Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья суда первой инстанции: М.А. Серов
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарева,
судей Е.Н. Неретиной, И.П. Козлова,
при секретаре Ч.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи А.Н. Пономарева
дело по апелляционной жалобе В.С.Н., В.С.М., В.М.С., В.О.С.
на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 4 июня 2013 года по делу по заявлению В.С.Н., В.С.М., В.М.С., В.О.С., действующей также в интересах несовершеннолетней В.С.А., к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об отмене распоряжения N У57-5840 от 9 декабря 2011 года об отказе в признании малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и постановке на жилищный учет,
которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
В.С.Н., В.С.М., В.М.С., В.О.С., действующая также в интересах несовершеннолетней В.С.А., обратились в суд с указанным выше заявлением, полагая нарушенными их права упомянутым распоряжением быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 4 июня 2013 года постановлено: в удовлетворении всех требований В.С.Н. В.С.М., В.М.С., В.О.С. за себя и в интересах несовершеннолетней В.С.А., об отмене распоряжения N У57-5840 от 9 декабря 2011 года Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, подписанное начальником Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Западном административном округе Ф., которым отказано в признании их малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и постановке на жилищный учет, отказать полностью.
В апелляционной жалобе В.С.Н., В.С.М., В.М.С., В.О.С. ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии В.С.Н. и его представитель адвокат Р.Л. Плуговенко по ордеру от 15 августа 2013 года, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав В.С.Н., его представителя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции по настоящему делу.
Из обстоятельств дела усматривается, что Распоряжением начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Западном административном округе Ф. N У57-5840 от 9 декабря 2011 года семье В.С.Н. отказано в признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со ссылкой на непредставление ими документов, предусмотренных ст. 11 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилое помещение".
Разъясняя данное Распоряжение зам. начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ЗАО В.А.Э. в письме от 12 января 2012 года сообщил, что в соответствии с решением суда семья В.С.Н. подлежит выселению из занимаемой квартиры.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ заявители не представили никаких документов, свидетельствующих о том, что они проживают в Москве по месту жительства. Само по себе пребывание в жилом помещении без каких-либо законных оснований, в нарушение вступившего в законную силу решения суда о выселении, свидетельствует о том, что заявители не являются жителями города Москвы и не проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях.
При таком положении суд исходил из того, что в нарушение ч. 1 ст. 11, ст. 7 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" заявители не представили документов в подтверждение проживания в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Изложенное, по мнению суда, в силу ч. 1 ст. 12 указанного Закона N 29 давало правовые основания для отказа в признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).
Установленный ст. 51 Жилищного кодекса РФ порядок предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 3 - 5, 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч. 3).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (ч. 4).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган (ч. 5).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 6).
Кроме того, частями 1 и 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения обжалуемого распоряжения) устанавливалось, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что заявители в связи с вступившим законную силу решением о их выселении без предоставления другого жилого помещения относятся к категории лиц, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника.
Таким образом, заявители относятся к категории лиц, которая предусмотрена ст. 51 Жилищного кодекса РФ, регулирующей основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При этом из материалов дела усматривается, что обжалуемое Распоряжение не соответствует требованиям ст. 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку в нем отсутствует вывод о том, что заявителями представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суждение в решении о том, что в Распоряжении правильно указано на непредставление заявителями документов, предусмотренных ст. 11 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", судебная коллегия признает неправильным, поскольку в Распоряжении отсутствуют указания на то, какие именно документы из поименованных в Законе не были представлены.
Суд в этой части, обосновывая законность Распоряжения, исходил из того, что заявители не являются жителями г. Москвы и не проживают в г. Москве на законных основаниях, в то время как согласно ст. 7 названного Закона г. Москвы одним из необходимых условий для признания заявителей нуждающимися в улучшении жилищных условий является то, что они проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Между тем, из обстоятельств дела усматривается, что В.С.Н. и члены его семьи этим критериям Закона соответствуют.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с протоколом N 1 Жилищной комиссии ГУВД г. Москвы и выданного на его основании ордера N 6995 от 21 марта 1994 года участковому уполномоченному В.С.Н. в связи с работой в органах внутренних дел на семью из четырех человек, включая В.С.М., В.М.С., В.О.С., временно, на период работы в ГУВД г. Москвы, предоставлена трехкомнатная квартира 27 в доме ** по ул. ** г. Москвы.
На тот момент ГУВД г. Москвы являлась владельцем указанной квартиры на основании договора аренды, право на заключение которого возникло в соответствии с Распоряжением Премьера Правительства г. Москвы от 12 февраля 1993 года N 224-РП.
