Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 21.05.2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я.,
судей: Барановской Е.Н., Панкратовой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полонским А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от "12" февраля 2013 г., принятое судьей М.Ю. Махалкиным, по делу N А40-155367/2012 (16-1543) по иску ООО "Фирма "Бластер+" к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании права на уплату арендной платы за пользование земельным участком
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Рыбак Д.В. по доверенности от 12.11.2012
от ответчика: Бондаренко Г.Е. по доверенности от 27.02.2013
ООО "Фирма "Бластер+" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик) о признании права истца уплачивать арендную плату за пользование земельным участком, предоставленные по договору аренды N М-01-029875 от 20.12.2005 г., по ставке, определяемой в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП, а также о признании незаконным отказа ответчика от внесения изменений в указанный договор аренды в части порядка определения размера арендной платы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.02.2013 года требования ООО "Фирма "Бластер+" удовлетворены. Решение суда мотивировано тем, что отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы от внесения изменений в договор долгосрочной аренды земельного участка N М-01-029875 от 20.12.2005 г. в части порядка определения размера арендной платы, оформленный письмом от 24.08.2012 г. N 33-5-14014/12-(0)-1 не соответствует ст. 65 Земельного кодекса РФ.
С решением суда не согласился Департамент, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Постановлением Правительства г. Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП введен новый порядок исчисления (система исчисления) арендной платы. То есть изменению в договоре подлежат не только ставки арендной платы или коэффициенты к ставкам арендной платы, а принцип расчета арендной платы, что сторонами согласовано не было.
В данном случае истцом, заявлено требование не об изменении ставки арендной платы, а об изменении условий расчета арендной платы, предусмотренной договором. В указанном случае необходимо учитывать волеизъявление публично-правового образования (арендодателя) в полном объеме, а именно указание, что переход на новый порядок исчисления арендной платы обязателен с 01.01.2014 года и запрет пересмотра условий договора аренды, приводящий к уменьшению арендных платежей.
В связи с чем, порядок исчисления арендной платы за землю и установление ставок арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка не может быть применен к условиям договора аренды, заключенного с истцом, так как п. 4.3 указанного Постановления предусмотрено: не допускать пересмотр условий действия договоров аренды, приводящий к уменьшению арендной платы, за исключением договоров с организациями, которым ставки арендной платы установлены в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 29 марта 2005 г. N 162-ПП.
В судебном заседании Департамент полностью поддержал доводы своей апелляционной жалобы, заявитель с решением суда согласен, просил оставить его без изменения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен договор долгосрочной аренды земельного участка N М-01-029875 от 20.12.2005 г., в соответствии с которым истцу был предоставлен на правах аренды земельный участок площадью 0,3 га по адресу: Москва, Озерковская наб., вл. 28, стр. 1, 2, для эксплуатации здания под административные цели и эксплуатации делового многофункционального здания, сроком до 20.10.2054 г.
В данном договоре расчет арендной платы и установление арендных ставок произведено на основании Распоряжения Мэра г. Москвы от 02.04.1999 г. N 285-РМ "Об изменении ставок арендной платы за землю с 01.01.1999 г.".
Согласно п. 3.4 договора аренды размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) уполномоченным органом государственной власти г. Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор.
Новые ставки арендной платы за земли в г. Москве были введены с 01.07.2006 г. Постановлением Правительства г. Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в г. Москве" и исчислялись в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Определение ставок аренды за землю в процентах от кадастровой стоимости, а не в зависимости от видов деятельности арендатора также установлено в п. 3 ст. 20 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве".
07.08.2012 г. ООО Фирма "Бластер+" обратился к ответчику с требованием внести изменения в договор аренды в части порядка определения арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" (л.д. 67-70).
Департамент письмом от 24.08.2012 г. N 33-5-14014/12-(0)-1 (л.д. 71) отказал в удовлетворении требования истца, ссылаясь на то, что предусмотренные в п. 2 указанного Постановления ставки арендной платы за землю применяются лишь при заключении договоров аренды земельных участков с 01.07.2006 г., договор аренды земельного участка N М-01-029875 от 20.12.2005 г. заключен до принятия указанного Постановления Правительства г. Москвы и не подлежат применению к ранее заключенному договору.
