Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью "Инвест-силикат-стройсервис"
на решение от 30.11.2012 Арбитражного суда Тюменской области
(судья Коряковцева О.В.) и постановление от 09.04.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А70-8651/2012 по заявлению общества
с ограниченной ответственностью "Инвест-силикат-стройсервис" (625530, Тюменская область, Тюменский район, п. Винзили, ул. Вокзальная, 1,
ОГРН 1037200556656, ИНН 7224007051) к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Первомайская,
д. 34/1, ОГРН 1057200733831, ИНН 7202138082) о признании незаконным решения от 10.07.2012 N 08/2674-12 об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.
В заседании приняли участие представители:
- от общества с ограниченной ответственностью "Инвест-силикат-стройсервис" - Булыгина А.В. по доверенности от 29.12.2012;
- от Департамента лесного комплекса Тюменской области - Филиппов В.А. по доверенности от 13.05.2013.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инвест-силикат-стройсервис" (далее - ООО "Инвест-силикат-стройсервис", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 10.07.2012 N 08/2674-12 об отказе в предоставлении лесного участка общей площадью 60 000 кв. м (6,0 га) с учетными кадастровыми номерами частей 003 площадью 42 751 кв. м (4,2751 га), 004 площадью 17 249 кв. м (17 249 га), являющимися частями лесного участка единого землепользования с кадастровым номером 72:17:00 00 000:0039, относящимися к категории земель: земли лесного фонда, расположенными по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз, Винзилинское лесничество, квартал 18С, выдел 1, в аренду для разработки месторождений полезных ископаемых; обязании департамента заключить с обществом договор аренды указанного лесного участка сроком на 10 лет.
Решением от 30.11.2012 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 09.04.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению кассатора, надлежащими доказательствами отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости. Представленные доказательства подтверждают факт принадлежности земельного участка к землям лесного фонда.
Вывод апелляционного суда о том, что в договоре аренды изначально имеется ошибка относительно месторасположения передаваемого земельного участка, является неправильным, поскольку в случае ошибки необходимые изменения должны были быть внесены в кадастр на основании заявления ответчика, однако до настоящего времени эта ошибка не исправлена.
Заявитель также не согласен с выводами судов о том, что испрашиваемый обществом лесной участок в состав земель лесного фонда не входит согласно результатам выполненных работ по лесоустройству лесов Тюменского лесничества. Проведение в 2006-2008 годах лесоустройства земель лесного фонда Тюменского лесничества не заменяет кадастровые работы, поскольку границы лесных участков являются условными и могут быть изменены при проведении следующего лесоустройства. Кадастровые же работы производятся иным методом - методом геодезических измерений, однако каких-либо изменений в кадастровом учете частей 003 площадью 42 751 кв. м и 004 площадью 17 249 кв. м, являющихся частями лесного участка единого землепользования с кадастровым номером 72:17:00 00 000:0039, с даты заключения договора и до настоящего времени произведено не было.
На момент проведения лесоустроительных работ договор аренды земельного участка уже был заключен, в связи с чем у Департамента не имелось сомнений в принадлежности земельного участка к землям лесного фонда.
Согласно акту натурного технического обследования от 2007 года, утвержденного Департаментом промышленности и лесного хозяйства Тюменской области, испрашиваемый участок расположен в лесах 1 группы лесов зеленых зон поселений и относится к кварталу 18С Винзилинского лесничества.
Суды необоснованно сделали вывод о том, что лесной участок с адресным описанием, указанным в договоре аренды, отсутствует в свидетельстве на право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда Тюменского лесничества, полученном на основании материалов лесоустройства в 2008 году.
Основанием для отказа в предоставлении участка в аренду является отсутствие характеристики местоположения лесного участка в материалах лесоустройства и государственного лесного реестра. Однако указанное основание не соответствует исчерпывающему перечню оснований для отказа, приведенному в приказе Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка" (далее - приказ N 319), и пункте 22 Административного регламента предоставления Департаментом лесного комплекса Тюменской области государственной услуги по заключению договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения аукциона, утвержденного постановлением Губернатора Тюменской области от 28.07.2011 N 144 (далее - Административный регламент).
