Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Салиховой З.И.,
при участии представителей:
истца - Бадретдинова А.Э. (доверенность от 01.03.2013 б/н), Гильмутдинова Э.Д. (доверенность от 01.10.2012 N 319),
ответчика - Ефимовой Д.Х. (доверенность от 26.12.2012 N 437/0543),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.08.2012 (судья Гаврилов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-14295/2012
по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "КАПО-Жилбытсервис" (ОГРН 1081690080450) о взыскании денежных средств,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - истец, ТУ Росимущества в Республике Татарстан, территориальное управление) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "КАПО-Жилбытсервис" (далее - ответчик, ООО "УК "КАПО-Жилбытсервис") о взыскании 565 291,58 руб. задолженности, 135 669,97 руб. процентов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.08.2012, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012, в удовлетворении исковых требований отказано. При этом суды обеих инстанций исходили, в том числе, из того, что полученные ответчиком денежные средства в виде платы за наем помещения в силу прямого указания закона (пункт 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) и на основании доверенности, выданной уполномоченным органом, неосновательным обогащением не является, и что в период управления домами ответчиком были выполнены работы, в том числе и по капитальному ремонту общежитий, на общую сумму 1 148 936 руб.
В кассационной жалобе истец с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить, полагая, в частности, что суммы, полученные ответчиком с жильцов общежитий за наем жилых помещений, подлежат перечислению в федеральный бюджет как полученные за пользование федеральным имуществом.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик с доводами, отраженными в последней, не согласился по основаниям, изложенным в текстах по делу судебных актах.
В судебном заседании кассационной инстанции 28.02.2013 представители обеих сторон поддержали позиции своих доверителей, обозначенные в текстах кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании кассационной инстанции 28.02.2013 был объявлен перерыв до 13 часов 50 минут 04.03.2013, по окончании которого судебное разбирательство было продолжено.
Правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод о наличии оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ) от 29.12.2006 N 4769-р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова" и распоряжением ФАУФИ от 24.03.2008 N 240-р "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.12.2006 N 4769-р" имущественный комплекс федерального государственного унитарного предприятия "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова" приватизирован путем преобразования указанного унитарного предприятия в открытое акционерное общество "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова". Находящиеся в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова" здания общежитий, расположенные по адресам: г. Казань, ул. Дементьева, 7А; г. Казань, ул. Дементьева, 7; г. Казань, ул. Ак. Павлова, 1; г. Казань, ул. Ак. Павлова, 11, приватизации не подлежали.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" жилищный фонд и объекты его инфраструктуры не подлежат приватизации в составе имущественного комплекса унитарных предприятий и должны быть безвозмездно переданы в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, в том числе жилищный фонд, независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежат передаче в муниципальную собственность того города или района, на территории которого они расположены (пункт 1 приложения N 3 указанного Постановления).
Руководствуясь вышеизложенными нормами, территориальное управление приняло решение о передаче перечисленных общежитий в муниципальную собственность города Казани. Решение о передаче общежитий, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Дементьева, 7А и ул. Ак. Павлова, 11 было оформлено распоряжением территориального управления от 12.11.2008 N 148-р. Решение о передаче общежитий, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Дементьева, 7 и ул. Ак. Павлова, 1 было оформлено распоряжением территориального управления от 21.02.2011 N 29-р.
В связи с тем, что указанные распоряжения со стороны муниципального образования в лице исполнительного комитета города Казани не исполнялись, территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании действий исполнительного комитета по непринятию в муниципальную собственность города Казани указанных объектов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2009 по делу N А65-24260/2009 действия исполнительного комитета муниципального образования города Казани по непринятию в муниципальную собственность города Казани объектов недвижимости: здания (строения) N 7А по ул. Дементьева, г. Казани, лит. А (общежитие), здания (строения) N 11 по ул. Ак. Павлова, г. Казани, лит. А (общежитие) признаны незаконными и на указанный орган возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов территориального управления путем принятия в муниципальную собственность города Казани объектов недвижимости: здания (строения) N 7А по ул. Дементьева, г. Казани, лит. А (общежитие), здания (строения) N 11 по ул. Ак. Павлова, г. Казани, лит. А (общежитие).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.10.2011 по делу N А65-14576/2011 действия исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившиеся в непринятии в муниципальную собственность города Казани объектов недвижимости: здания общежития N 7 по ул. Дементьева г. Казани, литер А.; здания общежития N 1 по ул. Ак. Павлова г. Казани, литер А, признаны незаконными.
Этим же решением на исполнительный комитет муниципального образования города Казани возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов территориального управления путем принятия в муниципальную собственность города Казани объектов недвижимости: здания общежития N 7 по ул. Дементьева г. Казани, литер А; здания общежития N 1 по ул. Ак. Павлова г. Казани, литер А.