Ответчик сослался также на п. 4.2 постановления Правительства г. Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП, которым предусмотрено не допускать пересмотр с учетом положений (п. п. 2, 4.2), регулирующих порядок исполнения Постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" условий договоров аренды, приводящих к уменьшению арендных платежей, за исключением договоров аренды с организациями, которым ставки арендной платы устанавливались в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 29.03.2005 г. N 162-ПП "О коэффициентах к ставкам арендной платы за землю для категорий арендаторов, занимающихся приоритетными для города видами деятельности".
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 614 Гражданского кодекса и пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются договором.
Статьей 424 Гражданского кодекса предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Таким образом, стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Пунктом 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 20 Закона города Москвы N 48 от 19 декабря 2007 г. "О землепользовании в городе Москве" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливаются Правительством г. Москвы. При определении размера арендной платы учитывается разрешенное использование земельных участков, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования земельных участков, установленные для решения социальных задач и задач развития города (ч. 2 ст. 20).
Согласно Распоряжениям Мэра г. Москвы от 25.09.1998 г. N 980-РМ "Об арендной плате за землю в г. Москве" и от 02.04.1999 г. N 285-РМ "Об изменении ставок арендной платы за землю с 1 января 1999 г." размер арендной платы за землю определялся исходя из площади земельного участка и базовой ставки, дифференцируемой по видам деятельности арендаторов и территориально-экономическим зонам.
Постановлением Правительства г. Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП установлен новый порядок исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования; указанным Постановлением утверждены ставки арендной платы за землю в г. Москве, и предписано применять с 1 июля 2006 г. утвержденные ставки арендной платы при заключении договоров аренды и дополнительных соглашений к ним.
Арендная плата по договору аренды N М-01-029875 от 20.12.2005 г. согласно приложению N 1 к нему установлена исходя из базовой ставки ежегодной арендной платы, установленной на основании распоряжения Мэра Москвы от 02.04.1999 N 285-РМ.
Таким образом, арендная плата по договору аренды в соответствии с п. 3.4 договора подлежит исчислению (изменению) на основе этих ставок арендной платы с даты выхода вышеуказанного нормативного акта, утвердившего новые ставки арендной платы.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что "изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора, в частности п. 3.4 является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что "истцом заявлено требование не об изменении ставки арендной платы, а об изменений условий расчета арендной платы, предусмотренной договором", также не может быть принят во внимание, поскольку ООО Фирма "Бластер+" заявлено требование признать незаконным отказ Департамента от внесения изменений в договор долгосрочной аренды земельного участка N М-01-029875 от 20.12.2005 г. об установлении размера арендной платы за пользование земельным участком по ставке, определяемой в порядке, установленном Постановлением Правительства г. Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Таким образом, изменение регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим до таких изменений.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008. При этом, в Постановлении ВАС РФ указано, что "содержащееся в настоящем Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел".
Кроме того, пунктом 2 Постановления Правительства г. Москвы от 28 октября 2008 г. N 1010-ПП "О дальнейшем совершенствовании порядка установления арендной платы за землю в г. Москве и внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства г. Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП" в редакции, действующей на дату обжалуемого отказа Ответчика, Департаменту земельных ресурсов г. Москвы (Ответчику) было предписано в 2009-2013 г. обеспечить внесение в установленном порядке изменений в договоры аренды земельных участков в части расчета арендных платежей от кадастровой стоимости земельных участков. Таким образом, довод Департамента на обязательность таких изменений только с 01.01.2014 г. также не состоятелен.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о доказанности требований истца. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не находит, решение соответствует обстоятельствам дела и отмене не подлежит.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 176, пунктом 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от "12" февраля 2013 г.