Приказом зам. Начальника ГУВД г. Москвы N 567 от 14 июля 1993 года паспортному столу ОВД "Солнцево" предписано осуществлять постоянную прописку сотрудников ГУВД г. Москвы, проживающих в указанном доме, по истечении трех лет работы в органах внутренних дел.
В соответствии с названным Приказом семья В.С.Н. была зарегистрирована в предоставленной им в установленном законом порядке квартире по месту жительства.
В связи с истечением срока аренды дома и на основании Распоряжения Премьера Правительства г. Москвы от 1 марта 1996 года N 191-РП указанный дом передан в ведение Миграционного центра "Востряково". Префектуре ЗАО г. Москвы совместно с ГУВД г. Москвы поручено произвести отселение проживающих сотрудников до 1 января 1997 года.
Однако семья В.С.Н. от переселения в общежитие отказалась.
Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 18 мая 1998 года в удовлетворении иска о выселении к семье В.С.Н. отказано.
14 мая 2001 года в соответствии с договором, заключенным между Комитетом по делам внутренней миграции при Правительстве г. Москвы и ГУВД г. Москвы, семье В.С.Н. во временное пользование, на срок исполнения им служебных обязанностей, предоставлено занимаемое им ранее жилое помещение.
В 2007 году В.С.Н. уволен из органов внутренних дел по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 24 июня 2008 года В.С.Н. отказано в удовлетворении иска к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании права на указанное жилое помещение, обязании заключить договор социального найма.
На основании решения Солнцевского районного суда г. Москвы, вступившего в законную силу 24 июня 2010 года, семья В.С.Н. подлежит выселению из занимаемой квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Однако до настоящего времени указанное решение суда о выселении не исполнено, заявители остаются зарегистрированными по месту жительства в ранее предоставленной им на законных основаниях квартире.
При таком положении решение суда подлежит отмене, поскольку заявление, в удовлетворении которого было отказано, является обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о возможности вынесения по настоящему делу нового решения об удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329, п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 4 июня 2013 года отменить и вынести новое решение, которым признать незаконным распоряжение начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Западном административном округе Ф. N У57-5840 от 9 декабря 2011 года, которым семье В.С.Н. отказано в признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы рассмотреть по существу заявление В.С.Н., В.С.М., В.М.С., В.О.С. о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 28.08.2013 ПО ДЕЛУ N 11-27889
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 августа 2013 г. по делу N 11-27889
судья суда первой инстанции: М.А. Серов
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарева,
судей Е.Н. Неретиной, И.П. Козлова,
при секретаре Ч.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи А.Н. Пономарева
дело по апелляционной жалобе В.С.Н., В.С.М., В.М.С., В.О.С.
на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 4 июня 2013 года по делу по заявлению В.С.Н., В.С.М., В.М.С., В.О.С., действующей также в интересах несовершеннолетней В.С.А., к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об отмене распоряжения N У57-5840 от 9 декабря 2011 года об отказе в признании малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и постановке на жилищный учет,
которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
В.С.Н., В.С.М., В.М.С., В.О.С., действующая также в интересах несовершеннолетней В.С.А., обратились в суд с указанным выше заявлением, полагая нарушенными их права упомянутым распоряжением быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 4 июня 2013 года постановлено: в удовлетворении всех требований В.С.Н. В.С.М., В.М.С., В.О.С. за себя и в интересах несовершеннолетней В.С.А., об отмене распоряжения N У57-5840 от 9 декабря 2011 года Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, подписанное начальником Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Западном административном округе Ф., которым отказано в признании их малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и постановке на жилищный учет, отказать полностью.
В апелляционной жалобе В.С.Н., В.С.М., В.М.С., В.О.С. ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии В.С.Н. и его представитель адвокат Р.Л. Плуговенко по ордеру от 15 августа 2013 года, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав В.С.Н., его представителя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции по настоящему делу.
Из обстоятельств дела усматривается, что Распоряжением начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Западном административном округе Ф. N У57-5840 от 9 декабря 2011 года семье В.С.Н. отказано в признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со ссылкой на непредставление ими документов, предусмотренных ст. 11 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилое помещение".
Разъясняя данное Распоряжение зам. начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ЗАО В.А.Э. в письме от 12 января 2012 года сообщил, что в соответствии с решением суда семья В.С.Н. подлежит выселению из занимаемой квартиры.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ заявители не представили никаких документов, свидетельствующих о том, что они проживают в Москве по месту жительства. Само по себе пребывание в жилом помещении без каких-либо законных оснований, в нарушение вступившего в законную силу решения суда о выселении, свидетельствует о том, что заявители не являются жителями города Москвы и не проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях.