Суд апелляционной инстанции неверно принял в качестве допустимого доказательства карту-схему местоположения и границ лесного участка с отображением испрашиваемого обществом земельного участка, поскольку данная схема составлена ответчиком, департамент является органом, уполномоченным на ведение лесного реестра, а не на проведение кадастровых работ или кадастрового учета.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании представители поддержали свои доводы и возражения.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществом в 2006 году была получена лицензия ТЮМ 01057 ПЭ на разведку и добычу песка в Тюменском районе, п. Андреевский, оз. Грязное.
Приказом Агентства лесного хозяйства по Тюменской области от 15.06.2006 N 172 для складирования песка и промышленного оборудования обществу был предоставлен земельный участок, расположенный на берегу вышеуказанного озера по адресу Тюменский район, Тюменский лесхоз, Винзилинское лесничество, квартал 18С, выдел 1, общей площадью 6,0 га.
На основании данного приказа 27.06.2006 между ФГУ "Тюменский лесхоз" (арендодатель) и ООО "Инвест-силикат-стройсервис" (арендатор) был заключен договор аренды N 2ЛХ/2006 в отношении вышеуказанного участка сроком на 11 месяцев.
В связи с вступлением в силу с 01.01.2007 нового Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) полномочия по предоставлению в аренду лесных участков были переданы субъектам Российской Федерации.
В Тюменской области уполномоченным органом в области лесных отношений стал Департамент промышленности и лесного хозяйства Тюменской области.
Общество 07.05.2007 обратилось в департамент с просьбой продлить заключенный с ФГУ "Тюменский лесхоз" договор аренды участка лесного фонда, приложив необходимые документы (приказ о предоставлении, кадастровый паспорт, договор аренды), на основании которых Департамент приказом от 03.07.2007 N 274 предоставил в аренду этот же участок.
На основании данного приказа между обществом и Департаментом промышленности и лесного хозяйства Тюменской области заключен договор аренды лесного участка от 04.07.2007 N 108, срок действия которого с учетом дополнительного соглашения к нему от 26.07.2011 N 2 установлен до 02.03.2012.
Общество 14.02.2012 обратилось в Департамент лесного комплекса Тюменской области с заявлением о продлении договора аренды лесного участка от 04.07.2007 N 108 сроком на 10 лет, ссылаясь на продолжение действия лицензии на право добычи полезных ископаемых.
Департамент 14.03.2012 направил в адрес заявителя письмо N 08/0911-12 о направлении им запросов в заинтересованные органы государственной власти, и решении вопроса о пролонгации договора после получения от них соответствующих сведений.
Общество 03.07.2012 вновь обратилось в Департамент с заявлением о продлении договора аренды лесного участка от 04.07.2007 N 108 сроком на 10 лет.
По результатам рассмотрения данного заявления Департаментом было принято оспариваемое решение от 10.07.2012 N 08/2674-12 об отказе в предоставлении испрашиваемого лесного участка в аренду в связи с отсутствием характеристики местоположения лесного участка в материалах лесоустройства.
Полагая, что отказ не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы общества, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемый отказ является правомерным и не нарушает законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности.
При этом суд исходил из того, что согласно результатам выполненных работ по лесоустройству лесов Тюменского лесничества испрашиваемый обществом лесной участок в состав земель лесного фонда не входит, лесной участок с адресным описанием, указанным в договоре, отсутствует в свидетельстве о праве собственности Российской Федерации на земли лесного фонда Тюменского лесничества, полученном на основании материалов лесоустройства в 2008 году.