В связи с отказом исполнительного комитета муниципального образования города Казани от добровольного и своевременного исполнения распоряжений территориального управления N 148-р и N 29-р, а в последующем и судебных решений, перечисленные общежития учитывались в казне Российской Федерации, и управление ими было вынуждено осуществлять территориальное управление Росимущества.
В связи с данным обстоятельством и в целях недопущения нарушения гражданских прав жильцов на получение услуг по обслуживанию дома (регистрация и снятие с регистрации граждан по месту жительства, уборка помещений общего пользования, придомовой территории, вывоз мусора и т.д.), а также, принимая во внимание отсутствие в штатном расписании Территориального управления специалистов, компетентных в вопросах управления жилым фондом, Территориальным управлением была выдана доверенность от 16.04.2009 N 02 руководителю ООО "УК "КАПО-Жилбытсервис", включающая полномочия по совершению фактических и юридических действий, направленных на содержание и обеспечение сохранности зданий общежитий, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Дементьева, 7 и 7А, ул. Ак. Павлова, 1 и 11, в том числе полномочия по заключению и расторжению договоров найма жилого помещения в указанных общежитиях, а также - по требованию своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Письмом от 17.02.2012 N 02/855 территориальное управление запросило у ООО "УК "КАПО-Жилбытсервис" информацию о суммах, взимаемых с жильцов указанных общежитий в качестве платы за наем жилых помещений за следующие периоды: в отношении общежитий N 7А лит. А по ул. Дементьева г. Казани и N 11 лит. А по ул. Ак. Павлова г. Казани в период с 16.04.2009 (дата выдачи доверенности) по 14.12.2009 (дата принятия решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-24260/2009); в отношении общежитий N 7 по ул. Дементьева г. Казани, лит. А и N 1 по ул. Ак. Павлова г. Казани, лит. А в период с 16.04.2009 (дата выдачи доверенности) по 03.10.2011 (дата принятия решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-14576/2011).
На указанный запрос в адрес территориального управления от ООО "УК "КАПО Жилбытсервис" поступило письмо от 21.03.2012, из которого следует, что в запрашиваемые периоды в качестве платы за наем жилых помещений в указанных общежитиях в ООО "УК "КАПО Жилбытсервис" поступило 565 291,58 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для предъявления ко взысканию с управляющей компании полученной ею платы за наем жилых помещений как неосновательного обогащения, поскольку данные средства должны быть перечислены в федеральный бюджет, а также - процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения обязанность по передаче нанимателю жилого помещения принадлежит собственнику (по настоящему иску Российская Федерация), действующему от его имени уполномоченному органу (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан) или уполномоченному им лицу - наймодателю (общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "КАПО-Жилбытсервис").
По доверенности от 16.04.2009 истец от своего имени уполномочил ответчика совершать юридические и фактические действия, направленные на содержание и обеспечение сохранности имущества, в том числе заключать договоры найма жилого помещения в общежитиях, требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Управляющая компания (ответчик) имеет право на получение платы за оказываемые услуги, связанные с обслуживанием домов (общежитий). Однако суммы, полученные управляющей компанией с жильцов за наем жилых помещений, подлежат перечислению в федеральный бюджет как полученные за использование федерального имущества.
Согласно статье 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указания закона, либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично.
Из указанной нормы следует, что управляющая компания, являясь в рассматриваемом случае представителем территориального управления в силу полномочия, основанного на выданной ей доверенности, не имеет права, действуя от имени территориального управления, совершать сделки в отношении себя лично. Таким образом, управляющая компания, не являясь собственником или обладателем иного вещного права в отношении обслуживаемого ею имущества, не имеет права на получение дохода от его использования.
Что касается ссылки судов на выполнение ответчиком работ в период управления общежитиями, в том числе по их капитальному ремонту, на общую сумму в 1 148 936 руб., то, во-первых, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства понесения указанных расходов со стороны ответчика, во-вторых, данный вопрос к рассматриваемому спору не имеет никакого отношения, но впоследствии может быть предметом отдельного разбирательства между сторонами.
В связи с этим суду первой инстанции при новом рассмотрении данного дела следует дать надлежащую правовую оценку удержанию ответчиком денежных средств, полученных за пользование не своим, а федеральным недвижимым имуществом, проверить расчеты истца по начислению как суммы неосновательного обогащения, так и процентов за пользование чужими денежными средствами (статьи 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации), и - на основе этого - вынести по делу законный и обоснованный судебный акт по существу спора.