по делу N А40-155367/2012 (16-1543) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Я.СУМАРОКОВА
Судьи
Е.Н.БАРАНОВСКАЯ
Н.И.ПАНКРАТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.05.2013 N 09АП-13015/2013 ПО ДЕЛУ N А40-155367/12
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. N 09АП-13015/2013
Дело N А40-155367/12
Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 21.05.2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я.,
судей: Барановской Е.Н., Панкратовой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полонским А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от "12" февраля 2013 г., принятое судьей М.Ю. Махалкиным, по делу N А40-155367/2012 (16-1543) по иску ООО "Фирма "Бластер+" к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании права на уплату арендной платы за пользование земельным участком
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Рыбак Д.В. по доверенности от 12.11.2012
от ответчика: Бондаренко Г.Е. по доверенности от 27.02.2013
ООО "Фирма "Бластер+" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик) о признании права истца уплачивать арендную плату за пользование земельным участком, предоставленные по договору аренды N М-01-029875 от 20.12.2005 г., по ставке, определяемой в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП, а также о признании незаконным отказа ответчика от внесения изменений в указанный договор аренды в части порядка определения размера арендной платы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.02.2013 года требования ООО "Фирма "Бластер+" удовлетворены. Решение суда мотивировано тем, что отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы от внесения изменений в договор долгосрочной аренды земельного участка N М-01-029875 от 20.12.2005 г. в части порядка определения размера арендной платы, оформленный письмом от 24.08.2012 г. N 33-5-14014/12-(0)-1 не соответствует ст. 65 Земельного кодекса РФ.
С решением суда не согласился Департамент, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Постановлением Правительства г. Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП введен новый порядок исчисления (система исчисления) арендной платы. То есть изменению в договоре подлежат не только ставки арендной платы или коэффициенты к ставкам арендной платы, а принцип расчета арендной платы, что сторонами согласовано не было.
В данном случае истцом, заявлено требование не об изменении ставки арендной платы, а об изменении условий расчета арендной платы, предусмотренной договором. В указанном случае необходимо учитывать волеизъявление публично-правового образования (арендодателя) в полном объеме, а именно указание, что переход на новый порядок исчисления арендной платы обязателен с 01.01.2014 года и запрет пересмотра условий договора аренды, приводящий к уменьшению арендных платежей.
В связи с чем, порядок исчисления арендной платы за землю и установление ставок арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка не может быть применен к условиям договора аренды, заключенного с истцом, так как п. 4.3 указанного Постановления предусмотрено: не допускать пересмотр условий действия договоров аренды, приводящий к уменьшению арендной платы, за исключением договоров с организациями, которым ставки арендной платы установлены в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 29 марта 2005 г. N 162-ПП.
В судебном заседании Департамент полностью поддержал доводы своей апелляционной жалобы, заявитель с решением суда согласен, просил оставить его без изменения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен договор долгосрочной аренды земельного участка N М-01-029875 от 20.12.2005 г., в соответствии с которым истцу был предоставлен на правах аренды земельный участок площадью 0,3 га по адресу: Москва, Озерковская наб., вл. 28, стр. 1, 2, для эксплуатации здания под административные цели и эксплуатации делового многофункционального здания, сроком до 20.10.2054 г.
В данном договоре расчет арендной платы и установление арендных ставок произведено на основании Распоряжения Мэра г. Москвы от 02.04.1999 г. N 285-РМ "Об изменении ставок арендной платы за землю с 01.01.1999 г.".
Согласно п. 3.4 договора аренды размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) уполномоченным органом государственной власти г. Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор.
Новые ставки арендной платы за земли в г. Москве были введены с 01.07.2006 г. Постановлением Правительства г. Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в г. Москве" и исчислялись в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Определение ставок аренды за землю в процентах от кадастровой стоимости, а не в зависимости от видов деятельности арендатора также установлено в п. 3 ст. 20 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве".
07.08.2012 г. ООО Фирма "Бластер+" обратился к ответчику с требованием внести изменения в договор аренды в части порядка определения арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" (л.д. 67-70).
Департамент письмом от 24.08.2012 г. N 33-5-14014/12-(0)-1 (л.д. 71) отказал в удовлетворении требования истца, ссылаясь на то, что предусмотренные в п. 2 указанного Постановления ставки арендной платы за землю применяются лишь при заключении договоров аренды земельных участков с 01.07.2006 г., договор аренды земельного участка N М-01-029875 от 20.12.2005 г. заключен до принятия указанного Постановления Правительства г. Москвы и не подлежат применению к ранее заключенному договору.
