из того, что в соответствии ч. 2 ст. 49 и ст. 57 ЖК РФ обязанность по обеспечению жильем У., не признанного по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и при отсутствии доказательств признания его малоимущим, не может возлагаться на органы местного самоуправления.
Как следует из разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 г. N 1563-О-О, Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
В статьях 12 - 14 Жилищного кодекса РФ разграничены полномочия органов государственной власти (как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации) и органов местного самоуправления.
В силу п. 3 и 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Из ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ следует, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В связи с изложенным, исходя из системного толкования вышеприведенных норм материального права, внеочередное предоставление истцу как гражданину, жилое помещение которого признано в установленном порядке непригодными для проживания, благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры по договору социального найма выходит за пределы полномочий органа местного самоуправления, не входящего в систему органов государственной власти, наделенного собственными полномочиями, которые реализуются за счет средств местного бюджета.
Потому судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии у У. права на предоставление жилого помещения вне очереди, поскольку в силу ч. ч. 3 и 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ истец относится к иным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ и законом субъекта РФ, которым жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления только в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, а ответчик по делу - Администрация г. Суджа Курской области, как орган местного самоуправления, данными полномочиями не наделен.
Довод апелляционной жалобы о том, что статус малоимущего не имеет правового значения при принятии решения о предоставлении У. жилья по указанному основанию, является необоснованным, поскольку такие условия предоставления жилого помещения прямо следуют из положений закона.
Указание в апелляционной жалобе на то, что У. органом местного самоуправления был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилых помещений, судебная коллегия находит несостоятельным. Данное обстоятельство материалами дела не подтверждается, каких-либо доказательств этого в апелляционной жалобе не содержится, и не представлено их представителем истца У. - Ч. в суде апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны заявленным требованиям, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы на законность и обоснованность вынесенного по делу судебного постановления не влияют, поскольку не содержат оснований для принятия иного решения по делу.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, мотивированы в решении. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, признаваемых законом основаниями к отмене судебных постановлений, не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда и, соответственно, для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Суджанского районного суда Курской области от 10 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя У. - Ч. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)