В связи с отсутствием материалов лесоустройства на испрашиваемый лесной участок, а также отсутствием государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления данного участка департаментом. При этом заявленные требования были рассмотрены в порядке главы 24 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился, указав, что ФГУП "Запсиблеспроект", выполняя работы по лесоустройству лесов Тюменского лесничества, не включило в состав земель лесного фонда лесной участок, который общество просит предоставить в аренду.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что изначально в договоре аренды имеется ошибка относительно месторасположения передаваемого в аренду лесного участка, на момент принятия Департаментом приказа о предоставлении обществу лесного участка и подписания договора аренды, лесоустройство еще не было завершено и о том, что передаваемый в аренду лесной участок не является лесным, департамент знать не мог.
Оценив представленную карту-схему местоположения и границ лесного участка в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, суд апелляционной инстанции счел, что согласно договору аренды обществу предоставлялся земельный участок с кадастровым номером 72:17:00 00 000:0039, однако на схеме, являющейся приложением к договору аренды, отмечен иной земельный участок, который фактически обществом и использовался, и который не входит в состав земель лесного фонда.
Между тем судами при рассмотрении настоящего спора не было принято во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями действующего законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Согласно статье 101 ЗК РФ порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), статьями 5, 7 которого предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости - не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Статьей 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 42 Закона N 221-ФЗ особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с названным Законов (ранее учтенные объекты недвижимости).
Судами установлено, что общество обратилось в департамент с требованием о заключении договора аренды в отношении лесного участка общей площадью 60 000 кв. м (6,0 га) с учетными кадастровыми номерами частей 003 площадью 42 751 кв. м (4,2751 га), 004 площадью 17 249 кв. м (17 249 га), являющимися частями лесного участка единого землепользования с кадастровым номером 72:17:00 00 000:0039, относящимися к категории земель: земли лесного фонда, расположенными по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз, Винзилинское лесничество, квартал 18С, выдел 1. Следовательно, данный участок поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровой выпиской от 27.10.2011 N 7200/201/11-102058, в которой указано что весь участок относится к категории земель лесного фонда, в связи с чем суды неверно исходили из материалов лесоустройства и сочли, что участок по результатам этих работ не был включен в состав земель лесного фонда.
Пунктом 7 статьи 15 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган осуществляющий ведение государственного лесного реестра, или орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений соответственно о лесах, водных объектах представляет документы о данных природных объектах в орган кадастрового учета. Состав содержащихся в этих документах сведений о данных природных объектах устанавливается Правительством Российской Федерации.
Ответчик не представил сведений о том, что им представлялись какие-либо документы для внесения изменений в сведения кадастра недвижимости. Кроме того, изменение категории земель возможно лишь в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", что также департаментом не доказано.
Таким образом, выводы судов о том, что земельный участок не входит в состав земель лесного фонда в результате выполненных работ по лесоустройству противоречит указанным нормам права и установленным по делу обстоятельствам. Утрата участком статуса земель лесного фонда без отнесения к другой категории невозможна.
В силу изложенного суды ошибочно посчитали препятствием для предоставления данного участка департаментом отсутствие в свидетельстве о государственной регистрации права собственности Российской Федерации сведений о праве собственности на спорный участок.
Выводы судов в части месторасположения земельного участка и о том, что фактически передаваемый в аренду участок не является лесным, о чем департамент не мог знать, сделаны судами за предметом рассмотрения спора, так как требование предъявлено в отношении участка, характеристики которого указаны в ранее заключенном договоре и содержатся в государственном кадастре недвижимости, именно данный участок общество просило предоставить в аренду.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела коллегиальным составом судей и (или) в ином судебном составе.
