Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.04.2013 ПО ДЕЛУ N А55-17939/2012

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2013 г. по делу N А55-17939/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Гарифуллиной Л.Р.
при участии представителей:
истца - открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы" - Кравченко А.В., доверенность от 05.05.2012,
ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Устинова О.В., доверенность от 28.12.2012,
в отсутствие:
третьего лица - Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2012 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-17939/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы", г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа от 29.02.2012 N 01/220/2011-671, третье лицо: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,

установил:

открытое акционерное общество "Приволжские магистральные нефтепроводы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - управление) о признании незаконным отказа управления от 29.02.2012 N 01/220/2011-671 в регистрации договора аренды лесных участков без аукциона от 04.07.2011 N 250; обязать управление произвести государственную регистрацию указанного договора.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.09.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012, требования общества удовлетворены: суд признал незаконным отказ управления от 29.02.2012 N 01/220/2011-671 в регистрации договора аренды лесных участков без аукциона от 04.07.2011 N 250, обязал управление произвести государственную регистрацию названного договора аренды лесных участков.
Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
14.10.2011 общество обратилось к управлению с заявлением от 29.02.2012 N 01/220/2011-671 о регистрации договора аренды лесных участков без аукциона от 04.07.2011 N 250.
28.10.2011 управление приостановило государственную регистрацию договора, указав на необходимость подачи обществом заявления о внесении изменений в реестр, в связи с приведением в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации записей о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда.
Сообщением от 29.02.2012 заявителю отказано в регистрации указанного договора по причине не представления документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Заявитель, не согласившись с вынесенным отказом ответчика, обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Заявителем на государственную регистрацию представлен договор аренды лесного участка без аукциона, согласно которому предметом договора является лесной участок площадью 5,5 га, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, Волжское лесничество, Дубово-Уметское участковое лесничество, квартал N 29, выдел 8, квартал N 30, выдел 2, предоставленный для строительства, реконструкции, эксплуатации магистрального нефтепровода с вдоль трассовой линией электропередачи и других линейных объектов (л.д. 15 - 20).
Заявление от 14.10.2011 N 01/220/2011-671 о государственной регистрации договора аренды, представлено на объект недвижимого имущества - участок лесного фонда, адрес: Самарская область, Волжский район, Самарский лесхоз Дубово-Уметское лесничество, площадью 46 910 000,00 кв. м.
Согласно представленному договору аренды указанные лесные участки из земель лесного фонда входят в состав лесного участка.
Условия предоставления лесных участков регламентируются "Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства 26.07.2011 N 319.
Решение о предоставлении лесного участка в аренду должно содержать сведения: о заявителе (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество гражданина, в том числе гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем); о местоположении и площади лесного участка; о цели (целях) и сроке использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду; о сроке подготовки и заключения договора аренды.
Решение о предоставлении в аренду лесного участка принимается уполномоченным органом, который проводит экспертизу представленных документов, на основании решения заключается договор аренды лесного участка.
Согласно статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии со статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Понятие лесного участка дано в статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 названного Кодекса. В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20, 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины.
Проанализировав условия договора аренды от 04.07.2011 N 250, в совокупности с документами, представленными на государственную регистрацию, суды пришли к выводу, что заявителем представлены все необходимые документы, требующиеся для регистрации договора аренды, указанный договор по содержанию соответствует требованиям лесного и гражданского законодательства с учетом положений Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, регулирующих порядок оформления арендных отношений лесных участков.
Лесной участок, являющийся предметом договора аренды от 04.07.2011 N 250 определен в указанном договоре. К договору приложена схема расположения и границы лесного участка, план лесного участка с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цель использования, то есть лесной участок, как предмет договора полностью индивидуализирован.
Доводы кассатора о невозможности регистрации договора ввиду того, что его предметом является часть лесного участка, а не самостоятельный объект недвижимости судом правильно признаны необоснованными, с учетам ранее указанных мотивов.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.11.2012 по делу N А72-420/2012, 16.08.2012 по делу N А72-9726/2011.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 по делу N А55-17939/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)