При таком положении суд исходил из того, что в нарушение ч. 1 ст. 11, ст. 7 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" заявители не представили документов в подтверждение проживания в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Изложенное, по мнению суда, в силу ч. 1 ст. 12 указанного Закона N 29 давало правовые основания для отказа в признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).
Установленный ст. 51 Жилищного кодекса РФ порядок предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 3 - 5, 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч. 3).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (ч. 4).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган (ч. 5).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 6).
Кроме того, частями 1 и 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения обжалуемого распоряжения) устанавливалось, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что заявители в связи с вступившим законную силу решением о их выселении без предоставления другого жилого помещения относятся к категории лиц, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника.
Таким образом, заявители относятся к категории лиц, которая предусмотрена ст. 51 Жилищного кодекса РФ, регулирующей основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При этом из материалов дела усматривается, что обжалуемое Распоряжение не соответствует требованиям ст. 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку в нем отсутствует вывод о том, что заявителями представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суждение в решении о том, что в Распоряжении правильно указано на непредставление заявителями документов, предусмотренных ст. 11 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", судебная коллегия признает неправильным, поскольку в Распоряжении отсутствуют указания на то, какие именно документы из поименованных в Законе не были представлены.
Суд в этой части, обосновывая законность Распоряжения, исходил из того, что заявители не являются жителями г. Москвы и не проживают в г. Москве на законных основаниях, в то время как согласно ст. 7 названного Закона г. Москвы одним из необходимых условий для признания заявителей нуждающимися в улучшении жилищных условий является то, что они проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Между тем, из обстоятельств дела усматривается, что В.С.Н. и члены его семьи этим критериям Закона соответствуют.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с протоколом N 1 Жилищной комиссии ГУВД г. Москвы и выданного на его основании ордера N 6995 от 21 марта 1994 года участковому уполномоченному В.С.Н. в связи с работой в органах внутренних дел на семью из четырех человек, включая В.С.М., В.М.С., В.О.С., временно, на период работы в ГУВД г. Москвы, предоставлена трехкомнатная квартира 27 в доме ** по ул. ** г. Москвы.
На тот момент ГУВД г. Москвы являлась владельцем указанной квартиры на основании договора аренды, право на заключение которого возникло в соответствии с Распоряжением Премьера Правительства г. Москвы от 12 февраля 1993 года N 224-РП.
Приказом зам. Начальника ГУВД г. Москвы N 567 от 14 июля 1993 года паспортному столу ОВД "Солнцево" предписано осуществлять постоянную прописку сотрудников ГУВД г. Москвы, проживающих в указанном доме, по истечении трех лет работы в органах внутренних дел.
В соответствии с названным Приказом семья В.С.Н. была зарегистрирована в предоставленной им в установленном законом порядке квартире по месту жительства.
В связи с истечением срока аренды дома и на основании Распоряжения Премьера Правительства г. Москвы от 1 марта 1996 года N 191-РП указанный дом передан в ведение Миграционного центра "Востряково". Префектуре ЗАО г. Москвы совместно с ГУВД г. Москвы поручено произвести отселение проживающих сотрудников до 1 января 1997 года.
Однако семья В.С.Н. от переселения в общежитие отказалась.
Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 18 мая 1998 года в удовлетворении иска о выселении к семье В.С.Н. отказано.
14 мая 2001 года в соответствии с договором, заключенным между Комитетом по делам внутренней миграции при Правительстве г. Москвы и ГУВД г. Москвы, семье В.С.Н. во временное пользование, на срок исполнения им служебных обязанностей, предоставлено занимаемое им ранее жилое помещение.
В 2007 году В.С.Н. уволен из органов внутренних дел по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 24 июня 2008 года В.С.Н. отказано в удовлетворении иска к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании права на указанное жилое помещение, обязании заключить договор социального найма.
На основании решения Солнцевского районного суда г. Москвы, вступившего в законную силу 24 июня 2010 года, семья В.С.Н. подлежит выселению из занимаемой квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Однако до настоящего времени указанное решение суда о выселении не исполнено, заявители остаются зарегистрированными по месту жительства в ранее предоставленной им на законных основаниях квартире.
При таком положении решение суда подлежит отмене, поскольку заявление, в удовлетворении которого было отказано, является обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о возможности вынесения по настоящему делу нового решения об удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329, п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 4 июня 2013 года отменить и вынести новое решение, которым признать незаконным распоряжение начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Западном административном округе Ф. N У57-5840 от 9 декабря 2011 года, которым семье В.С.Н. отказано в признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы рассмотреть по существу заявление В.С.Н., В.С.М., В.М.С., В.О.С. о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)