Поскольку в данном случае заявлено требование об обязании заключить договор, которое судами не рассмотрено по существу и подлежит рассмотрению в порядке искового производства, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.11.2012 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 09.04.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8651/2012 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.СИРИНА
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Е.М.ЦЫГАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2013 ПО ДЕЛУ N А70-8651/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2013 г. по делу N А70-8651/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью "Инвест-силикат-стройсервис"
на решение от 30.11.2012 Арбитражного суда Тюменской области
(судья Коряковцева О.В.) и постановление от 09.04.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А70-8651/2012 по заявлению общества
с ограниченной ответственностью "Инвест-силикат-стройсервис" (625530, Тюменская область, Тюменский район, п. Винзили, ул. Вокзальная, 1,
ОГРН 1037200556656, ИНН 7224007051) к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Первомайская,
д. 34/1, ОГРН 1057200733831, ИНН 7202138082) о признании незаконным решения от 10.07.2012 N 08/2674-12 об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.
В заседании приняли участие представители:
- от общества с ограниченной ответственностью "Инвест-силикат-стройсервис" - Булыгина А.В. по доверенности от 29.12.2012;
- от Департамента лесного комплекса Тюменской области - Филиппов В.А. по доверенности от 13.05.2013.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инвест-силикат-стройсервис" (далее - ООО "Инвест-силикат-стройсервис", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 10.07.2012 N 08/2674-12 об отказе в предоставлении лесного участка общей площадью 60 000 кв. м (6,0 га) с учетными кадастровыми номерами частей 003 площадью 42 751 кв. м (4,2751 га), 004 площадью 17 249 кв. м (17 249 га), являющимися частями лесного участка единого землепользования с кадастровым номером 72:17:00 00 000:0039, относящимися к категории земель: земли лесного фонда, расположенными по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз, Винзилинское лесничество, квартал 18С, выдел 1, в аренду для разработки месторождений полезных ископаемых; обязании департамента заключить с обществом договор аренды указанного лесного участка сроком на 10 лет.
Решением от 30.11.2012 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 09.04.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению кассатора, надлежащими доказательствами отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости. Представленные доказательства подтверждают факт принадлежности земельного участка к землям лесного фонда.
Вывод апелляционного суда о том, что в договоре аренды изначально имеется ошибка относительно месторасположения передаваемого земельного участка, является неправильным, поскольку в случае ошибки необходимые изменения должны были быть внесены в кадастр на основании заявления ответчика, однако до настоящего времени эта ошибка не исправлена.
Заявитель также не согласен с выводами судов о том, что испрашиваемый обществом лесной участок в состав земель лесного фонда не входит согласно результатам выполненных работ по лесоустройству лесов Тюменского лесничества. Проведение в 2006-2008 годах лесоустройства земель лесного фонда Тюменского лесничества не заменяет кадастровые работы, поскольку границы лесных участков являются условными и могут быть изменены при проведении следующего лесоустройства. Кадастровые же работы производятся иным методом - методом геодезических измерений, однако каких-либо изменений в кадастровом учете частей 003 площадью 42 751 кв. м и 004 площадью 17 249 кв. м, являющихся частями лесного участка единого землепользования с кадастровым номером 72:17:00 00 000:0039, с даты заключения договора и до настоящего времени произведено не было.
На момент проведения лесоустроительных работ договор аренды земельного участка уже был заключен, в связи с чем у Департамента не имелось сомнений в принадлежности земельного участка к землям лесного фонда.
Согласно акту натурного технического обследования от 2007 года, утвержденного Департаментом промышленности и лесного хозяйства Тюменской области, испрашиваемый участок расположен в лесах 1 группы лесов зеленых зон поселений и относится к кварталу 18С Винзилинского лесничества.
Суды необоснованно сделали вывод о том, что лесной участок с адресным описанием, указанным в договоре аренды, отсутствует в свидетельстве на право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда Тюменского лесничества, полученном на основании материалов лесоустройства в 2008 году.
