Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Пьянков Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Бузмаковой О.В.,
судей Опалевой Т.П., Хасановой В.С.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Кузнецовой С.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 03.12.2012 г. гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Чердынского района Пермского края на решение Чердынского районного суда Пермского края от 06.09.2012 г., которым постановлено:
"Возложить на администрацию Чердынского муниципального района Пермского края и администрацию Бондюжского сельского поселения обязанность за счет специально выделенных на эти цели средств бюджета Пермского края, обеспечить К. во внеочередном порядке по договору социального найма жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм на одного человека."
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., пояснения прокурора, судебная коллегия
установила:
Прокурор Чердынского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах К. к Правительству Пермского края, администрации Чердынского муниципального района Пермского края, администрации Бондюжского сельского поселения о предоставлении К. на семью из двух человек по договору социального найма во внеочередном порядке жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв. м. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что К. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, сведений о закреплении жилого помещения за К., а также сведений о наличии у нее на праве собственности жилых помещений, не имеется. Приобретение жилых помещений и их последующее предоставление лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей на условиях договора социального найма осуществляется органами местного самоуправления за счет субвенций, источником финансирования которых являются средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета. До настоящего времени жилое помещение К. не представлено.
В судебном заседании прокурор, истец на иске настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации Бондюжского сельского поселения Чердынского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные возражения на иск, в которых просил требования прокурора оставить без удовлетворения, так как предоставление К. и ее малолетнему сыну К1. благоустроенного жилого помещения приведет к нецелевому расходованию федеральных и краевых бюджетных средств, нарушению прав других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель администрации Чердынского муниципального района Пермского края пояснила, что с исковыми требованиями согласна, не оспаривала факт того, что К. обладает статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, что она включена в список нуждающихся в получении жилого помещения. При наличии благоустроенного жилья, оно будет предоставлено К.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционном представлении прокурор Чердынского района Пермского края, указывая на то, что суд первой инстанции необоснованно возложил на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по нормам предоставления не на двух, а только на одного человека. Частью 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом членов их семей по норме предоставления на семью из двух человек - 42 кв. м общей площади жилого помещения.
В возражениях на апелляционное представление Администрация Чердынского муниципального района Пермского края, Правительство Пермского края просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор настаивал на апелляционном представлении, просил решение суда первой инстанции изменить, возложить на администрацию Чердынского муниципального района Пермского края и администрацию Бондюжского сельского поселения обязанность за счет средств бюджета Пермского края предоставить К. по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв. м, с учетом несовершеннолетнего сына К1.
Истец К., ответчики администрация Чердынского муниципального района Пермского края, администрация Бондюжского сельского поселения Чердынского района Пермского края о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции извещены, в судебное заседание не явились.
Третье лицо Правительство Пермского края представило заявление о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в отсутствие его представителя.
Заслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ)
В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 настоящего Закона категорий, нуждающимся в жилых помещениях, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания.
Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет:
- 33 кв. м - для одиноких граждан;
- 42 кв. м - на семью из двух человек.
Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.
Финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных Законом о бюджете Пермского края на соответствующий год отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона.
Судом первой инстанции установлено, что родителями К., дата рождения, являются К2. и К3. Отец ребенка записан со слов матери.
Решением Чердынского районного суда Пермского края от 31 мая 2004 года К2. лишена родительских прав в отношении К. Таким образом, в возрасте 11 лет К. осталась без попечения родителей.
Постановлением главы местного самоуправления Чердынского района Пермской области N <...> от 12.07.2004 года, К. определена под опеку К4. За К. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: п. <...>, Чердынского района, ул. <...>.
Согласно акта проверки сохранности закрепленного жилья, износ дома, расположенного по вышеуказанному адресу, составляет 100%. Дом списан с баланса муниципалитета 01.07.2009 года.
В период с 2009 года по 2012 год К. обучалась в ГБО <...>.
Из справки администрации Чердынского муниципального района Пермского края от 02.07.2012 года следует, что К. состоит на регистрационном учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с марта 2012 года под N <...>.
Согласно свидетельства о рождении, выданного отделом ЗАГС администрации Чердынского муниципального района Пермского края 04.07.2012 года, на иждивении К. находится сын К1., дата рождения.
Из справки Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю и справки МП БТИ Чердынского района Пермского края следует, что сведений о зарегистрированных правах К., К2., К1. на объекты недвижимости не значится.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что К. имеет право на обеспечение жилым помещением вне очереди, вместе с тем судом неправильно определена площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению.
Согласно ст. 3 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилое помещение должно быть предоставлено К. с учетом ее малолетнего сына общей площадью не менее 42 кв. м, так как ни она, ни ее сын не имеют на праве собственности, либо в пользовании по договору социального найма какое-либо жилое помещение.
Указание в законе вышеприведенной нормы само по себе исключает нецелевое использование бюджетных средств при предоставлении жилья истцу с учетом члена ее семьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Чердынского районного суда Пермского края от 06.09.2012 г. изменить.
