Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 21.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-859/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Социальный наем жилого помещения; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. по делу N 33-859/2013


Судья: Некрасова Ю.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Железняковой С.А., Кунгаа Т.В.,
с участием прокурора Дажымба Б.Б.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Железняковой С.А. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц и Республики Тыва к министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, К. о признании недействительным договора социального найма жилого помещения по апелляционной жалобе прокурора Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 июня 2013 года,

установила:

Прокурор Республики Тыва обратился в суд с иском к министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - министерство), К. о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, указав, что, согласно государственному контракту на право заключения договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, договору купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между К.Г.Г. и министерством, акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ министерству передана квартира по ** площадью ** кв. м. ДД.ММ.ГГГГ в министерство поступило заявление ** К. о предоставлении ему служебной квартиры **. На основании указанного заявления распоряжением министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N указанная квартира включена в перечень жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду Республики Тыва, и реестр государственного имущества, а также предоставлена К. по договору найма служебного жилого помещения на время нахождения на государственной должности субъекта РФ - Республики Тыва. ДД.ММ.ГГГГ между министерством и К. заключен договор найма служебного помещения N. ДД.ММ.ГГГГ в министерство поступило заявление ** К. об исключении квартиры по ** из специализированного жилищного фонда и закреплении указанной квартиры за ним на основании договора социального найма. Распоряжением министра земельных и имущественных отношений РТ от ДД.ММ.ГГГГ N указанная квартира исключена из специализированного жилищного фонда Республики Тыва, расторгнут договор найма служебного жилого помещения с К. и с ним заключен договор социального найма указанного жилого помещения. Согласно договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N министерство передало К. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение по **. Истец считает, что договор социального найма жилого помещения ** от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенный между министерством и К., и решение министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва, вынесенное в виде распоряжения от 24.01.2013 года N, о заключении с ** К. договора социального найма указанного жилого помещения являются незаконными. Несмотря на распоряжение министра земельных и имущественных отношений РТ от 24.01.2013 года N, указанная квартира до настоящего времени из перечня специализированного жилья Республики Тыва не исключена и является объектом недвижимого имущества, относящимся к специализированному жилищному фонду Республики Тыва (реестровый номер госимущества РТ 1739 от 15.04.2013 г.) В нарушение требований ст. 49 ЖК РФ, а также п. п. 2 и 3 ст. 5 Закона Республики Тыва "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Республики Тыва отдельным категориям граждан по договорам социального найма", предусматривающих, что жилое помещение предоставляется лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, К. таковым признан не был, что подтверждается информацией мэрии г. Кызыла. Отсутствуют также документы, подтверждающие отнесение его к категории граждан, не состоящих на учете, но имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Отсутствие указанных сведений подтверждается объяснением начальника отдела аренды, государственного реестра и контроля министерства Х. от 24.04.2013 года. Таким образом, предоставление министерством ** К. жилого помещения по ** вне очереди незаконно, так как на учете нуждающихся он не состоял, не был признан малоимущим, квартира была предоставлена только на основании заявления К. ДД.ММ.ГГГГ. Просил признать недействительным договор социального найма жилого помещения по ** от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенный между министерством земельных и имущественных отношений РТ и К.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 июня 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, прокурор Республики Тыва подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая на то, что спорное жилое помещение утратило статус служебного жилья, в связи с чем оно подлежало распределению на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном Законом Республики Тыва от 17 февраля 2006 года N 1680 ВХ-1, поскольку в силу п. 3 ст. 49 ЖК РФ данные помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта РФ. При этом нельзя согласиться с выводом суда о том, что обеспечение жильем нуждающихся, указанных в ст. ст. 51 и 57 ЖК РФ, является только обязанностью органов местного самоуправления. Учитывая, что порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма согласно ст. 49 ЖК РФ устанавливается законом субъекта РФ, а в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Республики Тыва от 17 февраля 2006 года N 1680 ВХ-1 принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с целью последующего предоставления им жилых помещений жилищного фонда Республики Тыва по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Тыва, то, следовательно, имело место не только нарушение прав неопределенного круга лиц, но и нарушение порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных как Жилищным кодексом РФ, так и Законом Республики Тыва от 17 февраля 2006 года N 1680 ВХ-1, поскольку К. на учете нуждающихся не состоял, не был признан малоимущим, более того, жилое помещение было ему предоставлено во внеочередном порядке и только на основании заявления К. ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Дажымба Б.Б., действующая по доверенности, апелляционную жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней.
Представитель ответчика - министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва - Ч.Б.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ответчика К. адвокат Кольчиков Д.И., действующий на основании ордера, также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Ответчик К. и представитель третьего лица - мэрии г. Кызыла - в суд не явились, хотя надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признает их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом по делу установлено и подтверждается материалами дела, что спорная <...> приобретена в государственную собственность Республики Тыва, право собственности возникло 22 августа 2012 года.
ДД.ММ.ГГГГ ** К. на имя министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва Кызыл-оола С.Т. подано заявление о предоставлении служебной квартиры по адресу: **.
Распоряжением министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ N на основании заявления К. принято следующее решение: 1. Предоставить К. жилое помещение, расположенное по адресу: **, по договору найма служебного жилого помещения на время нахождения на государственной должности субъекта Российской Федерации - Республики Тыва; 2. Отделу аренды, государственного реестра и контроля внести жилое помещение, расположенное по адресу **, в перечень жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду Республики Тыва, и в Реестр государственного имущества Республики Тыва.