Основанием для отказа в предоставлении участка в аренду является отсутствие характеристики местоположения лесного участка в материалах лесоустройства и государственного лесного реестра. Однако указанное основание не соответствует исчерпывающему перечню оснований для отказа, приведенному в приказе Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка" (далее - приказ N 319), и пункте 22 Административного регламента предоставления Департаментом лесного комплекса Тюменской области государственной услуги по заключению договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения аукциона, утвержденного постановлением Губернатора Тюменской области от 28.07.2011 N 144 (далее - Административный регламент).
Суд апелляционной инстанции неверно принял в качестве допустимого доказательства карту-схему местоположения и границ лесного участка с отображением испрашиваемого обществом земельного участка, поскольку данная схема составлена ответчиком, департамент является органом, уполномоченным на ведение лесного реестра, а не на проведение кадастровых работ или кадастрового учета.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании представители поддержали свои доводы и возражения.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществом в 2006 году была получена лицензия ТЮМ 01057 ПЭ на разведку и добычу песка в Тюменском районе, п. Андреевский, оз. Грязное.
Приказом Агентства лесного хозяйства по Тюменской области от 15.06.2006 N 172 для складирования песка и промышленного оборудования обществу был предоставлен земельный участок, расположенный на берегу вышеуказанного озера по адресу Тюменский район, Тюменский лесхоз, Винзилинское лесничество, квартал 18С, выдел 1, общей площадью 6,0 га.
На основании данного приказа 27.06.2006 между ФГУ "Тюменский лесхоз" (арендодатель) и ООО "Инвест-силикат-стройсервис" (арендатор) был заключен договор аренды N 2ЛХ/2006 в отношении вышеуказанного участка сроком на 11 месяцев.
В связи с вступлением в силу с 01.01.2007 нового Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) полномочия по предоставлению в аренду лесных участков были переданы субъектам Российской Федерации.
В Тюменской области уполномоченным органом в области лесных отношений стал Департамент промышленности и лесного хозяйства Тюменской области.
Общество 07.05.2007 обратилось в департамент с просьбой продлить заключенный с ФГУ "Тюменский лесхоз" договор аренды участка лесного фонда, приложив необходимые документы (приказ о предоставлении, кадастровый паспорт, договор аренды), на основании которых Департамент приказом от 03.07.2007 N 274 предоставил в аренду этот же участок.
На основании данного приказа между обществом и Департаментом промышленности и лесного хозяйства Тюменской области заключен договор аренды лесного участка от 04.07.2007 N 108, срок действия которого с учетом дополнительного соглашения к нему от 26.07.2011 N 2 установлен до 02.03.2012.
Общество 14.02.2012 обратилось в Департамент лесного комплекса Тюменской области с заявлением о продлении договора аренды лесного участка от 04.07.2007 N 108 сроком на 10 лет, ссылаясь на продолжение действия лицензии на право добычи полезных ископаемых.
Департамент 14.03.2012 направил в адрес заявителя письмо N 08/0911-12 о направлении им запросов в заинтересованные органы государственной власти, и решении вопроса о пролонгации договора после получения от них соответствующих сведений.
Общество 03.07.2012 вновь обратилось в Департамент с заявлением о продлении договора аренды лесного участка от 04.07.2007 N 108 сроком на 10 лет.
По результатам рассмотрения данного заявления Департаментом было принято оспариваемое решение от 10.07.2012 N 08/2674-12 об отказе в предоставлении испрашиваемого лесного участка в аренду в связи с отсутствием характеристики местоположения лесного участка в материалах лесоустройства.
Полагая, что отказ не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы общества, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемый отказ является правомерным и не нарушает законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности.
При этом суд исходил из того, что согласно результатам выполненных работ по лесоустройству лесов Тюменского лесничества испрашиваемый обществом лесной участок в состав земель лесного фонда не входит, лесной участок с адресным описанием, указанным в договоре, отсутствует в свидетельстве о праве собственности Российской Федерации на земли лесного фонда Тюменского лесничества, полученном на основании материалов лесоустройства в 2008 году.