Кроме того, суду при новом рассмотрении дела необходимо также руководствоваться абзацем третьим пункта 3 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.08.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 по делу N А65-14295/2012 - отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
С.А.ФИЛИМОНОВ
З.И.САЛИХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 07.03.2013 ПО ДЕЛУ N А65-14295/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2013 г. по делу N А65-14295/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Салиховой З.И.,
при участии представителей:
истца - Бадретдинова А.Э. (доверенность от 01.03.2013 б/н), Гильмутдинова Э.Д. (доверенность от 01.10.2012 N 319),
ответчика - Ефимовой Д.Х. (доверенность от 26.12.2012 N 437/0543),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.08.2012 (судья Гаврилов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-14295/2012
по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "КАПО-Жилбытсервис" (ОГРН 1081690080450) о взыскании денежных средств,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - истец, ТУ Росимущества в Республике Татарстан, территориальное управление) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "КАПО-Жилбытсервис" (далее - ответчик, ООО "УК "КАПО-Жилбытсервис") о взыскании 565 291,58 руб. задолженности, 135 669,97 руб. процентов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.08.2012, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012, в удовлетворении исковых требований отказано. При этом суды обеих инстанций исходили, в том числе, из того, что полученные ответчиком денежные средства в виде платы за наем помещения в силу прямого указания закона (пункт 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) и на основании доверенности, выданной уполномоченным органом, неосновательным обогащением не является, и что в период управления домами ответчиком были выполнены работы, в том числе и по капитальному ремонту общежитий, на общую сумму 1 148 936 руб.
В кассационной жалобе истец с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить, полагая, в частности, что суммы, полученные ответчиком с жильцов общежитий за наем жилых помещений, подлежат перечислению в федеральный бюджет как полученные за пользование федеральным имуществом.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик с доводами, отраженными в последней, не согласился по основаниям, изложенным в текстах по делу судебных актах.
В судебном заседании кассационной инстанции 28.02.2013 представители обеих сторон поддержали позиции своих доверителей, обозначенные в текстах кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании кассационной инстанции 28.02.2013 был объявлен перерыв до 13 часов 50 минут 04.03.2013, по окончании которого судебное разбирательство было продолжено.
Правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод о наличии оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ) от 29.12.2006 N 4769-р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова" и распоряжением ФАУФИ от 24.03.2008 N 240-р "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.12.2006 N 4769-р" имущественный комплекс федерального государственного унитарного предприятия "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова" приватизирован путем преобразования указанного унитарного предприятия в открытое акционерное общество "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова". Находящиеся в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова" здания общежитий, расположенные по адресам: г. Казань, ул. Дементьева, 7А; г. Казань, ул. Дементьева, 7; г. Казань, ул. Ак. Павлова, 1; г. Казань, ул. Ак. Павлова, 11, приватизации не подлежали.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" жилищный фонд и объекты его инфраструктуры не подлежат приватизации в составе имущественного комплекса унитарных предприятий и должны быть безвозмездно переданы в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, в том числе жилищный фонд, независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежат передаче в муниципальную собственность того города или района, на территории которого они расположены (пункт 1 приложения N 3 указанного Постановления).
Руководствуясь вышеизложенными нормами, территориальное управление приняло решение о передаче перечисленных общежитий в муниципальную собственность города Казани. Решение о передаче общежитий, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Дементьева, 7А и ул. Ак. Павлова, 11 было оформлено распоряжением территориального управления от 12.11.2008 N 148-р. Решение о передаче общежитий, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Дементьева, 7 и ул. Ак. Павлова, 1 было оформлено распоряжением территориального управления от 21.02.2011 N 29-р.
В связи с тем, что указанные распоряжения со стороны муниципального образования в лице исполнительного комитета города Казани не исполнялись, территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании действий исполнительного комитета по непринятию в муниципальную собственность города Казани указанных объектов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2009 по делу N А65-24260/2009 действия исполнительного комитета муниципального образования города Казани по непринятию в муниципальную собственность города Казани объектов недвижимости: здания (строения) N 7А по ул. Дементьева, г. Казани, лит. А (общежитие), здания (строения) N 11 по ул. Ак. Павлова, г. Казани, лит. А (общежитие) признаны незаконными и на указанный орган возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов территориального управления путем принятия в муниципальную собственность города Казани объектов недвижимости: здания (строения) N 7А по ул. Дементьева, г. Казани, лит. А (общежитие), здания (строения) N 11 по ул. Ак. Павлова, г. Казани, лит. А (общежитие).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.10.2011 по делу N А65-14576/2011 действия исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившиеся в непринятии в муниципальную собственность города Казани объектов недвижимости: здания общежития N 7 по ул. Дементьева г. Казани, литер А.; здания общежития N 1 по ул. Ак. Павлова г. Казани, литер А, признаны незаконными.
Этим же решением на исполнительный комитет муниципального образования города Казани возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов территориального управления путем принятия в муниципальную собственность города Казани объектов недвижимости: здания общежития N 7 по ул. Дементьева г. Казани, литер А; здания общежития N 1 по ул. Ак. Павлова г. Казани, литер А.