Ответчик сослался также на п. 4.2 постановления Правительства г. Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП, которым предусмотрено не допускать пересмотр с учетом положений (п. п. 2, 4.2), регулирующих порядок исполнения Постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" условий договоров аренды, приводящих к уменьшению арендных платежей, за исключением договоров аренды с организациями, которым ставки арендной платы устанавливались в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 29.03.2005 г. N 162-ПП "О коэффициентах к ставкам арендной платы за землю для категорий арендаторов, занимающихся приоритетными для города видами деятельности".
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 614 Гражданского кодекса и пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются договором.
Статьей 424 Гражданского кодекса предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Таким образом, стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Пунктом 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 20 Закона города Москвы N 48 от 19 декабря 2007 г. "О землепользовании в городе Москве" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливаются Правительством г. Москвы. При определении размера арендной платы учитывается разрешенное использование земельных участков, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования земельных участков, установленные для решения социальных задач и задач развития города (ч. 2 ст. 20).
Согласно Распоряжениям Мэра г. Москвы от 25.09.1998 г. N 980-РМ "Об арендной плате за землю в г. Москве" и от 02.04.1999 г. N 285-РМ "Об изменении ставок арендной платы за землю с 1 января 1999 г." размер арендной платы за землю определялся исходя из площади земельного участка и базовой ставки, дифференцируемой по видам деятельности арендаторов и территориально-экономическим зонам.
Постановлением Правительства г. Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП установлен новый порядок исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования; указанным Постановлением утверждены ставки арендной платы за землю в г. Москве, и предписано применять с 1 июля 2006 г. утвержденные ставки арендной платы при заключении договоров аренды и дополнительных соглашений к ним.
Арендная плата по договору аренды N М-01-029875 от 20.12.2005 г. согласно приложению N 1 к нему установлена исходя из базовой ставки ежегодной арендной платы, установленной на основании распоряжения Мэра Москвы от 02.04.1999 N 285-РМ.
Таким образом, арендная плата по договору аренды в соответствии с п. 3.4 договора подлежит исчислению (изменению) на основе этих ставок арендной платы с даты выхода вышеуказанного нормативного акта, утвердившего новые ставки арендной платы.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что "изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора, в частности п. 3.4 является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что "истцом заявлено требование не об изменении ставки арендной платы, а об изменений условий расчета арендной платы, предусмотренной договором", также не может быть принят во внимание, поскольку ООО Фирма "Бластер+" заявлено требование признать незаконным отказ Департамента от внесения изменений в договор долгосрочной аренды земельного участка N М-01-029875 от 20.12.2005 г. об установлении размера арендной платы за пользование земельным участком по ставке, определяемой в порядке, установленном Постановлением Правительства г. Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Таким образом, изменение регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим до таких изменений.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008. При этом, в Постановлении ВАС РФ указано, что "содержащееся в настоящем Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел".
Кроме того, пунктом 2 Постановления Правительства г. Москвы от 28 октября 2008 г. N 1010-ПП "О дальнейшем совершенствовании порядка установления арендной платы за землю в г. Москве и внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства г. Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП" в редакции, действующей на дату обжалуемого отказа Ответчика, Департаменту земельных ресурсов г. Москвы (Ответчику) было предписано в 2009-2013 г. обеспечить внесение в установленном порядке изменений в договоры аренды земельных участков в части расчета арендных платежей от кадастровой стоимости земельных участков. Таким образом, довод Департамента на обязательность таких изменений только с 01.01.2014 г. также не состоятелен.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о доказанности требований истца. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не находит, решение соответствует обстоятельствам дела и отмене не подлежит.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 176, пунктом 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от "12" февраля 2013 г.
по делу N А40-155367/2012 (16-1543) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Я.СУМАРОКОВА
Судьи
Е.Н.БАРАНОВСКАЯ
Н.И.ПАНКРАТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)