В связи с отсутствием материалов лесоустройства на испрашиваемый лесной участок, а также отсутствием государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления данного участка департаментом. При этом заявленные требования были рассмотрены в порядке главы 24 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился, указав, что ФГУП "Запсиблеспроект", выполняя работы по лесоустройству лесов Тюменского лесничества, не включило в состав земель лесного фонда лесной участок, который общество просит предоставить в аренду.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что изначально в договоре аренды имеется ошибка относительно месторасположения передаваемого в аренду лесного участка, на момент принятия Департаментом приказа о предоставлении обществу лесного участка и подписания договора аренды, лесоустройство еще не было завершено и о том, что передаваемый в аренду лесной участок не является лесным, департамент знать не мог.
Оценив представленную карту-схему местоположения и границ лесного участка в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, суд апелляционной инстанции счел, что согласно договору аренды обществу предоставлялся земельный участок с кадастровым номером 72:17:00 00 000:0039, однако на схеме, являющейся приложением к договору аренды, отмечен иной земельный участок, который фактически обществом и использовался, и который не входит в состав земель лесного фонда.
Между тем судами при рассмотрении настоящего спора не было принято во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями действующего законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Согласно статье 101 ЗК РФ порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), статьями 5, 7 которого предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости - не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Статьей 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 42 Закона N 221-ФЗ особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с названным Законов (ранее учтенные объекты недвижимости).
Судами установлено, что общество обратилось в департамент с требованием о заключении договора аренды в отношении лесного участка общей площадью 60 000 кв. м (6,0 га) с учетными кадастровыми номерами частей 003 площадью 42 751 кв. м (4,2751 га), 004 площадью 17 249 кв. м (17 249 га), являющимися частями лесного участка единого землепользования с кадастровым номером 72:17:00 00 000:0039, относящимися к категории земель: земли лесного фонда, расположенными по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз, Винзилинское лесничество, квартал 18С, выдел 1. Следовательно, данный участок поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровой выпиской от 27.10.2011 N 7200/201/11-102058, в которой указано что весь участок относится к категории земель лесного фонда, в связи с чем суды неверно исходили из материалов лесоустройства и сочли, что участок по результатам этих работ не был включен в состав земель лесного фонда.
Пунктом 7 статьи 15 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган осуществляющий ведение государственного лесного реестра, или орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений соответственно о лесах, водных объектах представляет документы о данных природных объектах в орган кадастрового учета. Состав содержащихся в этих документах сведений о данных природных объектах устанавливается Правительством Российской Федерации.
Ответчик не представил сведений о том, что им представлялись какие-либо документы для внесения изменений в сведения кадастра недвижимости. Кроме того, изменение категории земель возможно лишь в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", что также департаментом не доказано.
Таким образом, выводы судов о том, что земельный участок не входит в состав земель лесного фонда в результате выполненных работ по лесоустройству противоречит указанным нормам права и установленным по делу обстоятельствам. Утрата участком статуса земель лесного фонда без отнесения к другой категории невозможна.
В силу изложенного суды ошибочно посчитали препятствием для предоставления данного участка департаментом отсутствие в свидетельстве о государственной регистрации права собственности Российской Федерации сведений о праве собственности на спорный участок.
Выводы судов в части месторасположения земельного участка и о том, что фактически передаваемый в аренду участок не является лесным, о чем департамент не мог знать, сделаны судами за предметом рассмотрения спора, так как требование предъявлено в отношении участка, характеристики которого указаны в ранее заключенном договоре и содержатся в государственном кадастре недвижимости, именно данный участок общество просило предоставить в аренду.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела коллегиальным составом судей и (или) в ином судебном составе.
Поскольку в данном случае заявлено требование об обязании заключить договор, которое судами не рассмотрено по существу и подлежит рассмотрению в порядке искового производства, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.11.2012 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 09.04.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8651/2012 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.СИРИНА
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Е.М.ЦЫГАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)