В связи с отказом исполнительного комитета муниципального образования города Казани от добровольного и своевременного исполнения распоряжений территориального управления N 148-р и N 29-р, а в последующем и судебных решений, перечисленные общежития учитывались в казне Российской Федерации, и управление ими было вынуждено осуществлять территориальное управление Росимущества.
В связи с данным обстоятельством и в целях недопущения нарушения гражданских прав жильцов на получение услуг по обслуживанию дома (регистрация и снятие с регистрации граждан по месту жительства, уборка помещений общего пользования, придомовой территории, вывоз мусора и т.д.), а также, принимая во внимание отсутствие в штатном расписании Территориального управления специалистов, компетентных в вопросах управления жилым фондом, Территориальным управлением была выдана доверенность от 16.04.2009 N 02 руководителю ООО "УК "КАПО-Жилбытсервис", включающая полномочия по совершению фактических и юридических действий, направленных на содержание и обеспечение сохранности зданий общежитий, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Дементьева, 7 и 7А, ул. Ак. Павлова, 1 и 11, в том числе полномочия по заключению и расторжению договоров найма жилого помещения в указанных общежитиях, а также - по требованию своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Письмом от 17.02.2012 N 02/855 территориальное управление запросило у ООО "УК "КАПО-Жилбытсервис" информацию о суммах, взимаемых с жильцов указанных общежитий в качестве платы за наем жилых помещений за следующие периоды: в отношении общежитий N 7А лит. А по ул. Дементьева г. Казани и N 11 лит. А по ул. Ак. Павлова г. Казани в период с 16.04.2009 (дата выдачи доверенности) по 14.12.2009 (дата принятия решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-24260/2009); в отношении общежитий N 7 по ул. Дементьева г. Казани, лит. А и N 1 по ул. Ак. Павлова г. Казани, лит. А в период с 16.04.2009 (дата выдачи доверенности) по 03.10.2011 (дата принятия решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-14576/2011).
На указанный запрос в адрес территориального управления от ООО "УК "КАПО Жилбытсервис" поступило письмо от 21.03.2012, из которого следует, что в запрашиваемые периоды в качестве платы за наем жилых помещений в указанных общежитиях в ООО "УК "КАПО Жилбытсервис" поступило 565 291,58 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для предъявления ко взысканию с управляющей компании полученной ею платы за наем жилых помещений как неосновательного обогащения, поскольку данные средства должны быть перечислены в федеральный бюджет, а также - процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения обязанность по передаче нанимателю жилого помещения принадлежит собственнику (по настоящему иску Российская Федерация), действующему от его имени уполномоченному органу (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан) или уполномоченному им лицу - наймодателю (общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "КАПО-Жилбытсервис").
По доверенности от 16.04.2009 истец от своего имени уполномочил ответчика совершать юридические и фактические действия, направленные на содержание и обеспечение сохранности имущества, в том числе заключать договоры найма жилого помещения в общежитиях, требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Управляющая компания (ответчик) имеет право на получение платы за оказываемые услуги, связанные с обслуживанием домов (общежитий). Однако суммы, полученные управляющей компанией с жильцов за наем жилых помещений, подлежат перечислению в федеральный бюджет как полученные за использование федерального имущества.
Согласно статье 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указания закона, либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично.
Из указанной нормы следует, что управляющая компания, являясь в рассматриваемом случае представителем территориального управления в силу полномочия, основанного на выданной ей доверенности, не имеет права, действуя от имени территориального управления, совершать сделки в отношении себя лично. Таким образом, управляющая компания, не являясь собственником или обладателем иного вещного права в отношении обслуживаемого ею имущества, не имеет права на получение дохода от его использования.
Что касается ссылки судов на выполнение ответчиком работ в период управления общежитиями, в том числе по их капитальному ремонту, на общую сумму в 1 148 936 руб., то, во-первых, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства понесения указанных расходов со стороны ответчика, во-вторых, данный вопрос к рассматриваемому спору не имеет никакого отношения, но впоследствии может быть предметом отдельного разбирательства между сторонами.
В связи с этим суду первой инстанции при новом рассмотрении данного дела следует дать надлежащую правовую оценку удержанию ответчиком денежных средств, полученных за пользование не своим, а федеральным недвижимым имуществом, проверить расчеты истца по начислению как суммы неосновательного обогащения, так и процентов за пользование чужими денежными средствами (статьи 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации), и - на основе этого - вынести по делу законный и обоснованный судебный акт по существу спора.
Кроме того, суду при новом рассмотрении дела необходимо также руководствоваться абзацем третьим пункта 3 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.08.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 по делу N А65-14295/2012 - отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
С.А.ФИЛИМОНОВ
З.И.САЛИХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)