ДД.ММ.ГГГГ между министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва и К. заключен договор найма служебного жилого помещения N, согласно п. п. 1 и 2 которого К. и членам его семьи во владение и пользование предоставлено жилое помещение - ** - в связи с назначением нанимателя на государственную должность субъекта Российской Федерации - Республики Тыва.
ДД.ММ.ГГГГ К. обратился с заявлением к министру земельных и имущественных отношений Республики Тыва об исключении квартиры по адресу: **, из специализированного жилищного фонда и закреплении данной квартиры за заявителем на основании договора социального найма.
Распоряжением от 24.01.2013 года N "**" министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва исключило квартиру из специализированного жилищного фонда Республики Тыва, расторгло договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N с К. и решило заключить с К. договор социального найма жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: **.
Согласно договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N, министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва К. в бессрочное владение и пользование предоставлено изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, двухкомнатная благоустроенная квартира, расположенная по адресу: **.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора о признании договора социального найма недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку законность распоряжения министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключении договора социального найма истцом не оспаривается, исковое требование о выселении ответчика также не заявлялось, К. не утратил право пользования квартирой после исключения ее из специализированного жилищного фонда, фактически требования прокурора сводятся к возвращению спорного жилого помещения в число служебных, правовых оснований для заявления требований прокурором в интересах граждан, Российской Федерации и Республики Тыва не имеется, то исковые требования прокурора Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц и Республики Тыва к министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, К. о признании недействительным договора социального найма жилого помещения являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Однако судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может.
Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ и ч. 4 ст. 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи 11 ЖК РФ, абзац пятый статьи 12 ГК РФ, пункт 2 статьи 166 ГК РФ), а также прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).
Поэтому выводы суда первой инстанции о том, что нарушение действующего жилищного законодательства при предоставлении К. жилого помещения по договору социального найма не дает прокурору Республики Тыва правовых оснований для заявления требований о признании договора социального найма, заключенного между ответчиками, недействительным, являются необоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 101 ЖК РФ, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что К. не утратил право пользования спорной квартирой после исключения ее из специализированного жилищного фонда, не соответствует действующему законодательству.
Частью 7 статьи 100 ЖК РФ предусмотрено, что, договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.
На основании ч. 1 ст. 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
Поскольку договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме, то и соглашение сторон о расторжении его должно быть оформлено в такой же форме.
Как установлено судебной коллегией, соглашения между ответчиками о расторжении договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N достигнуто не было, а одностороннее расторжение договора путем издания распоряжения министерством земельным и имущественных отношений Республики Тыва законом не допускается. То есть, не расторгнув договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N, министерство земельных и имущественных отношений заключило договор социального найма с тем же самым лицом и на то же самое жилое помещение.
В соответствии с ч. 4 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В силу ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Как следует из материалов дела, основанием для заключения договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N является распоряжение министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому решено заключить с К. договор социального найма жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: **.
Из буквального толкования текста распоряжения министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что решения о предоставлении спорного жилого помещения на условиях социального найма К. министерством не принималось, как того требуют вышеуказанные нормы права, а всего лишь решено было заключить с ним договор социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Закон Республики Тыва от 17.02.2006 года N 1680 ВХ-1 "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Республики Тыва отдельным категориям граждан по договорам социального найма" устанавливает категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в домах жилищного фонда Республики Тыва, основания признания указанных граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также порядок предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Пунктом 2 статьи 4 Закона предусмотрено, что принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с целью последующего предоставления им жилых помещений жилищного фонда Республики Тыва по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Тыва.
Судебной коллегией установлено отсутствие у К. совокупности условий, предусмотренных жилищным законодательством и обусловливающих возникновение у него права на получение жилого помещения на условиях социального найма.
Оценивая данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спорная квартира была предоставлена К. на условиях социального найма в нарушение требований Жилищного кодекса РФ и жилищного законодательства Республики Тыва, поскольку, во-первых, решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма К. не принималось, во-вторых, ни он, ни члены его семьи не состояли на очереди в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, заключенный между ответчиками договор социального найма от 24 января 2013 года N 32 подлежит признанию недействительным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска прокурора Республики Тыва.
Так как прокурор Республики Тыва и министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва освобождены по НК РФ от уплаты государственной пошлины, то на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ госпошлина в размере 200 рублей в доход бюджета городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" подлежит взысканию с ответчика К.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 июня 2013 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
"Исковое заявление прокурора Республики Тыва удовлетворить.
Признать договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенный между министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва и К., недействительным.
Взыскать с К. государственную пошлину в размере 200 рублей в доход бюджета городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 августа 2013 года.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)