Возложить на администрацию Чердынского муниципального района Пермского края и администрацию Бондюжского сельского поселения обязанность за счет средств бюджета Пермского края предоставить К. по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв. м, с учетом несовершеннолетнего сына К1., дата рождения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 03.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-10700-2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 декабря 2012 г. по делу N 33-10700-2012
Судья Пьянков Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Бузмаковой О.В.,
судей Опалевой Т.П., Хасановой В.С.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Кузнецовой С.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 03.12.2012 г. гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Чердынского района Пермского края на решение Чердынского районного суда Пермского края от 06.09.2012 г., которым постановлено:
"Возложить на администрацию Чердынского муниципального района Пермского края и администрацию Бондюжского сельского поселения обязанность за счет специально выделенных на эти цели средств бюджета Пермского края, обеспечить К. во внеочередном порядке по договору социального найма жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм на одного человека."
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., пояснения прокурора, судебная коллегия
установила:
Прокурор Чердынского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах К. к Правительству Пермского края, администрации Чердынского муниципального района Пермского края, администрации Бондюжского сельского поселения о предоставлении К. на семью из двух человек по договору социального найма во внеочередном порядке жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв. м. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что К. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, сведений о закреплении жилого помещения за К., а также сведений о наличии у нее на праве собственности жилых помещений, не имеется. Приобретение жилых помещений и их последующее предоставление лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей на условиях договора социального найма осуществляется органами местного самоуправления за счет субвенций, источником финансирования которых являются средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета. До настоящего времени жилое помещение К. не представлено.
В судебном заседании прокурор, истец на иске настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации Бондюжского сельского поселения Чердынского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные возражения на иск, в которых просил требования прокурора оставить без удовлетворения, так как предоставление К. и ее малолетнему сыну К1. благоустроенного жилого помещения приведет к нецелевому расходованию федеральных и краевых бюджетных средств, нарушению прав других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель администрации Чердынского муниципального района Пермского края пояснила, что с исковыми требованиями согласна, не оспаривала факт того, что К. обладает статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, что она включена в список нуждающихся в получении жилого помещения. При наличии благоустроенного жилья, оно будет предоставлено К.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционном представлении прокурор Чердынского района Пермского края, указывая на то, что суд первой инстанции необоснованно возложил на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по нормам предоставления не на двух, а только на одного человека. Частью 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом членов их семей по норме предоставления на семью из двух человек - 42 кв. м общей площади жилого помещения.
В возражениях на апелляционное представление Администрация Чердынского муниципального района Пермского края, Правительство Пермского края просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор настаивал на апелляционном представлении, просил решение суда первой инстанции изменить, возложить на администрацию Чердынского муниципального района Пермского края и администрацию Бондюжского сельского поселения обязанность за счет средств бюджета Пермского края предоставить К. по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв. м, с учетом несовершеннолетнего сына К1.
Истец К., ответчики администрация Чердынского муниципального района Пермского края, администрация Бондюжского сельского поселения Чердынского района Пермского края о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции извещены, в судебное заседание не явились.
Третье лицо Правительство Пермского края представило заявление о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в отсутствие его представителя.
Заслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ)
В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 настоящего Закона категорий, нуждающимся в жилых помещениях, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания.
Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет:
- 33 кв. м - для одиноких граждан;
- 42 кв. м - на семью из двух человек.
Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.
Финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных Законом о бюджете Пермского края на соответствующий год отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона.
Судом первой инстанции установлено, что родителями К., дата рождения, являются К2. и К3. Отец ребенка записан со слов матери.
Решением Чердынского районного суда Пермского края от 31 мая 2004 года К2. лишена родительских прав в отношении К. Таким образом, в возрасте 11 лет К. осталась без попечения родителей.
Постановлением главы местного самоуправления Чердынского района Пермской области N <...> от 12.07.2004 года, К. определена под опеку К4. За К. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: п. <...>, Чердынского района, ул. <...>.
Согласно акта проверки сохранности закрепленного жилья, износ дома, расположенного по вышеуказанному адресу, составляет 100%. Дом списан с баланса муниципалитета 01.07.2009 года.
В период с 2009 года по 2012 год К. обучалась в ГБО <...>.
Из справки администрации Чердынского муниципального района Пермского края от 02.07.2012 года следует, что К. состоит на регистрационном учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с марта 2012 года под N <...>.
Согласно свидетельства о рождении, выданного отделом ЗАГС администрации Чердынского муниципального района Пермского края 04.07.2012 года, на иждивении К. находится сын К1., дата рождения.
Из справки Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю и справки МП БТИ Чердынского района Пермского края следует, что сведений о зарегистрированных правах К., К2., К1. на объекты недвижимости не значится.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что К. имеет право на обеспечение жилым помещением вне очереди, вместе с тем судом неправильно определена площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению.
Согласно ст. 3 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилое помещение должно быть предоставлено К. с учетом ее малолетнего сына общей площадью не менее 42 кв. м, так как ни она, ни ее сын не имеют на праве собственности, либо в пользовании по договору социального найма какое-либо жилое помещение.
Указание в законе вышеприведенной нормы само по себе исключает нецелевое использование бюджетных средств при предоставлении жилья истцу с учетом члена ее семьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Чердынского районного суда Пермского края от 06.09.2012 г. изменить.
Возложить на администрацию Чердынского муниципального района Пермского края и администрацию Бондюжского сельского поселения обязанность за счет средств бюджета Пермского края предоставить К. по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв. м, с учетом несовершеннолетнего сына К1., дата рождения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)